Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2015 |
Александра КРЫЛОВА  | 02 марта 2015 |
Мобильный эквайринг готовится к ускорению
Росту ежемесячного оборота молодого российского рынка мобильного эквайринга будут способствовать результаты эксперимента ФНС по совершенствованию порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Рынок мобильного эквайринга (т.е. услуг по приему банковских карт с помощью мобильных терминалов, состоящих из картридера и смартфона или планшета, называемых также mPOS) очень молод, ему еще нет и трех лет. Тем не менее на нем уже определились ведущие игроки: «Смартфин» (бренд 2Can), Pay-me, LifePay, SumUp (ГК «Связной»), ibox. Их экспертные оценки cреднемесячного оборота рынка в 2014 г. колеблются от 200–250 млн руб. (сервис Pay-me и его партнер Альфа-Банк) до 310–340 млн руб. («Смартфин»). Пока доля новых платежных сервисов составляет менее 1% месячного оборота рынка классического эквайринга, исчисляемого в триллионах рублей, однако постепенно увеличивается.
«В 2015 г. месячный оборот рынка мобильного эквайринга дорастет до 1 млрд руб., т.е. учетверится», – прогнозирует Игорь Арефьев (Альфа-Банк). По его мнению, темпы роста будут во многом зависеть от результатов эксперимента Федеральной налоговой службы РФ по совершенствованию порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники, который участники рынка мобильного эквайринга назвали «облачной фискализацией».
Суть эксперимента, инициированного министерством финансов России и ФНС и стартовавшего 1 августа минувшего года в четырех субъектах РФ (в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан), в апробации технологии передачи информации о расчетах с контрольно-кассовых аппаратов в налоговые органы в электронном виде. В ходе эксперимента, в котором участвовали как торгово-сервисные организации и индивидуальные предприниматели, так и компании – разработчики ПО для торговых предприятий, изучалась финансовая эффективность и удобство этой технологии, а также оценивались технические возможности ее эксплуатации.
Изменение существующей ныне системы фискализации – порядка применения контрольно-кассовой техники – назрело. Причем в нем заинтересованы сразу три стороны: налоговая служба, предприниматели и технологические компании. Налоговым органам нужны действенные инструменты контроля за оборотом наличных средств в стране, а отнести к ним процедуру контрольной закупки, которая проводится выборочно, согласитесь, трудно. Торгово-сервисным предприятиям и частным предпринимателям, т.е. налогоплательщикам, хотелось бы снизить объем затрат, финансовых и временных, которые они несут, выполняя действующие правила применения ККТ. Судите сами. Контрольно-кассовый аппарат со встроенным фискальным чипом мало приобрести по цене около 30 тыс. рублей, его нужно зарегистрировать в налоговой инспекции, поставить на учет в уполномоченном центре технического обслуживания, а потом раз в год отвозить в тот же ЦТО. Там фискальный чип с накопленной информацией обо всех проведенных за этот период расчетах из него вынимается и отправляется в налоговые органы, а на его место вставляется новый. Естественно, для того чтобы не останавливать работу торговой точки на время этой процедуры, предпринимателю нужно иметь еще одну кассу, что удваивает расходы. (само собой разумеется, что услуги ЦТО тоже платные).
Третьей стороной, заинтересованной в изменении действующей системы фискализации, стали технологические компании – разработчики программного обеспечения для торгово-сервисных предприятий и предпринимателей, в том числе играющие на рынке эквайринга. Их интересует возможность исполнять роль оператора фискальных данных (ОФД), которая появилась в схеме эксперимента, проводимого ФНС и ее территориальными подразделениями.
В новой схеме на оператора фискальных данных возлагается задача – принять в своем облаке данные о расчетах с каждого контрольно-кассового аппарата и в режиме онлайн передать на него код подтверждения этого факта, а затем агрегировать данные, полученные за сутки со всех касс, и по электронным каналам передать их в ФНС для хранения и обработки. То есть оператор фискальных данных, по сути, берет на себя функцию накопления информации о расчетах, которую ранее исполнял фискальный чип в кассовом аппарате. Кроме того, благодаря этому игроку налоговые органы будут получать такие данные не раз в год, а раз в сутки, следовательно, смогут быстрее их анализировать и реагировать на выявленные нарушения. Предпринимателям же ОФД обеспечит удобный и качественный сервис. Такую схему предполагается закрепить в новой редакции Федерального закона № 54-ФЗ «О контрольно-кассовой технике», которая в настоящее время проходит согласование в ведомствах.
«В эксперименте роль оператора фискальных данных, – рассказывает Николай Жмуренко («Смартфин»), – играл ГНИВЦ ФНС, для того чтобы показать его участникам, как эта схема работает. Однако в будущем, если результаты будут признаны положительными, для исполнения роли операторов фискальных данных ФНС будет аккредитовывать партнеров из числа коммерческих компаний».
По словам Н. Жмуренко, получение налоговыми органами информации о расчетах в ежесуточном режиме изменит требования, предъявляемые ими к контрольно-кассовому оборудованию. По сути, для этой цели можно будет использовать любое электронно-вычислительное устройство с функцией подключения к интернету и возможностью загрузки на него специального софта. Понятно, что программное обеспечение по определению дешевле, чем физическое оборудование, и что его можно получить дистанционно – скачать с портала оператора фискальных данных. Через интернет с использованием ЭЦП можно будет проводить и регистрацию такой контрольно-кассовой техники.
И хотя услуги оператора фискальных данных будут платными, за счет того, что оказываться они будут на базе интернет-технологий, торгово-сервисным компаниям и индивидуальным предпринимателям они обойдутся гораздо дешевле. «По предварительным оценкам самой ФНС, – говорит Н. Жмуренко, – годовая сумма лицензионных отчислений за специализированный софт и сервисных платежей оператору фискальных данных будет в два раза меньше тех затрат, в которые сегодня выливается стоимость владения кассовой техникой». А тот факт, что в качестве кассовой техники могут использоваться различные электронно-вычислительные устройства под управлением всех известных операционных систем, в том числе смартфоны и планшеты, открывает простор перед инновационными технологическими компаниями – разработчиками мобильных рабочих мест с функцией приема платежей.
В эксперименте приняли участие более тысячи компаний. В их числе «Почта России», METRO Cash & Carry, «МегаФон», «Азбука вкуса», «Дикси», «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка», «М.Видео», «Евросеть», «Связной», МТС, «Спортмастер», «Снежная Королева» и др. За время эксперимента были подключены более 4 тыс. единиц контрольно-кассовой техники, в том числе смартфоны, планшеты и веб-кассы. Всего ими пробито более 17 млн кассовых чеков на сумму более 13 млрд руб. По результатам эксперимента будут выработаны и представлены в правительство РФ предложения по совершенствованию порядка применения ККТ.
Игроки рынка мобильного эквайринга отмечают, что принятие документа, делающего законным использование инновационных устройств в качестве контрольно-кассовой техники, послужит катализатором для развития малого бизнеса в целом и сегмента mPOS в частности.