Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2008
Ольга Николаевна РУМЯНЦЕВА  16 октября 2008

Магистраль ведет в регионы. Дальняя связь как катализатор рынка

Основные показатели, по которым оценивается успешность компании, – это EBITDA, выручка и т.д. Для того чтобы достичь высоких показателей, оправдать ожидания акционеров и рынка, компания должна уметь трансформироваться, считает директор департамента по работе с массовым сегментом и МРК «Ростелекома» Ольга РУМЯНЦЕВА

Ольга Румянцева, РостелекомКурс на диверсификацию

– Ольга Николаевна, каким вам видится влияние операторов дальней связи на региональный рынок?

– Вклад магистральных операторов сложно переоценить – для предоставления клиентам услуг широкополосного доступа к сети Интернет требуется высокое качество сетей и связность. Пользователь очень чувствителен к качеству: на бытовом уровне это скорость открытия страницы сайта, интересующего клиента, в Интернете.

Значительно снизилась за последние два года стоимость магистрального Интернета – такую динамику во многом стимулировали магистральные операторы, обеспечившие крупным региональным провайдерам возможность предоставлять услуги доступа в Интернет, организации VPN, различные дополнительные услуги по более низкой цене. Впрочем, есть масса примеров, когда операторы дальней связи предлагают конкурентные цены, стимулирующие рост рынка, а на кошельке конечного потребителя это не очень сказывается.

Чтобы полнее удовлетворять запросы партнеров по объему, цене и качеству трафика, «Ростелеком» заключил соглашение с РосНИИРОСом о сотрудничестве по развитию технологических площадок региональных программно-технологических комплексов, оптимизации маршрутов трафика (Internet Exchange, IX) и размещению ресурсов регистратора доменных имен на наших площадках. Подключение линий связи операторов к оборудованию IX и их обслуживание будут проводиться на равных для всех условиях.

Создание дополнительных площадок обмена интернет-трафиком в городах России повысит связность российского сегмента Сети, ускорит получение пользователями контента и разгрузит магистральные каналы интернет-операторов. Сеть «Ростелекома», как планируется, свяжет все российские точки обмена интернет-трафиком. Присутствие компании на крупнейших IX в Европе сделает наши интернет-ресурсы доступнее для зарубежных интернет-пользователей, а пользователям в различных регионах России обеспечит такой же быстрый и надежный доступ к Всемирной сети, как в центральных городах.

Этой же цели служит приобретение «Ростелекомом» 99,5%-ной доли РТКОММа. Тем самым мы сможем усилить наши позиции на рынке услуг, реализованных на базе сети пакетной коммутации, так как РТКОММ является лидером в сегменте магистрального доступа в сеть Интернет и обладает «золотым запасом» – значительными объемами самых востребованных ресурсов Рунета. Между нашими сетями организована прямая связность в Москве – межоператорское соединение на гигабитных скоростях на площадке ММТС-9. Это обеспечивает кратчайший доступ растущей клиентской базе «Ростелекома» к контент-ресурсам, размещаемым в московских дата-центрах РТКОММа, в частности к сайтам федеральных ведомств.

– Но РТКОММ специально создавался для решения задач, которые «Ростелеком» теперь берет на себя?..

– В условиях, когда магистральный рынок значительно растет в натуральном выражении, а в денежном выражении падает, «Ростелеком» диверсифицирует бизнес. В октябре 2007 г. мы рассказали рынку о своих планах развития сети MPLS, о намерении самим предоставлять услуги доступа в Интернет, строить VPN и др. Сегодня мы нацелены на end-user-сегмент – это массовый рынок, корпоративные клиенты, нацпроекты и т.д.

Что касается сделки с РТКОММом, то вполне возможна сегментация: «Ростелеком», например, предоставляет магистральный доступ, а РТКОММ, который традиционно силен в реализации нацпроектов, в работе со спецпотребителями, будет сориентирован на конечных пользователей. В результате мы уходим от внутренней конкуренции в цене и при этом усиливаем друг друга.

Каждый с каждым

– Каковы тенденции развития регионального рынка?

– Главная – проникновение услуг ШПД, над чем активно работают МРК «Связьинвеста» и альтернативные операторы. «Ростелеком», помимо умощнения сети передачи данных, партнерства с РосНИИРОСом и РТКОММом, предпринимает в этом направлении такие шаги, как строительство региональных ЦОДов, – по сути, это и есть то, что называется «ликвидация цифрового неравенства».

Тенденция замыкания IP-трафика внутри региона очевидна. Простой пример: пользователь, допустим, подключен к сети Интернет в городе N. Его провайдер с радостью разместил бы там свои серверы, да негде. Поэтому запрос пользователя пойдет сначала в московский ЦОД, а потом вернется в город N – все это время пользователь сидит и нервно наблюдает, как медленно загружается его сайт.

«Ростелеком» уже разместил ЦОДы в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске. Региональные операторы могут поставить в наших ЦОДах свое оборудование и обслуживать его, мониторить собственный трафик посредством дистанционного управления. Это обойдется им гораздо дешевле, чем если бы их ресурсы хранились в Москве. Запуская ЦОДы в регионах, мы даже не рассчитывали, что так быстро сформируем бизнес-кейсы. Сегодня наши ЦОДы практически заполнены.

– Как распределяются обязанности между операторами дальней связи и поставщиками услуги последней мили?

–Так ставить вопрос, я считаю, некорректно, ведь конечный потребитель получает услугу полностью, его не интересует, где заканчивается сеть одного оператора и начинается зона ответственности другого. Поэтому ключевым моментом в данной ситуации является пакетная услуга – это давно известная на рынке модель «One stop shopping». И не важно, кто продаст услугу: «Ростелеком» или МРК. Важно, чтобы клиент получил сервис, а операторы – доход.

Мы сотрудничаем со всеми. Структура операторских взаимоотношений такова, что без зонового оператора (у нас есть лицензия на зоновую и местную связь только на Москву и Московскую область) мы до абонента не дойдем. Хотим мы того или нет, но правила присоединения сетей и взаиморасчетов при пропуске трафика никто не отменял. Другой вопрос – агентские взаимоотношения. Мы, безусловно, уже научились что-то делать сами, а какие-то услуги готовы брать у агентов, потому что этот рынок сложился.

Расслабляться нельзя

– Как вы относитесь к тому, что на рынок МГ/МН-связи выходят операторы, ранее арендовавшие каналы магистральной связи у вас?

– Это рынок, в чистом виде экономическая модель. Никто не будет строить, не просчитав инвестиции, сроки окупаемости и возврат этих инвестиций. В Европе происходило то же самое. Оператор, выводя услугу на рынок, думает в первую очередь о том, чтобы реализовать ее для своих абонентов, причем по более низкой цене. Слона нужно есть по частям. Сегодня эти компании, может быть, и не ставят цель выйти на рынок физлиц. Но планы такие у них есть, и это не позволяет нам расслабиться.

– Но пока абоненты в массе своей пользуются услугами «Ростелекома»?..

– Из почти 30 млн активных абонентов – физических лиц (монтированная номерная емкость – 42 млн) на узел связи местного оператора пришли и письменно изъявили свою волю, по моей экспертной оценке, лишь 10–15%. Соответственно, набор номера у них, как и раньше, короткий: 8, 10, код страны, код города и номер телефона или 8, код города и номер телефона. Оставшиеся абоненты осуществили выбор оператора, выполнив конклюдентные действия, что предусмотрено законодательством: они акцептовали нашу публичную оферту и оплатили выставленный «Ростелекомом» счет.

Данный способ акцепта полностью соответствует требованиям ст. 438 ГК РФ, и, согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ, дополнительное соглашение о выборе оператора МГ/МН-связи между абонентом и оператором местной телефонной связи будет считаться заключенным в письменной форме (а абонент в случае выбора «Ростелекома» в качестве оператора МГ/МН-связи станет стороной договора на оказание соответствующих услуг, заключенного с «Ростелекомом»). Такая форма акцепта исключает существование какого-либо отдельного заявления о выборе «Ростелекома», направленного абонентом в адрес оператора местной телефонной связи, либо какого-то иного документа, подписанного абонентом и выражающего его волю на выбор оператора МГ/МН-связи.

– Короткий номер – это хорошо. Но длинный дешевле…

– Для абонентов, выбравших «Ростелеком» в качестве постоянного оператора МГ/МН-связи, установлены специальные, более низкие, тарифы. Так что короткий номер – это удобно и выгодно. В регионах, где введен автоматический hot-choice, абонент набирает большее количество цифр. Возможность выбора оператора дальней связи, а также способа его выбора (pre-select или hot-choice) существует у абонентов на всей территории РФ с 1 января
2006 г., и он может им воспользоваться, если есть техническая возможность. 

Меня в первую очередь беспокоит то, как будут соблюдаться права потребителей, которые письменно не волеизъявились. Ведь к десяти операторам дальней связи, получившим коды с префиксом, вскоре могут присоединиться и остальные, имеющие лицензии на предоставление услуг МГ/МН-связи. С наступлением «часа Х» мы можем поставить абонента перед фактом: привычный порядок набора номера меняется. Сегодня возможности их вывода на рынок ищет совместно с телеком-сообществом регулятор: при Минкомсвязи работает научно-технический совет, в который входят представители операторов, а также специалисты ЦНИИС. Пока нормативные документы не утверждены, это обсуждать рано, однако нужно правильно понимать позицию Минкомсвязи РФ: с одной стороны, это соблюдение прав операторов, которые получили лицензии, построили сети, но не могут оказывать услуги из-за нехватки кодов, а с другой – как быть с соблюдением прав потребителей?!

Я бы даже расширила проблематику – для абонентов фиксированных сетей связи либерализация рынка фактически состоялась, а абоненты сотовой связи такой возможности лишены: действующим законодательством это просто не предусмотрено.

Ценовые войны неизбежны – это было во всех странах, которые проходили путь либерализации. Тем не менее существует нижний порог конкуренции, то бишь себестоимости (сегодня для «Ростелекома», как и для других операторов дальней связи, – это стоимость зонового завершения; для тех, кто построил в регионах зоновые сети, этот порог существенно ниже – стоимость местного завершения вызова). Дальше уже влияют качество, удобство и набор оказываемых услуг – их потребительские свойства.

В любом событии надо искать позитив. Не случись либерализации, «Ростелеком» вряд ли вышел бы на рынок конечных потребителей, развил услуги передачи данных. Мне приятно слышать от конкурентов, что раньше в тендерах на построение VPN играли в основном ТТК, «Голден Телеком» и др., а теперь приходится постоянно сталкиваться с «Ростелекомом». Реформы делают рынок более высококонкурентным, и шевелиться нам всем приходится гораздо быстрее.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!