Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2008
Владимир ЗАЙЦЕВ  16 октября 2008

Связь – это всегда диалог. На поляне тесно

Межоператорские отношения - вечно больной вопрос телекома. На поляне тесно – так оценивает ситуацию на телеком-рынке Владимир ЗАЙЦЕВ, президент Ассоциации операторов телефонной связи, основу которой составляют региональные операторы.

Владимир Зайцев, Ассоциация ОТСРезерв развития, который был обусловлен дефицитом на услуги связи, исчерпан, уровень телефонизации достиг насыщения, очереди на установку телефонов весьма условны. С изменением рыночной ситуации изменились и взаимоотношения между операторами: если раньше каждый мог найти свою полянку с зеленой травкой, то сейчас все полянки заняты. С одной стороны, монополист, понимая, что ему для развития нужны новые условия, усилил свое давление на операторов, происходит вытеснение малых операторов, с другой – начинается конкуренция уже между альтернативными компаниями, поскольку они тоже исчерпали свободные и территориальные, и нишевые резервы. Активизируют работу в регионах крупные столичные холдинги, привлекая абонентов, скупая малых операторов.

К рынку не готовы

Обострившаяся конкуренция предложений потребовала от операторов включения рыночных механизмов: маркетинга, изучения потребностей абонентов, повышения качества обслуживания. Но 90% региональных операторов оказались к этому не готовы, причем не только мелкие.

Программа поддержки малого предпринимательства, которую Ассоциация ОТС разработала и передала регулятору, предполагает технологическую, организационную (внедрение новых бизнес-моделей), маркетинговую, юридическую (квалифицированных правоведов у нас вообще мало, а в регионах и совсем нет) поддержку.

Мы также рекомендуем региональным операторам новые бизнес-модели и технологии, в частности строительство внутризоновых сетей, развитие ШПД, беспроводной WiMAX, позволяющие обеспечить возможность развития.

Крупные столичные компании скупают операторов в регионах. И это нормально: концентрация производства – объективный процесс, который происходит во всем мире. Но одновременно нужно обеспечить и развитие конкуренции, поддержку новых операторов. А за последние 5–10 лет малые операторы телефонной связи, в отличие от интернет-операторов, практически не появляются. Это говорит о нездоровой тенденции. Ведь что такое скупка оператора 2–3 фирмами? Олигополия: был один монополист, стало три.

С позиции рыночной силы

К сожалению, взаимоотношения на рынке телекоммуникационных услуг определяется не нормативной базой, а «законом джунглей». Крупные операторы, и прежде всего МРК, действуют с позиции силы. Например, в соответствии с законом услугу заказывает тот, кто хочет ее получить. Оператор готовит договор на услугу присоединения и отправляет его МРК, которая обязана подписать оферту – за исключением двух случаев: если она не соответствует законодательству и если не соответствует лицензии.

Но мы не знаем ни одного случая, когда альтернативный оператор получил бы услугу присоединения в том виде, в каком он того захотел. На практике существенный оператор ссылается на то, что договор единый для всех компаний «Связьинвеста»: не подпишешь – услугу не получишь.

МРК, конечно, тоже жалуются на операторов – и не всегда без оснований. Но для регулирования межоператорских отношений использовать правовые механизмы, в частности обращение в суд, не хотят – отключают должника моментально. Отключение это безусловно эффективный, но абсолютно недопустимый метод. Я иногда предлагаю такую аналогию:  на российских дорогах гибнет до 40 тыс. человек в год, в том числе из-за нарушения правил дорожной безопасности. Однако никто не разрешает гаишникам отстреливать нарушителей. Отключение – такое же убийство бизнеса: оператор месяц не работает, и абонентской базы у него нет. И не было случая, чтобы кого-то наказали за самоуправство. А ведь все МРК «Связьинвеста» – это госкомпании, в которых интересы государства представляют несколько членов совета директоров. Возникает вопрос: почему компания, находящаяся под контролем государства, проводит политику фактического уничтожения малого бизнеса, что прямо противоречит политике государства, заявлениям Президента России и декларациям регулятора? Почему юристы госкомпании позволяют себе в судах искажать и оспаривать прямые указания и разъяснения министерства? 

Типичный пример, когда монополист ведет себя бесцеремонно, используя, как любит выражаться Федеральная антимонопольная служба, свою рыночную силу, история взаимоотношений тульского оператора местной связи «Контакт» с «Тулателекомом», «дочкой» «ЦентрТелекома» (см. «Спасти рядового Гунченко» на портале iksmedia.ru).

Оператор, повысивший эффективность своей работы по сравнению с предыдущим годом, имеющий более высокие, чем в среднем по отрасли, показатели по окупаемости местной связи, решающий важную задачу телефонизации села, после изменения системы взаиморасчетов вынужден платить присоединяющему оператору в 1,7 раза больше, т.е. поставлен на грань банкротства.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!