Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2005
Андрей ГИДАСПОВ  01 апреля 2005

Южная Корея: прыжок в лидеры ИКТ-сектора

Сегодня Южная Корея – одна из наиболее развитых стран мира, где телекоммуникации и информационные технологии играют ведущую роль. Спустя 9 лет после взятого правительством курса на повышение уровня развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ) Корея стала одним из основных игроков глобального рынка ИКТ. Развитая производственная база, 31,6 млн пользователей Интернета и 35 млн абонентов сотовой связи – лучшее тому подтверждение.

Стремительное развитие Интернета послужило мощным толчком к росту в стране ИКТ. В 2000 г., в рамках 15-летней программы электронного развития «КиберКорея-21», была построена расширенная сеть широкополосного доступа, связавшая 144 региона и охватившая практически всю страну. Сегодня 11 млн южнокорейцев пользуются Интернетом с высокоскоростным широкополосным доступом. Среди странчленов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)по уровню проникновения широкополосного Интернета Корея лидирует четвертый год подряд: по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики страны, он составляет 24,08 на 100 человек (у Канады, ближайшего конкурента, 15). Кроме того, министерство отметило, что по уровню экономической онцентрированности ИКТ, или доле ИКТ-рынка в ВНП страны, Корея стала третьей в мире после Чехии и Новой Зеландии.

По оценкам ОЭСР, вклад ИКТ в экономику Южной Кореи самый высокий среди стран-членов этой организации. В последние пять лет этот сектор растет в среднем на 14 –16% в год. В 2004 г. произведено продукции на 209 трлн вон, экспорт товаров достиг $57 млрд. Сегодня на долю сектора ИКТ приходится 15% ВНП и 30% всего экспорта, причем столь впечатляющий рост он демонстрирует с 1997 г. (рис. 1).



Для продвижения нового поколения высоких технологий с целью увеличения экспорта и реализации проектов ИКТ Министерство информатизации и связи Южной Кореи инвестировало 246,1 млрд вон в развитие основных сегментов ИКТ, включая 2, 3ГГц мобильный Интернет, цифровое телевидение, домашние сети, расширение поддержки на ключевое программное обеспечение и аппаратное оборудование. Кроме того, министерство разработало программу широкомасштабного развития информационных технологий «Стратегия ИТ839» («839» – это 8 услуг, 3 инфраструктуры и 9 видов оборудования, имеющих высокий потенциал развития). Реализация программы предусматривает небывалый рост ИКТ –498 трлн вон уже к 2008 г. В январе с. г. государственный Институт исследования электроники и телекоммуникаций (ИИЭТ) заявил, что намеченный план будет выполнен за счет развития новых технологий в сфере цифрового телевидения, радиометок и сложных роботов. По прогнозам ИИЭТ, производство hi-tech достигнет 289 трлн вон в 2005 г. и 341 трлн вон в 2006 г. Стремительный рост продолжится и в последующие годы – до 419 трлн вон в 2007 г. , 572 трлн вон в 2009 г. и 642 трлн вон в 2010-м. Таким образом, на долю сектора ИКТ будет приходиться 13,3% всего промышленного производства страны в конце 2005 г. , 17,2% – в 2007-м и 21,8% – в 2010 г.

К 2012 г. правительство планирует проложить самую скоростную в мире – 50 –100 Мбит/с (используемая ныне скорость 1,5 –2 Mбит/с) – сеть Интернет по технологии «широкополосная конвергентная сеть»(ШКС). Воплощение в жизнь проекта ШКС – только часть правительственных планов по строительству среды, которая сможет поддержать тенденции XXI века – века конвергенции, когда секторы беспроводной и фиксированной связи логично объединены в системе сети Интернет.

Сектор телекоммуникаций

стал одним из наиболее прибыльных и технологически продвинутых в стране прежде всего за счет высокого развития мобильной связи, пользователями которой является свыше 75% населения. Так, например, прибыль компании SK Telecom, контролирующей 53% всех пользователей мобильной связи страны, в 2003 г. составила 9,5 трлн вон. Корея стала первой в мире страной, которая коммерциализировала использование микрочипов CDMA в сотовой связи, что в итоге превратило эту технологию в мировой стандарт. Также первой она запустила эффективную беспроводную платформу 3-го поколения, когда начала предоставлять услуги на базе стандарта CDMA2000 1Х в 2000 г. В 2002 г. продолжением стандарта стал CDMA2000 1xEV-DO, предложивший расширенные мультимедийные свойства голосовой связи, включая доступ в Интернет и передачу мобильного контента для пользователей мобильной связи.

Ключ к интенсивному росту ИКТ Кореи – поддержка сектора со стороны правительства, политическая воля, подкрепленная огромными инвестициями в развитие инфраструктуры – в среднем $8 млрд в год. Еще один важный фактор – организация конкурентной среды для операторов. Сегодня Южная Корея – один из самых конкурентных рынков связи, а сами корейцы пребывают в постоянном поиске новых технологий.

Фиксированная связь

Технологическую насыщенность и конкурентность южнокорейского рынка телекоммуникаций наглядно демонстрирует сектор фиксированной связи, где только в 2003 г. количество линий сократилось на 380 тыс. Последний скачок роста этого сегмента наблюдался в 80-х годах, сразу же после отделения Korea Telecom от тогдашнего Минсвязи и перед появлением могучего конкурента в лице сотовой связи. В 1980 г. в стране насчитывалось 2,7 млн линий, через 10 лет – 13,3 млн, а к 1995 г. – 18,6 млн. Затем начался постепенный спад темпов роста: если в 2001 г. количество введенных линий составляло 22,7 млн, то спустя два года ненамного больше –22,9 млн. Сотовый рынок отвоевывал все новые и новые территории, однако самым большим потрясением для фиксированной связи стал запуск так называемой uKorea («Целая Корея») – инициативы, имеющей целью обеспечить 2010 г. беспроводной широкополосной связью всю территорию страны.

Мобильная сотовая связь

Развитие мобильной сотовой связи шло по нарастающей с 1995 г. с постепенным снижением темпов роста по мере насыщения рынка. В 1995 г. число абонентов мобильной связи составляло 1,6 млн, а к началу 2004 г. достигло 33,6 млн, что фактически вывело страну в группу лидеров по проникновению мобильной связи в Азии.

Причин бурного роста числа пользователей сотовой связи в Южной Корее несколько, и в первую очередь это цена услуги и конкуренция. По данным ITU Telecom Asia, в 1995 г. средняя месячная стоимость услуг составляла $35, но уже к 2003 г. она снизилась до $12. Операторы мобильной связи за те же деньги предлагают все больший и больший пакет услуг, а также возможность сохранения номера. В 1999 г. количество пользователей сотовой связи превысило количество абонентов фиксированной связи. Последние новинки – сотовые аппараты с фотокамерами и видеотелефоны – еще более обостряют конкуренцию операторов.

Аналитики ITU Telecom Asia, исследовавшие мобильный рынок Южной Кореи и Японии, пришли к выводу, что его стремительный рост обусловлен скорее рыночными факторами, нежели развитием самих мобильных технологий. Решающими рыночными факторами они назвали:
  • потребности местных рынков в высокотехнологичной мобильной среде при ограниченном числе операторов;
  • тесное взаимодействие местных операторов, производителей трубок, сетевого оборудования и приложений и контента;
  • развитие бизнес-моделей, обеспечивших автономным разработчикам контента и мобильных приложений достаточно высокий уровень прибыльности;
  • культурные и демографические особенности Японии и Южной Кореи и высокая техноактивность пользователей;
  • высокая стоимость фиксированной связи и интернет-услуг в этих странах.
В развитии этого сектора заинтересованы в первую очередь государство, мобильные операторы и разработчики контента и приложений. Особенно важна, по мнению специалистов, поддержка государства, в частности предоставление ограниченного числа лицензий операторам до момента «созревания» рынка, активное взаимодействие с промышленными ассоциациями-разработчиками контента и приложений. Инициативы госорганов могут быть также направлены на финансирование развития разработчиков приложений и упрощение типовых процедур для местных производителей до момента насыщения рынка.

Кроме того, Япония и Южная Корея обладают хорошо развитым сектором ПО, особенно в сегменте онлайнигр. Взаимовыгодное сотрудничество японских лидеров игровой индустрии SEGA, Sony и Nintendo и корейских операторов в сфере перевода игровых приложений на мобильную платформу успешно воплощается в жизнь. В связи с тем что большинство игр и других видов электронных развлечений приспособлены для других платформ и приложений, стоимость перевода игр в режим сотовых телефонов относительно невысока.

Cпутниковое цифровое мультимедийное вещание

Учитывая, что местный рынок беспроводной связи близок к насыщению, правительство планирует развитие новых источников доходов на основе конвергенции. Наиболее интересные результаты отмечены в спутниковом цифровом мультимедийном вещании (DMB), окончательный запуск которого состоялся в начале 2005 г. Система DMB включает в себя одну из наиболее продвинутых систем получения сигнала, когда направленный видео- и аудиосигнал может приниматься даже на быстродвижущихся (до 150 км/ч) транспортных средствах. Абоненты системы DMB могут смотреть телевизионные передачи в реальном времени, получать ТВ по запросу и другой высококачественный мультимедийный контент на свои мобильные телефоны, КПК и автомобильные видеосистемы. На данный момент размер экрана для просмотра спутниковых видеотрансляций в режиме DMB не превышает 7 дюймов, хотя в скором времени дисплей может увеличиться. Конкурентами спутниковой технологии теоретически могут выступать сотовые стандарты 3-го поколения (например, CDMA2000 1xEV-DO), которые доступны в Корее с 2002 г. Крупнейшие операторы мобильной связи уже сегодня предоставляют абонентам возможность просматривать на дисплеях своих телефонов телепередачи и прочий мультимедийный контент. Однако удовольствие это не из дешевых, поскольку передача контента ведется через специальные ретрансляционные центры. Абонентам приходится платить как за сам контент, так и за услуги по его передаче. Просмотр же спутниковых цифровых телетрансляций обойдется гораздо дешевле.

Как пишет «Корея Таймс», абоненты системы DMB будут пользоваться услугами 11 телеканалов, 25 аудиоканалов и 3 каналов SMS. Сервис DMB, запускаемый в Корее и Японии, содержит несколько вещательных каналов, предоставляющих видео высокого качества. Кроме просмотра ТВ-программ, DMB позволяет играть в игры, получать доступ в Интернет. Размеры модулей от Samsung – 8 x 7,2 x 1,4 мм, энергопотребление –180 мВт, стоимость –$20 –30. Samsung намерена представить на внутреннем корейском рынке под своей торговой маркой несколько законченных устройств с поддержкой сервиса DMB.

Если все пойдет по плану, то, по прогнозам аналитиков, уже к 2009 г. число пользователей системы достигнет 6 млн. В декабре 2004 г. Министерство информатизации и связи объявило, что Всемирный форум цифрового аудиовещания (DAB) решил предложить Институту европейских телекоммуникационных стандартов (ETSI) южнокорейскую технологию DMB в качестве европейского стандарта. Если предложение будет одобрено, то впервые корейская вещательная технология будет принята как международный стандарт, что, безусловно, станет импульсом для дальнейшего ее развития в Южной Корее.

Корейский рынок оборудования цифрового телевещания заметно вырос в последние годы и сейчас составляет около $258 млн. Несмотря на то что оборудование закупается в основном для наземного телевещания, спрос на цифровое оборудование для кабельного и спутникового телевидения в ближайшие 3 – 5 лет будет расти, тем более что Южная Корея анонсирует новые услуги цифрового спутникового и кабельного ТВ. Постепенное распространение услуг DMB позволит и в дальнейшем сохранять высокие темпы продаж оборудования. Юридическая основа для развития услуг DMB была заложена 2 марта 2004 г., когда Национальное собрание Южной Кореи одобрило изменения в законе о вещании.

Законом разрешено увеличение доли зарубежного участия с 33 до 49% в компаниях-операторах и провайдерах программ. Доля же инвестиций крупных национальных компаний, ранее составлявшая также 33%, теперь вообще не лимитируется. Эти инвестиции призваны ускорить запуск цифрового кабельного ТВ, что, в свою очередь, означает расширение возможностей для поставщиков оборудования.

По прогнозам специалистов, оборудование цифрового вещания для наземных телевизионных услуг останется крупнейшим сегментом рынка до 2010 г. Начало вещания в формате DMB говорит о том, что у наземного телевидения появился новый конкурент. Так, Корейское цифровое спутниковое вещание (KDB, известное также как SkyLife), единственный оператор спутниковой ТВ-платформы в Южной Корее, планирует закупить оборудование на общую сумму $100 млн к концу 2005 г. На рис. 2 приведены затраты на закупку оборудования цифрового ТВ-вещания для наземных ТВ-услуг в 1999 –2005 гг. В 2001 г. KDB инвестировало около $42 млн в цифровые вещательные системы для своего центра вещания в Сеуле. Наибольший интерес для зарубежных поставщиков представляют оборудование базовой частоты (baseband) и основной контрольной комнаты (master control room –MCR), системы оборудования uplink, а также ПО для абонентских систем управления (SMS).



Эксперты Минторга США полагают, что американские поставщики оборудования могут рассчитывать по крайней мере на 60% продаж для KDB, тогда как на долю европейских и японских поставщиков придется 25 и 15% продаж соответственно. В настоящее время Южная Корея обладает 4 наземными ТВ-сетями, 83 спутниковыми ТВ-каналами и 70 –80 каналами кабельного ТВ или провайдеров программ, включая 7 –8 зарубежных каналов ретрансмиссии; 118 спутниковых кабельных операторов передают контент для кабельного ТВ. После запуска услуг цифрового спутникового и кабельного ТВ количество спутниковых каналов достигнет 200 в течение следующих пяти лет.

Интересные факты

Согласно отчету ITU Telecom Asia, Южная Корея за короткий срок, на глазах одного поколения, превратилась из страны средней экономики с телепроникновением менее 10% в экономического гиганта с одним из наиболее развитых в мире секторов ИКТ. В 80-х годах корейский ВНП составлял $38 млрд, спустя 10 лет он вырос до $180 млрд, а к 2000 г. достиг $0,5 трлн в год. Прибыли сектора связи, а также его доля в ВНП уверенно растут на протяжении нескольких лет: если в 1980 г. прибыль составляла $800 млн, то к 2002 г. уже $21,7 млрд, что эквивалентно более чем 4% ВНП.

Интересные факты

Южная Корея – родина двух крупнейших и самых быстрорастущих производителей сотовых телефонов – Samsung и LG Electronics. По данным Gartner, в июле – сентябре 2004 г. Samsung, продав 22,9 млн трубок, впервые опередила американскую компанию Motorola по числу проданных мобильных телефонов, завоевав второе место (после финской Nokia), или 13,8% всего мирового рынка терминалов. К концу III квартала 2004 г. Samsung стала лидером по капитализации в Азии. LG Electronics активно соперничает с Samsung в производстве CDMA, о чем свидетельствует их попеременное лидерство: 2003 г. – за LG, 2004-й – за Samsung. В 2003 г. LG удалось обойти Sony Ericsson и войти в пятерку крупнейших мировых производителей мобильных телефонов. Экспорт трубок ежемесячно приносит в экономику страны более $1 млрд.


Окончание см. в следующем номере.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!