Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2005
Александр ВРОНЕЦ  01 мая 2005

Интегрированная услуга заставит рынок объединиться

Что первично?

– Александр Петрович, для начала философский вопрос с учетом темы разговора. Что первично и что дает импульс развитию: конвергенция технологий или разных направлений бизнеса? И то и другое сегодня наблюдается на телекоммуникационном рынке.

– Я сторонник той точки зрения, что в сфере высоких технологий сами эти технологии и первичны. В процессе развития технологии рождают возможность предоставлять новые услуги. «Оседлав» технологию, человек придумывает способы ее применения, приспосабливает технику под свои потребности. Прогрессируя, технологии поглощают задачи и функции, которые еще вчера выполнялись разными технологическими «ветвями». Здесь и возникает конвергенция, которая, внедряясь в нашу жизнь, модифицирует наши потребности, порождает качественно новый уровень спроса, которому стремится соответствовать и бизнес, и структура рынка. Таким образом, у конвергентных процессов на рынке технологическая основа.

Системная модель Конвергенции

– «Система Телеком» – одна из четырех крупных холдинговых структур рынка. По составу компаний ее с некой долей условности можно назвать моделью елекоммуникационного рынка. Поэтому интересно: как технологическая конвергенция отражается на бизнесе компании? И наоборот – как объединительные процессы в бизнесе влияют на техническую политику?

– Действительно, «Система Телеком» – диверсифицированный холдинг, операторы которого предоставляют практически все известные на рынке телекоммуникационные услуги. Мы имеем возможность многое предусмотреть и направить усилия на ускорение внедрения конвергентных решений и в технологиях, и в услугах. Однако замечу, что наличие общего акционера не является обязательным условием для использования операторами конвергентных преимуществ. Рынок заставит даже конкурирующие компании совместно использовать элементы сетей, инфраструктуру, ведь интерес один – завоевать клиента, заработать деньги.

С другой стороны, конвергентные процессы не всегда воспринимаются операторами даже одной группы как эффективные. Ведь любая конвергенция предполагает деление дохода между участниками процесса. А каждая компания заботится о своем бизнесе, о собственной эффективности.

Мы преодолели это противоречие, когда эффективная работа оператора отворачивает его от попыток прийти к конвергенции, которая требует поделиться сегодня, чтобы завтра получить нечто новое. На качественно новый уровень можно выйти путем интеграции усилий. Это не обязательно приводит к уменьшению капвложений, но обязательно – к эффективному использованию накопленных ресурсов.

В «Системе Телеком» есть успешные примеры интеграционных процессов. Так, несколько операторов фиксированной связи со схожими услугами, тарифами и позициями на рынке были объединены в одну компанию – «Комстар ОТС».

Интеграция МГТС и «МТУ-Интел» на базе услуг передачи данных и доступа в Интернет – тоже очевидный факт. МГТС эксплуатирует сетевой ресурс и оказывает базовую услугу, а «МТУ-Интел» многократно расширяет возможности этой инфраструктуры, предоставляет новые услуги, работает с массовой клиентской аудиторией.

Третий пример – сеть «Скайлинк» в «оцифрованном» стандартом CDMA диапазоне 450 МГц: интеграция операторов на новом технологическом и структурном уровне и, замечу, объединение усилий операторов и производителей. Мы практически инициировали интерес поставщиков оборудования к нашему рынку и получили хороший отклик. В итоге вместе с производителями сформировали новый рынок спроса.

«Скайлинк», работающий на базе технологии CDMA-450 (IMTМC-450), займет нишу мобильной передачи данных уже сегодня, до того, как у нас появится третье поколение мобильной связи.

– Но пока передача данных мало востребована: по оценкам аналитиков и самих компаний, на нее приходится немногим более 5% в доходах ведущих операторов «Скайлинка».

– Это тот самый случай, когда клиент почувствует вкус к услуге. Сегодня есть проблемы с недостаточным развитием инфраструктуры сети, терминалами. Мы решаем задачу предоставления услуги передачи данных в мобильном режиме на скоростях, близких к 3G, без крупных капвложений в перестройку инфраструктуры.

Как стать интегрированным пользователем

– Не так давно фокус рынка начал смещаться с мобильной связи в направлении фиксированной, а мобильная связь рассматривает интеграцию с «проводами» как резерв развития. Причины известны и их множество (необходимость смены среды в процессе оказания одной услуги: дом – автомобиль – офис; расширение неголосовых мобильных сервисов, нереализуемых без участия проводной связи; недостаточность доходов от голосовых мобильных услуг; технологическое лидерство фиксированных сетей в плане новых услуг). Видите ли вы возможности «конвергентных отношений» мобильной и фиксированной связи?

– Один из путей реализации конвергенции – одновременное предоставление одному абоненту услуг и мобильного, и фиксированного операторов. Ощущая давление рынка, компании уже пытаются оценить, насколько им выгодно «делиться звонками». Мы на пороге такой конвергентной услуги, но ее организовать сложнее, чем конвергентную сеть. Услуга должна вобрать в себя опыт и ресурсы как минимум двух операторов и потребует дополнительных усилий – программных, сетевых, сервисных. Эти проблемы решаются не самими компаниями, а новыми структурами.

– Что вы подразумеваете под новыми структурами? Речь идет о VNO?

– Мы внимательно присматриваемся к явлению по имени «виртуальный оператор». Наиболее интересная в наших условиях группа задач, которые он решает, – создание интегрированных дополнительных услуг на базе нескольких операторов. На перекрестье мобильности и фиксированности, интеллектуальной платформы и сервиса для клиента рождаются интегрированные услуги, «втянувшие» в себя возможности разрозненных сервисов. Развивать это направление оператору сложно: его задача – базовый сервис. Задача виртуального оператора – создание интегрированной сервисной среды.

– Есть конкретные планы?

– Есть мысли, есть планы. Важно зрело подойти к этой задаче, но и во времени не проиграть. Надо разделять два момента. Можно создать интегрированную услугу и продавать ее усилиями действующих операторов, не создавая третьего лица. От этого услуга не перестанет быть интегрированной. А если третье лицо, кроме инфраструктурных возможностей, кроме возможностей терминала и какого-либо небольшого сервиса, добавляет в процесс предоставления услуги элементы, которые ее качественно меняют, тогда появляется виртуальный оператор, привносящий дополнительную стоимость в услугу. Поэтому мы думаем, что интегрированные услуги будут оказываться как самими операторами, так и их виртуальным «коллегой». Клиенту не обязательно знать, какой оператор какой фрагмент вносит. Компания не обязана декларировать своего партнера по интегрированной услуге: например, расширенный ресурс продает МТС, а на каком аутсорсинге она получила дополнительную возможность – это ее внутреннее дело. Или переадресацию звонка с фиксированной сети на мобильную предоставляет «Комстар ОТС» и сам рассчитывается с клиентом, а партнеры по услуге получают часть выручки.

– Интегрированная услуга в вашей интерпретации будет означать, что нового бренда на рынке не будет?

– Это будет означать, что в отдельных случаях нет нужды создавать новый бренд. Там, где нельзя создать новую услугу без нового бренда – он будет обязательно. Главное – найти и создать условия, при которых этот бренд (оператор) имел бы право на существование, прочную позицию на рынке.

В целом, повторюсь, клиента не интересует, сколько операторов на рынке и кто какие услуги предоставляет.

– Пока интересует. Не случайно же абоненты «бегают» от одного сотового оператора к другому, имея несколько sim-карт. Не случайно абоненты «перебирают» карточки доступа в Интернет по коммутируемому доступу…

– Это пока, потому что мы – операторы – сами делим рынок: пойдешь туда, получишь то. Вот клиент и выбирает, ищет конкурентоспособные услуги у похожих операторов.

Мы считаем, что клиент будет доволен возможностью получить ЕДИНУЮ ТОЧКУ ДОСТУПА к самым разным услугам, которую мы готовы ему предоставить. На бытовом уровне это сравнимо с комплексной услугой в салоне красоты.

– Из чьих рук клиент получит эту единую комплексную услугу, единую точку доступа?

– Не хотелось бы говорить о конкретном сценарии. Возможен такой вариант: останутся операторы со своими услугами и появится новый, наложенный. Клиент к этому готов.

Пришло время, когда оператор должен управлять услугами абонента и научить делать это самого потребителя. Сегодня у тебя жесткий деловой режим – нужно много информации в короткое время. Завтра более льготный, спокойный график – скорости и объемы информации ниже, значит, ниже и цена. В этой ситуации абонент настраивает сервисы под свои интересы, качественно и количественно управляет услугами, тарифами, скоростями, параметрами сети и становится ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ.

Надо постоянно искать короткие пути к запросам рынка, а значит – к деньгам клиента и благосостоянию оператора. Именно искать, а не вводить распорядительными документами. В первый день появления этого нового интегрированного оператора его качественные показатели будут сильно отличаться от тех, что он обретет спустя два-три года. Он скачкообразно вырастет вместе с рынком, с клиентом, с технологиями. Это начало большого пути, ожидающего наш рынок высоких технологий.

– Большинство современных услуг требуют содержательного наполнения – контента. Ваша оценка возможностей интеграции контента для разных услуг (мобильного и медиа) на единой платформе? Какова в этом контексте роль компании «Система Мультимедиа» в структуре АФК «Система»?

– В России за контент платить не привыкли. Контент скорее обременителен для своих создателей, чем доходен. При этом контент – важная составляющая рынка услуг, лояльности абонента. Это проблема нынешнего переходного периода.

Нельзя сказать, что у нас много мобильного контента. Что позволяли технологии, то и предлагали операторы до последнего времени. Но ситуация меняется, контент станет прибыльным делом. Еще недавно мы критически относились к мультимедийному контенту, особенно в мобильном режиме, но сегодня появляются телефоны с большим экраном и функциями, ориентированными на демонстрацию сложных видов информации. Технологии терминалов породят интерес к «содержательным» услугам.

«Система Мультимедиа» должна создать основу для сегодняшней и завтрашней бизнес-модели предоставления контент-услуг. Компания наполнит мультимедийным содержанием услуги фиксированных сетей (например, услуги СТРИМа от «МТУ-Интел»), со временем предложит его мобильным операторам.

Перспективы интеграции

– В связи с многогранностью задач форма универсального оператора рассматривается? В широком смысле и виртуальный поставщик сервисов сюда подходит.

– Это вопрос терминологии и времени. Универсальность придет. Взаимное притяжение мобильных и фиксированных инфраструктур очевидно. Окончания мобильных сетей сокращаются до радиусов пико- и микросоты и практически «привязываются» к первичной фик-сированной сети. И в этом случае у оператора есть все основания стать универсальным. А если пойдут слияния и поглощения между мобильным и фиксированным бизнесом…

– Пример тому – сотовый бизнес некоторых компаний «Связьинвеста», охватывающий 4,8 млн абонентов и принесший холдингу в 2004 г. доход в 15 млрд руб.

– Да, это и МРК «Связьинвеста», и европейские универсальные операторские компании. Интеграция может произойти и на уровне акционерного капитала.

– Вероятно, этому процессу будет способствовать и возможное участие АФК «Система» в приватизации «Связьинвеста» ?

– Конечно, приватизация «Связьинвеста» – наиболее волнующий момент для российского телекоммуникационного рынка и для бизнеса России в целом. Мы ожидаем его с нетерпением. Нам, разумеется, важно участвовать в этом процессе, интересно было бы работать с крупными межрегиональными компаниями связи. Мы видим преимущества в такой интеграции.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!