Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2008
Лилия ПАВЛОВА  11 ноября 2008

Платное ТВ делит деньги абонента

Главной темой четвертого по счету форума кабельщиков «Инвестиции в цифру. Контент» традиционно стали проблемы взаимоотношений телеканалов с операторами КТВ, однако уже само название форума говорило о повышении роли контента для ТВ-бизнеса.

Вокруг денег

Сегодня существует два основных источника дохода телевидения – реклама и абонентская плата. И если еще три года назад львиную долю составляли деньги рекламодателей (в 2008 г. объем рекламного рынка эфирных каналов достиг $5 млрд), то к настоящему времени сформировался и бурно растет сравнительно новый рынок абонентской платы, достигший миллиарда долларов. И корень конфликтов кабельных операторов и телеканалов, по мнению Андрея Семерикова, гендиректора «ЭР-Телеком Холдинга», именно в «делении денег».

Оператор получает деньги от абонента за предоставление последнему пакета каналов и от телеканалов – за доставку их абонентам. Однако абонент платит оператору именно – за интересующий его контент. Между тем представители наиболее популярных каналов убеждены, что это им, телеканалам, должен платить оператор, поскольку они привлекают абонентов платного ТВ. Что и происходит де-факто. Но проблема в том, что де-юре понятной для всех единой модели денежных взаимоотношений между операторами и телеканалами не существует. Это мешает всем его участникам. В частности, по словам Федора Стрижкова, гендиректора каналов Bridge TV, Russian Travel Guide, нездоровой становится конкуренция на рынке контента, когда «некоторым кабельным каналам приходится искать дополнительные не совсем правильные и прямые методы финансирования, например размещение скрытой рекламы». В итоге зритель теряет интерес, что невыгодно ни оператору, ни каналу. Салихат Магадова, директор по России NBC Universal, тоже считает, что абонент, приносящий основной доход как оператору, так и телеканалу, должен стать главной инстанцией при формировании и пакетного предложения и взаимоотношений участников рынка. В реальности же, говорит она, операторы не всегда прислушиваются к абонентам и, выбирая тот или иной канал в свои сети, нередко руководствуются финансовыми соображениями.

Кроме кабельных платных телеканалов, в сети КТВ рвутся также эфирные (получившие лицензии на открытое эфирное вещание), причем они считают, что операторы должны их включать в свои пакеты «за бесплатно». «Есть некая иллюзия, что вместе с эфирной лицензией вы получаете право на доступ к абоненту, – прокомментировал ситуацию Юрий Припачкин, президент АКТР. – Но лицензия на эфирное открытое вещание не подразумевает лицензию кабельную. Вы получаете право вещать в эфире, а с кабельщиками должны строить отношения на договорной основе». Он отметил также, что социально важные каналы (например, «Культура») должны будут войти в состав социального пакета, который определит государство. Но пока состав пакета не определен, а от решения этого вопроса во многом зависит дальнейшее развитие ТВ-рынка.

Регулирование и саморегулирование

По мнению Ю. Припачкина, именно сейчас отрасль имеет уникальный шанс для согласования интересов всех участников рынка, поскольку «все уже поняли, что это единый бизнес – и других способов воздействия, кроме как договариваться, нет». К тому же и государство проявляет, по его словам, чрезвычайную лояльность, призывая участников рынка объединяться, решать вопросы совместно, определять стандарты. Как отметила Екатерина Ларина, директор департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России, прогрессивное развитие технологий распространения информации ведет к росту доступности этой информации – и государство должно принять этот вызов времени, обеспечив адекватное регулирование. «На первый план выходят вопросы ответственности за качество контента, и здесь нам крайне важно сотрудничество с участниками рынка в развитии механизмов саморегулирования, – считает Е. Ларина. – Саморегулирование, наверное, даст оптимальный результат и бизнесу, и обществу, и государству».

И все же рынок ждет от государства конкретных решений, поскольку только оно может консолидировать интересы всех его участников (абонентов, операторов связи, телерадиовещательных компаний, агрегаторов контента, рекламодателей, правообладателей) и гармонизировать их в единой модели. С точки зрения АКТР, государство должно в первую очередь определить правила игры – описать их, юридически закрепить, внести соответствующие изменения в законодательство – и тогда, по мнению Ю. Припачкина, инвестиции широким потоком пойдут в эту отрасль, которая представляется инвесторам наиболее привлекательной и защищенной в условиях глобального финансового кризиса.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!