Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2008
Даниэль ШЁБЕРГ  11 ноября 2008

Магистральные операторы как виртуальный инкассатор

Игроки телеком-рынка не просто выходят в пограничные для их основного бизнеса зоны, но и идут дальше – на «чужую территорию». Эту глобальную тенденцию комментирует Даниэль ШЁБЕРГ, директор департамента стратегии развития компании TeliaSonera International Carrier.

Даниэль ШЁБЕРГ, TeliaSonera International CarrierСегодня в Западной Европе все операторы связи и сервис-провайдеры ищут новые источники дохода, и потому, например, компании кабельного ТВ начинают предоставлять голосовые услуги, а интернет-компании – заниматься телевидением.

Однако вследствие обостряющейся при этом конкуренции компании теряют доходы от тех услуг, на которых они специализировались. Частым результатом конкурентной борьбы всех со всеми является обрушение цен.

TeliaSonera не является исключением из ряда операторов, стремящихся на смежные рынки. Например, в Швеции, на нашем домашнем рынке, мы очень активно предлагаем услугу IPTV, конкурируя тем самым с операторами КТВ. Для того чтобы в короткие сроки набрать клиентскую базу с нуля, нам приходилось предлагать годовую подписку на наши сервисы бесплатно.

По идее, можно было бы поступить по-другому – прийти в компанию, которая специализируется на IPTV, и договориться с ней, что мы будем перепродавать ее услуги за небольшую маржу, используя при этом ее инфраструктуру. То есть не конкурировать с ней, а сотрудничать. Но дело в том, что сейчас все операторы хотят иметь свою сеть и предлагать свой контент. Такова уж человеческая психология.

Сегодня мы в разных странах тестируем инновационную бизнес-модель, предусматривающую переосмысление роли магистрального оператора. Сейчас производители контента и, главное, правообладатели в большинстве своем заинтересованы в том, чтобы хранить его централизованно, при необходимости совершая оптовые отгрузки. Средство доставки контента до интересного его владельцу рынка – сеть магистрального оператора. По ней контент попадает в нужную страну, где его тотчас «подхватывает» местный оператор, «упаковывая» и доводя до конечного потребителя.

При этом держатели контента оплачивают услуги магистрального оператора, а тот, в свою очередь, рассчитывается за доставку контента с партнером на месте. Таким образом, владелец прав получает надежную доставку контента к конечному пользователю на интересующем его рынке, а операторы – вознаграждение за выполнение поставленной им задачи.

Например, компания Blizzard, поставщик популярного игрового сервиса World of WarCraft, распространяет свои продукты в каждой части света через одного крупного оператора: в США – через AT&T, в Европе – через TeliaSonera. В Германии мы сотрудничаем по доставке этого сервиса с компанией с Deutsche Telekom, являясь для нее интерфейсом к WarСraft. А она занимается его «упаковкой» и продвижением среди своих абонентов.

Изменение роли магистрального оператора здесь в том, что у держателя прав на контент нет отношений с пользователями, следовательно, он не может взимать с них деньги. Их получает местный оператор, который потом делает отчисления в пользу правообладателя опять-таки по сети магистрального оператора. Так что его сеть является транспортом не только для контента, но и для денег.

Таким образом, помимо того что мы являемся владельцем транспортной сети, этаким commodity, мы становимся еще и супермаркетом, в котором операторы из разных стран могут покупать лицензионный контент ведущих мировых производителей – сервисы, приложения и т.д. Словом, наконец-то от нас можно получить нечто иное, нежели полосу пропускания или доступ в Интернет.

Да, сейчас все пытаются делать всё. А я думаю, что каждый оператор должен прежде всего хорошо делать то, на что был нацелен изначально. И современная, надежная сеть – очень хороший актив, который может быть интересен разным игрокам рынка, в том числе и правообладателям, и контент-провайдерам.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!