Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2008 |
Евгений СОЛОМАТИН  | 11 ноября 2008 |
Оператор должен стать сервисной платформой
Место под солнцем в эпоху 3G завоюет только тот оператор, который поймет, что должен играть роль «трубы» не для трафика, а для услуг и уметь быть выгодным и открытым партнером.
Бизнес мобильных операторов на наших глазах трансформируется в FMCG-бизнес с мобильной компонентой. Роль оператора как транспортной инфраструктуры сохраняется, но уходит на задний план. Все более важными становятся функции логистики, «растаможивания» услуг. Аналог: железные дороги остались, но основной бизнес крутится в сфере контейнерных перевозок, унимодальных транспортных коридоров и создания логистических распределительных центров.Первой ласточкой была модель DoCoMo, которая прижилась в Японии и «не пошла» в Европе и России. Но с ней появился новый источник доходов: в добавление к APRU от передачи голоса и данных возник Channel ARPU. Мобильный оператор начал позиционировать себя как «канал доступа» к покупателям услуг, подобно тому как супермаркет – это «канал доступа» к покупателям товаров. А за канал надо платить! Ведь ритейловые сети не только продают товары, но и берут деньги с производителей и поставщиков за место на полке, за право доступа в товаропроводящую сеть. Оператор – это «сервисопроводящая» сеть! И также будет брать деньги за присутствие в своей среде.
Оператор должен не только и не столько разрабатывать и продавать собственные услуги. В перспективе его ключевая роль – платформа для разработки, поддержки и доставки конечным пользователям сервисов, созданных независимыми игроками – партнерами, которые получат возможность реализовать различные бизнес-модели в открытой для развития среде.
Например, Android – продвигаемая Google платформа для мобильных устройств, включающая мобильную ОС и инструментарий разработчика. Она позиционируется не столько как платформа для доставки сервисов, сколько как платформа доступа к открытой среде для создания услуг, включающая инструментарий, шаблоны, библиотеки, исполняемое ядро, на котором «живут» приложения, средства интеграции с абонентскими устройствами и т.д. Любой независимый разработчик может придумать свою бизнес-модель и реализовать ее на Android.
Такая платформа становится аналогом биржевого ядра, а оператор, ее использующий, превращается в брокера, который сводит между собой потребителя и поставщика, гарантирует своевременность и точность расчетов, реализацию принципа «поставка против платежа» между поставщиками услуг и потребителями и имеет back-office для проведения и документирования транзакций.
Причем контентные информационно-справочные сервисы – это лишь малое подмножество будущих возможностей. Модель брокериджа «классического» контента (видео, аудио, текст) будет развиваться в сторону других интеллектуальных сервисов. Например, электронной коммерции, сервисов по обеспечению удаленного доступа к архивам, хранящимся на домашнем сервере, организации VPN, обеспечению дистанционного наблюдения за бизнесом или домом. Это уже не контентные сервисы, это гораздо больше!
Таким образом, 3G-оператор будущего – это не сеть, а партнерская среда для создания коммуникативного пространства для бизнеса и частной жизни.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!