Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2010 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 14 сентября 2010 |
Страсти по LTE, или Очередной передел
Частоты под сети 4G LTE ищут сейчас во многих странах мира, но у России, как всегда, путь особенный. Страсти по поводу будущих сетей LTE в России нынешним летом по своему накалу превзошли даже московскую жару. Вот только к самой технологии они не имеют никакого отношения.
Перспективы сетей LTE и проблемы, связанные с их строительством в России, стали одной из главных тем конференции Broadband Russia & CIS 2010, которая на шестом году своего существования потеряла приставку Wireless, но не интерес к беспроводному широкополосному доступу.Как известно, в стандарте LTE предусмотрена возможность использования очень широкого диапазона частот: от 450 до 4990 МГц. В США LTE-сети операторов Verizon Wireless, CenturyTel и MetroPCS работают на частотах цифрового дивиденда 698–798 МГц, TeliaSonera для своей сети в Осло и Стокгольме использует полосу 2,6 ГГц, в Гонконге сеть SmarTone–Vodafone работает на частоте 1800 МГц, а на выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае оператор China Mobile построил сеть на полосе 2,3–2,4 ГГц. Многие европейские страны уже заявили о планах использования своего цифрового дивиденда в диапазоне 790–862 МГц для развития широкополосных сетей. Кроме того, диапазон 2,6 ГГц в Европе технологически нейтрален, и вполне вероятно, что у TeliaSonera найдутся частотные последователи.
Известно также, что для построения LTE-сети, обеспечивающей заявленную скорость 100 Мбит/с в нисходящем канале, нужна непрерывная и свободная от помех полоса 20 МГц. Но, оказывается, и этого мало. Как подчеркнул Валерий Тихвинский (ОАО «Гипросвязь»), для создания по-настоящему полноценной сети с минимальными внутрисистемными помехами нужно три полосы по 20 МГц, т.е. 60 МГц. Таких характеристик нет пока ни в одной из коммерческих LTE-сетей (Verizon Wire-less имеет 2 × 18 МГц, CenturyTel и MetroPCS– 2 × 10 МГц, TeliaSone-ra – 2 × 20 МГц), однако их пользователи не жалуются.
В России строить сети LTE хотят очень многие операторы, причем на уже имеющихся у них частотах и с использованием тех полос, какие есть (пусть это даже всего 1,5 МГц). Но, как говорится, кто же им даст? Несмотря на то что регулятор выдает операторам лицензии не на технологии, а на услуги, в лицензии указывается целый ряд «технологических» условий. Правда, «технологически нейтральные» лицензии (во всяком случае так объявлялось во время проведения конкурсов) на строительство и эксплуатацию сетей четвертого поколения получили «Скартел» и «Ростелеком». Получали они их во времена «моды» на мобильный WiMAX, но как только заявили о планах использования полученных частот для разворачивания сетей LTE, последовал окрик от Роскомнадзора: оператор может строить сеть только на ранее заявленном оборудовании и с теми же тактико-техническими характеристиками. Впрочем, операторы, даже если и не ожидали такой «засады», не теряют оптимизма. Судя по всему, они надеются договориться с производителями оборудования о разработке новых прошивок и прочих ухищрениях, чтобы выполнить эти условия. Во всяком случае, как указал Александр Голышко («Интеллект Телеком»), ведущие разработчики WiMAX-оборудования заявляют о возможности трансформации WiMAX-сетей не только в WiMAX 802.16m (WiMAX 2), но и в LTE. И это на практике подтвердила «Скартел», запустив 31 августа в Казани сеть LTE на базовых станциях с программномодернизированным WiMAX-оборудованием.
В условиях дефицита частотного ресурса особенно умиляет приверженность регулятора рекомендациям стандарта о ширине полосы для «нормальной» сети LTE: 60 МГц и ни «миллиметром» меньше. В результате конверсии и перераспределения частот вроде бы расчистили нужные полосы. Ресурс ограниченный, значит, надо проводить конкурсы. Заседание ГКРЧ по распределению полос для LTE дважды переносится, и буквально накануне очередной назначенной даты Минобороны обращается в Минкомсвязи с просьбой без всякого конкурса отдать «не менее 60 МГц» в диапазонах 2,3–2,4 и 2,5–2,7 ГГц по всей территории России свежеиспеченной компании «Основа телеком», 25% акций которой принадлежат «Воентелекому». вы можете себе представить, чтобы Пентагон посылал такие письма в FCC?! А у нас вслед за «военным чертом» из табакерки выскочил гражданский – компания «Русэнерготелеком» (25% – у «Ростелекома»), и тоже с претензиями на получение частот вне конкурса, вроде бы санкционированными «на самом верху». Теперь Минкомсвязи взяло паузу, сняв вопрос об LTE с повестки заседания ГКРЧ, состоявшегося 23 августа, и сколько она продлится, неизвестно.
LTE, как цинично, по собственному признанию, отметил Евгений Соломатин («Коминфо Консалтинг»), это возможность для всех – и для операторов (мобильных и фиксированных), и для вендоров, – провести передел рынка и под флагом LTE-маркетинга продать услуги конечным абонентам, основной массе которых мобильный (да и фиксированный) доступ в 100 Мбит/с явно избыточен.
Вот только в России цинизм по отношению к абоненту множится на цинизм по отношению к операторам, желающим хотя бы какого-то подобия честной игры.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!