Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2008 |
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  | 09 декабря 2008 |
Большая перемена в телекоме
Готовиться ко всему – и к рецессии, и к подъему – лучше заранее. Бизнес-форум IBM «Предприятие будущего», в десятый раз собравший в Москве руководителей ИТ-компаний, проходил под лозунгом «Хватит ждать перемен – пора управлять ими». Вопрос – как?
Единого рецепта нет,но на форуме предлагались сценарии управления переменами в отдельных сегментах. Для телекома, в частности, это смещение акцента с транспорта на услуги, трансформация бизнес-моделей с учетом конвергенции, пакетирование услуг и полный переход на IP-сети, развитие «облачных» вычислений как платформы нового телеком-бизнеса. Сделав свои платформы «умнее», операторы смогут сокращать затраты за счет виртуализации. Пример так и просится: МТС сэкономил $5 млн благодаря консолидации серверов приложений биллинговой системы OSS FORIS, а основой проекта стала виртуализация серверов.
Конвергенция, разговоры о которой идут уже десять лет, сегодня стала ближе, поскольку созданы платформы и устройства для обеспечения концепции «трех экранов» – мобильных терминалов, телевидения и ПК. Перевод коммуникаций на Аll-IP позволит повысить эффективность работы сетей и предоставить услуги нового поколения.
Шансов выжить и получить прибыль больше у тех провайдеров, которые не ограничиваются транспортировкой трафика, а дают клиентам возможности обеспечения безопасности, телеприсутствия, построения защищенного хранилища данных, развлечений и т.д. Все больше операторов используют пакетированные услуги как конкурентное преимущество: с появлением в блоке предложений четвертой услуги отток абонентов сокращается на 14%, а ARPU повышается на 5%.
Будущее предприятия
Так, наверное, можно было бы скорректировать тему форума, определенную еще в те благополучные времена, когда курс акций IBM находился в наивысшей точке за все время существования компании. Участников форума больше волновало не прекрасное далеко, а краткосрочный прогноз – что будет через год-полтора. В выступлениях и зарубежных гостей, и отечественных специалистов сквозил оптимизм: Россия вернется на позиции сильной экономики довольно быстро, а Москва в среднесрочной перспективе станет таким же мировым финансовым центром, как Франкфурт.
Выбранный на роль оператора будущего «Комстар-ОТС» пообещал не отказываться от планов внедрения WiMAX и реконструкции МГТС на основе IMS. Примерами банка будущего стали Газпромбанк и «УРСА Банк», проект построения ИТ-архитектуры масштаба предприятия для которого реализовал КРОК.
Готовиться к росту
Модератор секции «Телекоммуникационная компания будущего» Олег Бяхов, директор по консалтингу в телекоммуникациях IBM в России и СНГ, предложил «приземлить» тему. Сегодня, когда телеком-компании урезают инновационные программы на десятки процентов в год, надо сосредоточиться на том, что приносит реальный доход. Но вопрос все равно остается открытым: если будущее столь неопределенно, найдутся ли клиенты, готовые покупать даже эти решения?
Крис Пирсон, руководитель отдела глобальных телекоммуникаций подразделения GBS компании IBM, предлагает взглянуть на ситуацию под другим углом зрения.
– Главное сегодня – эффективность с точки зрения эксплуатационных затрат и обеспечение гибкости систем без вложений в очень крупные проекты. Причем эти традиционные задачи обретают новое звучание. В условиях, когда многие компании сокращают бюджеты на 20–30%, IBM предлагает им решения, которые помогут не только пережить трудный период, но и построить фундамент роста при изменении экономической ситуации.
– Компании сокращают затраты, а Вы говорите о росте?..
– Да, именно так: снижать расходы и готовиться к росту надо одновременно. В наших бизнес-приложениях четко прописаны сценарии экономии затрат клиента в течение года. Но мы не забываем, что надо готовить его к окончанию рецессии.
– Что сегодня происходит в телекоме?
– Интересно наблюдать за развитием того, что по-английски называют over the top (буквально – «через крышу»). В рамках этой концепции Google, Amazon и AT&T реализуют «облачные» вычисления, которые служат основой виртуализированного бизнеса. Google – это компетенции, поиск плюс доступ к огромным объемам информации через «умную» платформу, Amazon – опять-таки доступ к массе данных через «умную» платформу плюс коммерциализация, социальные сети – опыт, ощущения и данные. А основой всего этого являются масштабируемая архитектура и массовая обработка данных. Мир «облачных» вычислений будет играть огромную роль с точки зрения виртуализации.
Это – не отдельные волны перемен, а новая парадигма. И задача телеком-компаний – изменить свои платформы так, чтобы они стали «умнее», чтобы можно было сокращать затраты за счет виртуализации.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!