Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 12 2008 | ![]() |
![]() |
Константин АНКИЛОВ  | 09 декабря 2008 |
Курск:в среднем по России…
Курская область – типичный регион центральной России. Из 1,2 млн курян 37% проживают на селе. Но если в отношении металлургии Курск славится своей магнитной аномалией, то о телекоммуникациях этого не скажешь: показатели близки к средним по России.

Почти половина рынка – за операторами сотовой связи. Здесь в полном составе присутствует «большая тройка», но действует и четвертый по значению игрок России – Tele2, как известно, умеющий получить свой кусок пирога на рынке. Ожидается, что курский сотовый пирог в нынешнем году потянет на $90–100 млн.
А вот оператора для передачи голоса по проводам куряне не выбирают – порядка 90% пользуются услугами «ЦентрТелекома». Альтернативы есть, но в основном для корпоративных клиентов. Это «Курская телефонная компания» с несколькими тысячами абонентов и несколько игроков поменьше. Нельзя не упомянуть ведомственных операторов – только у Михайловского ГОКа и у железнодорожников наберется по 5 тыс. телефонов, да и то все свои, внутренние, пользователи. Всего в регионе насчитывается около полутора десятков операторов-телефонистов, и вряд ли их число будет в близком будущем расти: массовый сегмент обслуживается традиционным оператором, а те, у кого есть специфические требования, могут обратиться к другим уже действующим игрокам.
На рынке же интернет-доступа «ЦентрТелекому» принадлежит менее 40% доходов. Возможно, причина тому – достаточно поздний вывод на рынок услуги «Домолинк», который состоялся лишь в августе этого года (понятно, что в первую очередь оператор пошел в регионы, где и потенциал рынка больше, и конкуренция острее). Поэтому в первом полугодии он заработал на Интернете лишь $1,5 млн, причем $1 млн из них – на коммутируемом доступе.
Впрочем, сейчас рынок интернет-доступа Курска можно уже считать конкурентным: помимо провайдеров, обслуживающих корпоративных клиентов, подросли и окрепли операторы, специализирующиеся на домашних абонентах. На корпоративном рынке крупнейшие – это местные игроки «Курсктелеком» (ближайший родственник «Курской телефонной компании») и «Совтест-Интернет». Последний, кстати, является партнером программы «Синтерра WiMAX», хотя не гнушается и проводными технологиями, по которым подключена б'ольшая часть его клиентов. Кроме того, радиодоступ в Курске предоставляет второй по величине российский беспроводной оператор «Квантум» («Простор Телеком»).
Одновременно оплетаются оптоволокном и жилые дома. Так, провайдер «Лучше.net» обеспечил покрытие 70 тыс. квартир – по меркам Курска с его 150 тыс. домохозяйств – цифра серьезная. Другой заметный игрок этого сегмента – «Инетэра» (торговая марка Puzzle) – межрегиональный оператор, работающий и в других регионах Черноземья. Из иногородних действует на рынке «Стрим-ТВ», предоставляя интернет-доступ на базе сети кабельного ТВ своей «дочки» ТВК.. . .
Если кризис серьезно не помешает развитию рынка, то усилиями этих игроков проникновение широкополосного доступа в Курске в следующем году достигнет 15–20% (среднего показателя по России в 2008 г.). Наверняка вырастет доля «ЦентрТелекома» – компания еще только осваивает этот рынок. Грандиозных доходов ни от интернет-услуг, ни от прочих высокотехнологичных сервисов ожидать не стоит – регион не так велик. Тем не менее городов, подобных Курску, в России десятки. Крупнейшие экономические центры будут насыщены услугами за пару лет, и дальнейший рост доходов смогут обеспечить себе те операторы, которые уже сейчас учатся зарабатывать в городах с населением менее
полумиллиона