Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2008
Алексей МИШУШИН  09 декабря 2008

Требуется сократить число лицензируемых видов связи

В 2008 г. оправдались надежды на принятие ряда нормативных актов в развитие 4-й части ГК РФ, посвященной отношениям в сфере интеллектуальной собственности. Как это случается с любым крупным законом, в 4-й части кодекса намеренно были оставлены пробелы для последующего их заполнения подзаконными актами, детализирующими те или иные юридические процедуры.

Алексей МИШУШИНАлексей МИШУШИН

– В 2008 г. оправдались надежды на принятие ряда нормативных актов в развитие 4-й части ГК РФ, посвященной отношениям в сфере интеллектуальной собственности. Как это случается с любым крупным законом, в 4-й части кодекса намеренно были оставлены пробелы для последующего их заполнения подзаконными актами, детализирующими те или иные юридические процедуры. В целях заполнения пробелов Правительством РФ в 2008 г. были утверждены Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, а также недолго просуществовавшей Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия приняты акты, регулирующие аккредитацию организаций по управлению правами на коллективной основе. Важный стартовый пакет документов! Полагаю, что именно аккредитованные организации займут центральное место в области «продажи» контент-провайдерам и операторам связи прав на массовый литературный и музыкальный контент.

Что касается совершенствования законодательства, то здесь колоссальное пространство для работы нормотворческих органов. Было бы полезно уменьшить количество лицензируемых видов связи, например упразднить лицензирование оказания телематических услуг связи, предоставления каналов связи, оказания услуг телеграфной связи. Логичным представляется сведение к одной лицензии трех ныне существующих лицензий в области оказания услуг местной телефонной связи. При этом сам перечень лицензируемых видов деятельности следует переместить в ФЗ «О связи».

В отражении в законодательстве нуждаются мультисервисные сети связи и весь спектр вопросов, связанных с присоединением к ним сетей связи, построенных на иной технологии.

Следовало бы проработать идею объединения положений всех Правил оказания услуг связи в один нормативный акт или – как вариант – включить правила в ФЗ «О связи». При этом объединению должна предшествовать ревизия терминологии на предмет точности отражения физической природы описываемого явления, полноты и ясности формулировок, дополнить трактовку понятий «передача данных», «передача данных для целей передачи голосовой информации».

Единый нормативный акт, заменяющий ныне действующие Правила, должен подходить к регулированию услуг связи в комплексе, уделяя преимущественное внимание базисным правилам, таким как использование нумерации (включая нумерацию российского сегмента сети Интернет), гарантии качества и постоянства оказываемых услуг, условия компенсации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств сторонами, порядок доступа пользователей к услугам связи на транспортной инфраструктуре, принадлежащей различным операторам связи, ответственность между участниками договора за содержание в безопасном и работоспособном состоянии пользовательского оборудования, средств и сетей связи на каждом участке последней мили.

В регламентации нуждаются вопросы онлайн-взаимодействия сторон: принципы дистанционной идентификации пользователя услугами связи, порядок создания, изменения или прекращения договорных отношений посредством удаленного общения.

Требуется ясная нормативная фиксация обстоятельств и условий, при которых операторы связи обязаны предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и борьбу с терроризмом, сведения о своих абонентах. Здесь есть множество пограничных правовых ситуаций, в которых операторы связи каждый раз вынуждены балансировать на грани незаконного препятствования деятельности силовым государственным органам либо противоправного разглашения конфиденциальной информации, персональных данных.

Не приходится говорить о насущности появления работающего на практике закона об цифровой подписи.

Как видно, объем пожеланий юридического характера – немалый. Будем надеяться, что в 2009 г. хотя бы часть из заявленных идей воплотится в реальность.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!