Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2010 |
Алексей МИШУШИН  Алексей РОКОТЯН  Владимир ЛИТВИНОВ  Дмитрий КУТЯВИН  Никита БРОДСКИЙ  | 26 января 2010 |
Блог, еще раз блог!
Декабрьско-январские морозы настроили наших блоггеров на серьезный лад: они озабочены отсутствием национальных стандартов в области ИКТ и игроков «cреднего» размера на телеком-рынке, судьбами профессиональных связистов, теряющих работу в результате M&A-сделок, и несовершенством нормативной базы отрасли…
Никита БРОДСКИЙЗа национальную стандартизацию
>>>> Отечественные производители сегодня не проявляют заинтересованности в развитии национальной системы стандартизации. Для них стандарты – всего лишь дополнительное обременение к себестоимости выпускаемой продукции. С учетом ограниченного спроса на отечественную продукцию ИКТ источник финансирования прикладных НИОКР и, как следствие, разработки технологических стандартов в негосударственном секторе экономики практически отсутствуют.
Единственным крупным заказчиком в сфере прикладных НИОКР выступает сегодня государство, которое потребляет, по разным оценкам, 10–15% всего объема выпускаемой продукции и услуг ИКТ в России. Тем не менее государство как организатор разработок в сфере ИКТ проявляет недостаточную эффективность, что видно на целом ряде примеров, в частности проекте ГЛОНАСС.
Для обеспечения самостоятельной роли России в сфере научно-технического прогресса и стандартизации ИКТ необходимо сконцентрировать усилия государства на минимальном количестве перспективных разработок и завершить создание собственных ИКТ-систем, где на сегодня создан положительный задел. В частности, целесообразно довести до конца проект ГЛОНАСС…
Требуются новые средние
>>>> Телекоммуникации России вступили в стадию консолидации активов и вертикальной интеграции. Означает ли это, что мы движемся от конкуренции к монополии на рынке со всеми ее недостатками: неповоротливостью операторов, недостаточным вниманием к клиенту, низкой инновационной активностью, ценовым сговорам и т.д.? В значительной степени – да.
Нынешний слой средних игроков на российском телекоммуникационном рынке в свое время сформировался путем консолидации мелких региональных компаний. Именно так были выращены общероссийские бренды «Комстар», «Голден Телеком» и др. Эти компании обеспечили бум предложения высококачественных услуг на рынке корпоративных решений (В2В). В данном сегменте сформировалась острая конкуренция, подталкивавшая операторов к экспериментам и инновациям...
Для сохранения динамики последних 15 лет необходимо максимальное содействие выращиванию нового слоя средних игроков. Как это может произойти:
1. В сегменте В2В появятся новые игроки. За счет снижения качества обслуживания малые и средние корпоративные клиенты будут переориентироваться на новых провайдеров. Сегодня уже возникли бренды, активно теснящие лидеров В2В-рынка, – «Простор», «Энфорта» и др.
2. На фиксированном В2С-рынке началась гонка оптических технологий. На базе решений FTTx операторы будут бороться за клиента, предлагая пакет из HDTV, высокоскоростного симметричного Интернета. В дальнейшем добавятся решения Femtocell, IMS и др. Наиболее подготовленными к данному этапу сегодня являются операторы НКС, «Акадо» и др.
3. По мере повышения уровня проникновения Интернета будет набирать вес категория контент-провайдеров и виртуальных операторов.
Алексей РОКОТЯН
Ау, коллеги!
>>>> В самом конце 2009 г. рабочая группа РГ-1 опубликовала на сайте АДЭ сообщение о ходе работ над важными для отрасли НПА и проект Требований к построению телефонной сети связи общего пользования.
Судя по всему, предновогодняя лихорадка помешала коллегам обратить внимание на этот весьма важный документ. Не помогло и сообщение на первой странице сайта iksmedia (http://www.iks-media.ru/news/news_otrasli/3060720.html), и призыв пообсуждать эту тему в блоге (http://www.iks-media.ru/blogs/post/3060552.html).
Очень хотелось бы получить отклики и предложения заинтересованных коллег на наш проект. Тема, как ни крути, весьма актуальная...
Ау, коллеги! Читайте, шлите предложения!
Вести с полей
>>>> Очень сложные и важные вопросы мы обсуждали, очень жаркие споры вели... Мы стремились если не к консенсусу, то хотя бы к формированию двух-трех ясно очерченных позиций, которые уже можно обсуждать с участием регулятора. Даже потребовалось провести НИР по принципам построения и взаимодействия сетей NGN, результаты которой рассматривала секция № 3 НТС Минкомсвязи 19 ноября. Эта история с нашей, РГ-1, подачи случилась, ей-богу, не преувеличиваю...
В итоге пришли мы к выводу: нужно заметно подкорректировать экономическую модель взаимодействия операторов при пропуске телефонного трафика. Без этого все остальные поправки – косметика. Важная, нужная, но не достаточная. К сожалению, то, как мы живем сейчас, провоцирует, причем самым сильным образом – экономически, на заведомо неоптимальные решения: от маршрутизации трафика до бизнес-моделей и инвест-проектов, ориентированных не на созидание чего-то полезного, а на использование «косяков» в регулировании.
Дмитрий КУТЯВИН
Тарифы мобильного ШПД
>>>> ШПД стал большим успехом операторов 3G во всем мире. При разработке тарифов используются следующие подходы:
•pay as you go – оплата за 1 Мбайт (варианты – 100 кбайт и меньше);
•плоская шкала, когда абоненту предлагается фиксированный объем трафика, в данном случае абонент точно знает, в какую сумму обойдется ему путешествие по Всемирной паутине;
•модификация стоимости трафика от времени интересна полуночникам и «загружает не нагруженную» в это время суток сеть;
•вариации безлимитных тарифных планов – на определенные сайты, для определенных протоколов или со снижением скорости.
Про олигополию
>>>> Некоторые телекоммуникационные рынки можно полноправно классифицировать, как олигополистические. Например, рынок сотовой связи. Следствием наличия сильных игроков на этом рынке можно считать существенное снижение стоимости предоставляемых услуг в течение последних 5–10 лет. И построение одной из лучших систем взаимоотношений с абонентами.
Другой случай – рынок фиксированного ШПД, например в Москве, где несколько лет назад сформировалась группа крупных участников. Как следствие, также можно было наблюдать существенное снижение стоимости услуг для пользователей и увеличение значимости качественного сервиса.
Но не всегда при большом количестве участников рынок бывает конкурентным. В телекоммуникационной отрасли сложно достичь большого количества участников с равноценными (по территории, набору услуг и т.д.) предложениями.
Владимир ЛИТВИНОВ
«Ростелеком» + МРК – «Связьинвест» = = РОСТЕЛЕКОМ+
>>>> Следует признать, что синергический эффект будет достигаться достаточно болезненным процессом консолидации активов. Я с серьезной долей практического скептицизма отношусь к прогнозируемому показателю синергии РТК–МРК
– 30 млрд руб. Прежде всего МРК в ранге будущего филиала получат лишь расходный счет, а доходная база будет формироваться на едином централизованном счете компании. В целом практически все подразделения компаний получат в разной степени сужение своего функционала, естественно, это касается и топ-менеджмента. И вот здесь формируется одна из главных опасностей слияний: при оптимизации людских и финансовых ресурсов, исчезновения привычных для клиентов брендов, в условиях конкурентного рынка зачастую происходит потеря квалифицированного персонала и, как следствие, трафика и клиентской базы. К примеру, после присоединения ММТ к «Ростелекому» через небольшое время полностью изменилась организационная структура новоиспеченного филиала, произошла практически 100%-ная замена топ-менеджмента, втрое (на 3 тыс. человек) сократилась численность персонала, кардинальным образом снизилось, а в ряде случаев было ликвидировано предоставление социально значимых, но убыточных услуг междугородной связи (заказ через телефонистку, таксофонная связь, связь по телефонной карте), примерно на 40% сократился объем выставляемых счетов абонентам за предоставленные услуги.
В процессах слияний и поглощений пресса акцентирует внимание на рыночных процедурах: синергия, капитализация и др. Вместе с тем катаклизмы этих процессов касаются судеб десятков тысяч профессиональных связистов, поэтому крайне важно, чтобы в условиях социальной незащищенности одновременно внедрялись новые технологии с программами оптимизации людских ресурсов при открытии новых рабочих мест...
Алексей МИШУШИН
Налоговую инспекцию прокатили по судам
>>>> Федеральный арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 по налоговым претензиям к ОАО «Северо-Западный Телеком» за 2005–2007 гг. на сумму 204 млн руб. Этим актом надзорная судебная инстанция подтвердила правомерность выводов двух нижестоящих судов, также отклонивших претензии налоговиков к оператору.
Каждый раз, читая о подобных фактах, испытываешь смешанное чувство. В душе умещается буквально «три в одном». С одной стороны, проникаешься гордостью за своих коллег – юристов, сумевших отстоять свою правоту, уберечь заработанные компанией средства от их принудительного изъятия. С другой – нельзя не отдать дань уважения судебным органам, сумевшим, невзирая на лица, так серьезно проникнуть в ситуацию, что мнения всех судебных инстанций, которые в ходе разбирательства, как известно, не связаны выводами друг друга, в итоге полностью совпали.
Наконец, третий слой ощущений – это горечь, разочарование и досада. Негатив вызван одним – работой налогового органа, полностью проваленной в данном случае...
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!