Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2005
Станислав ЖУРАВЛЕВ  01 июля 2005

Влияние рынка услуг NGS на концепцию NGN

Тенденции

Поставщики услуг доступа продолжают уверенно осваивать рынок услуг телефонной связи, используя для этого SIP-телефонию. Сегодня они вплотную приблизились к возможности осуществить экспансию на рынок услуг кабельного телевидения (рис. 1). Ведущие консалтинговые агентства прогнозируют, что 2005. станет годом массового внедрения технологий IPTV, благодаря которым поставщики DSL-доступа смогут предложить абонентам набор услуг, по составу и качеству сравнимый с набором услуг кабельного ТВ.

В свою очередь поставщики услуг кабельного ТВ, имеющие в развитых странах абонентскую базу, ненамного уступающую абонентской базе операторов телефонной связи, представляют для последних серьезную угрозу. В 2004. число абонентов услуг SIP-телефонии, предоставляемых операторами кабельного ТВ, превысило общее число абонентов, обслуживаемых операторами, поставщиками услуг Интернета и поставщиками услуг доступа DSL.

Тем временем операторы телефонной связи, справедливо опасаясь мощной конкуренции со стороны операторов кабельных сетей, устремились на рынок услуг мобильной связи, используя для этого технологию Wi-Fi. В мире уже есть примеры (см. «ИКС» №10 ’2003, с. 18), когда оператор фиксированной связи, создав инфраструктуру Wi-Fi, полностью покрывающую небольшие города, активно предлагает там услуги Wi-Fi-телефонии.

Особый путь

У операторов мобильной связи ситуация иная. Развитие услуг высокоскоростного доступа или кабельного ТВ сдерживается у них отсутствием инфраструктуры «последней мили». Услуги Wi-Fi хотя и оказываются ими, рассматриваются как конкурирующие по отношению к традиционным услугам передачи данных GPRS/3G. Поэтому для операторов мобильной связи наиболее перспективен рынок услуг с добавленной стоимостью (или неголосовых услуг), тем более что для развития таких услуг у них есть ряд конкурентных преимуществ: многофункциональный телефонный аппарат у абонента, гибкие тарифные планы, возможность работать с индивидуальными потребностями абонента и т. д. Это подтверждают и статистические данные: доля от предоставления неголосовых услуг в общей структуре доходов сотовых операторов растет быстрее, чем у операторов фиксированной связи (табл. 1 и 2).

По данным различных источников, доля от предоставления неголосовых услуг в общей структуре дохода ведущих российских операторов мобильной связи уже в 2004. составляла в среднем 13, 6%(табл. 3).

Причем если у операторов фиксированной связи более 90%дохода приходится на интеллектуальные услуги, ориентированные на массовое предоставление: РСС (оплата по карточкам предоплаты), UAN (универсальный телефонный номер), FPH (вызов за счет вызываемого абонента), то операторы мобильной связи активно работают с услугами с небольшой доходностью. Примерно половину дохода от неголосовых услуг им приносят массовые услуги – SMS, MMS и передача данных GPRS/3G. Прочие неголосовые услуги ориентированы, как правило, на небольшие целевые группы пользователей и разрабатываются поставщиками услуг.

Чтобы охарактеризовать доходность таких услуг, приведем следующий пример. Оператор «МегаФон» установил правило взаиморасчетов с поставщиками услуг, согласно которому каждая услуга должна приносить не менее $1000 дохода в месяц. В противном случае доля поставщика услуг в тарифе начинает снижаться. Однако и такую сумму многие поставщики услуг восприняли как чрезмерную.

Контент

Общепринятой классификации таких услуг пока не существует, но, обобщив характерные признаки, можно выделить несколько категорий.

К услугам персонализации относятся услуги, позволяющие пользователю загружать мелодии, рингтоны, логотипы, экранные заставки, темы оформления для мобильных аппаратов. В категорию игр входят услуги, обеспечивающие загрузку игровых приложений для платформы J2ME (Java 2 Mobile Edition) или для специализированных операционных систем различных производителей терминального оборудования.

Заказные услуги предполагают заказ различных работ, товаров или услуг. Наиболее популярны в этой категории заказ такси, пиццы, билетов в театры и кинотеатры. Информационно-справочные услуги предусматривают получение пользователем различных справок: адресов ресторанов, курсов валют, данных из «Желтых страниц» и т. п. Новостные услуги (за рубежом – News Alerts) включают в себя организацию новостных лент, периодически передаваемых на терминал пользователя. Контент услуг определяют сами пользователи.

К развлекательным услугам относятся гороскопы, анекдоты и прочий подобный контент, передаваемый пользователю в виде SMS. А вот услуги, зависящие от географического местоположения абонента (Location Based Services – LBS), скорее не самостоятельный вид услуг, а средство уточнения, например, запросов к информационно-справочным услугам. К примеру, при запросе адресов ресторанов список может быть ограничен ближайшими к текущему местонахождению пользователя заведениями.

Из корпоративных услуг наиболее популярны универсальная почта (Unified Messaging), VPN и Hosted PBX.

Не все услуги могут быть безоговорочно отнесены к конкретной категории. Например, услугу получения SMS с названием мелодии, звучащей в данный момент по радио, можно классифицировать и как развлекательную, и как информационно-справочную.

Игроки

В России уже сложилась определенная модель взаимоотношений между участниками рынка неголосовых услуг (рис. 2):
  • оператор – обеспечивает доступ абонентов к услугам поставщиков услуг и списание денежных средств со счета абонента;
  • поставщик услуг – разрабатывает и рекламирует услугу;
  • правообладатель – обеспечивает реализацию исключительных прав на различный контент;
  • агрегатор – берет на себя функции заключения и сопровождения договоров оператора, централизованную рекламу и взаиморасчеты;
  • лицензиат – обеспечивает поставщику услуг юридическое право на совершение действий, подлежащих лицензированию (совершение платежей – лицензия на банковские операции, лотереи – лицензия на игорный бизнес и т. д.).
Часть своей доли поставщики услуг отчисляют правообладателям (7 – 15%) и лицензиатам (3 – 10%) (см. рис. 2).

Схемы разделения доходов от предоставления неголосовых услуг у разных операторов приведены в табл. 4.

Технические средства

При реализации такой модели взаимоотношений важную роль приобретает обеспечение совместимости технических средств оператора и поставщика услуг. Следует заметить, что необходимость в этом существовала не всегда. Изначально поставщик услуг подключался к сети связи общего пользования на правах абонента – по абонентским интерфейсам. При этом использовалось недорогое оборудование CTI – специализированные платы, устанавливаемые в промышленный сервер (часто в обычный компьютер).

Разрабатывали такие платы (получившие название речевой диалоговой периферии – IVR) обычно небольшие компании, занимающие неустойчивые рыночные позиции из-за малого размера рынка оборудования CTI и большого числа участников на нем. Естественно, они были заинтересованы «привязать» разработчиков к своим платформам, в том числе путем разработки фирменных программных интерфейсов.

По мере роста рынка новых услуг и оборудования CTI разработчики все чаще высказывали пожелания унифицировать прикладные программные интерфейсы. Такая необходимость была продиктована и формированием смежных рынков – систем Text-to-Speech, распознавания речи, взаимодействия с абонентами. Появилось множество готовых библиотек, объединяющих отдельные функции в функционально завершенные блоки, и разработка драйверов (программного обеспечения сопряжения) для многочисленных фирменных прикладных программных интерфейсов стала экономически нецелесообразной.

Производители оборудования CTI начали стандартизировать прикладные программные интерфейсы. В результате появились такие технологии, как TAPI, JTAPI и др. Однако они оказались практически не востребованы, поскольку операторы увидели в новых услугах перспективный рынок и захотели самостоятельно извлекать из него доход. Но для этого в первую очередь требовалось средство контроля и учета объема услуг, предоставляемых поставщиками. Кроме того, необходимо было обеспечить сбор статистики, выставление счетов или корректное списание средств со счета абонента и проч. Поэтому крупные производители, традиционно работающие с операторами, предложили распределенную архитектуру платформы для предоставления услуг, состоящую из специального шлюза и сервера приложений.

При этом шлюз, который располагался у оператора и эксплуатировался им, обеспечивал преобразование логики услуги в функции телефонной сети, тарификацию услуг и учет объемов оказанных услуг. Сервер приложений находился у поставщика услуг и использовался для разработки и отладки услуг, а также для загрузки услуги на платформу оператора в момент обращения к ней.

Очевидно, что в этом случае не обойтись без стандартизированного интерфейса между шлюзом и сервером приложений. В качестве таких интерфейсов производителями были предложены Parlay, VoiceXML, JAIN. С их появлением стандарты, разработанные производителями оборудования CTI, оказались менее востребованы, чем раньше.

Интерфейсы

Основное различие этих технологий – в их назначении.

Технология VoiceXML изначально создавалась как простое средство для разработки функций речевого доступа к существующим корпоративным серверам www. Это наложило отпечаток на синтаксис языка VoiceXML, который не сильно отличается от обычного XML. Позднее ряд производителей предложил платформы VoiceXML операторского класса. Однако «корпоративная» направленность этой технологии предполагает, что функции безопасности и тарификации услуг должны реализовываться дополнительным оборудованием (например, RADIUS).

Parlay на сегодняшний день является наиболее совершенной технологией, поскольку позволяет довольно эффективно организовать модель взаимодействия оператора с поставщиками услуг. С помощью Parlay можно проверять права доступа поставщиков услуг, ограничивать выделяемые им сетевые ресурсы, вести раздельный учет по каждой услуге. В свою очередь поставщик услуг может использовать функции тарификации, благодаря которым оператор получает указания об изменении порядка тарификации вызова и дополнительную информацию для выставления счетов.

Технология JAIN (Java Application for Integrated Network) разработки Sun предназначена для создания новых услуг с использованием технологий Java и характеризуется максимально открытым прикладным программным интерфейсом. Компания Sun даже разработала открытый интерфейс, позволяющий создавать модули взаимодействия с любыми протоколами сигнализации телефонной сети. По сравнению с Parlay технология JAIN имеет ограниченную функциональность в части безопасности, тарификации, взаимодействия с базами данных и пр. Добавим, что JAIN была доработана и стала одним из вариантов реализации технологии Parlay, т. е. появилась возможность разрабатывать услуги Parlay на языке Java (подробнее о новых технологиях см. в одном из ближайших номеров «ИКС»).

Благодаря этим технологиям операторы решили задачу выхода на рынок услуг с добавленной стоимостью. В то же время на рынке сформировалась потребность в услугах следующего поколения – NGS (см. «ИКС» №2 ’2005, с. 68 и №3 ’2005, с. 79).

Услуги NGS

Услуги NGS – это новое понятие, у которого пока нет четкого и общепризнанного определения. Нередко услуги следующего поколения рассматривают как «синоним» услуг VAS, реализованных в сетях NGN. Однако у NGS можно выделить некоторые характерные свойства, а именно:
  • интеграция услуг ТфОП, СПС и Интернета;
  • возможность роуминга услуг;
  • необходимость модернизации сетевой инфраструктуры для внедрения новых услуг;
  • вынос значительной части функциональности услуги в абонентский терминал.
Первое свойство обусловлено тем, что исторически большинство платформ для предоставления услуг было адаптировано к только одному виду сетей – либо ТфОП, либо СПС. Однако с развитием рынков услуг SIP-и Wi-Fi-телефонии и появлением технологий «бесшовного» переключения между ними, а также услугами ТфОП и СПС возникает потребность в адаптации услуг NGS к разным видам терминалов одновременно.

Большое значение приобретает возможность роуминга новых услуг. Например, при роуминге терминала между сетями Wi-Fi и GSM оператор может обеспечить списание платы за услуги Wi-Fi со счета мобильного телефона абонента, а затем передать их поставщику услуг Wi-Fi, который располагает, как правило, ограниченной сетью пунктов сбора платежей.

Появление многих новых услуг или функций роуминга нарушает принципы построения NGN, заключающиеся в отделении уровня услуг от уровней коммутации и транспорта. На сети устанавливаются различные вспомогательные устройства, например обеспечивающие взаимодействие точек доступа Wi-Fi с регистрами HLR/VLR мобильной сети, анализаторы контента и др.

Помимо слияния функций управления услугами и коммутации информации, новые услуги характеризуются переносом значительной части функциональности услуги на терминальное оборудование (ноутбуки, PDA, смартфоны, мобильные телефоны Java).

Приведем примеры некоторых услуг NGS, при внедрении которых требуется модернизация сетевой
инфраструктуры.

NGS и модернизация сети

Для поддержки роуминга терминалов между сетями Wi-Fi и GSM на сети нужны шлюзы, обеспечивающие взаимодействие оборудования Wi-Fi с регистрами HLR/VLR для идентификации и аутентификации абонента, начисления оплаты и выставления единого счета.

При внедрении платежных систем на сети требуется модернизация транспортного уровня, в частности установка анализаторов контента. Например, английское подразделение оператора T-Mobile установило между узлами GGSN и транспортной сетью анализаторы контента для дифференцированной тарификации услуг GPRS. Теперь оператор может выставлять счета не просто за услуги GPRS, а за пользование web, e-mail, передачу данных RTP и проч.

Концепция «умного дома» (проект Eurescom PI341) предполагает значительное расширение номенклатуры терминального оборудования. Его функции все чаще появляются в бытовой технике, аудио-и видеосистемах, исполнительных механизмах, системах видеонаблюдения, охранных системах и т. д.

Предоставление услуги triple play, по составу и качеству не уступающей аналогичным услугам операторов кабельных сетей, требует модернизации сетей доступа DSL, а именно установки новых DSLAM с функциями IPTV (передача ТВпрограмм по сетям IP).

Услуга Alice Mio компании Telecom Italia предусматривает возможность персонализации телефонного аппарата для каждого члена семьи. Для поддержки этой услуги разработана специальная база данных i-UDB, де хранятся персональные настройки телефонов. При этом необходимы специальные контроллеры MGC, которые при входящем вызове, перед его коммутацией, обращаются к этой базе по протоколу LDAP и конфигурируют телефон пользователя (загружают рингтоны, логотипы и т. п.).

Зависимость сетевой инфраструктуры от новых услуг нашла отражение в работах форума 3GPP, предложившего концепцию IMS. По мнению специалистов, платформа IMS станет центром сетей будущего, вокруг которого будут формироваться другие уровни функциональной модели сети NGN. Таким образом, фактически меняется классическая модель NGN (рис. 3), и это следует рассматривать как важнейшую отличительную черту услуг NGS. Традиционная модель NGN предусматривает, что платформы для предоставления услуг подключаются к сети связи по стандартным интерфейсам ОКС №7, SIP, Parlay, H. 323. То есть с точки зрения сети связи и коммутационных элементов платформы не являются новыми элементами и могут рассматриваться как обычные коммутационные элементы. Однако при внедрении услуг NGS разные уровни функциональной модели начинают сливаться (рис. 4).

Появляются новые виды оборудования с пограничными функциями. Наиболее известный пример – контроллеры SBC или ALG, сочетающие функции контроллера MGC и маршрутизатора транспортной сети.

***


Итак, на сегодняшнем этапе развития телекоммуникаций наблюдаются процессы, которые могут скорректировать подходы к построению NGN. Вновь возрастает актуальность комплексного планирования сетей связи, обеспечения безопасности и качества. При этом от оператора может потребоваться более активное участие в процессе предоставления новых услуг и изменение привычных моделей взаимодействия с поставщиками услуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!