Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2005
Владимир МАКСИМЕНКО  01 июля 2005

Виртуальные сети. Начнем с качества

Ход демонополизации рынка телекоммуникаций в России, продолжающейся более 10 лет, демонстрирует интересные возможности сближения с европейскими рынками. Поэтому было бы полезно учесть опыт европейских стран, в частности британского регулирующего органа OFTEL (к слову, предложившего свою концепцию и определение MVNO). Процесс укрупнения операторов мобильной связи России подходит к концу, приведя к появлению ограниченного количества национальных операторов, обладающих лицензиями на базовый набор услуг, развитой сетевой инфраструктурой и объемной абонентской базой. Для расширения спектра услуг необходимо наличие виртуальных операторов, использующих инфраструктуру «больших» операторов, – они могли бы более гибко реагировать на меняющиеся запросы рынка в информационной области, разрабатывая и предлагая новые широкополосные виды услуг. Но для эффективной деятельности виртуальных операторов необходимо придать им правовой статус.

Из недавней истории

В 1999 г. OFTEL посчитал необходимым разработать концепции двух новых категорий операторов – операторов непрямого доступа (Indirect Access Operator – IAO) и операторов мобильных виртуальных сетей (Mobile Virtual Network Operator – MVNO).

Концепция IAO определяет применение к мобильным сетям известной для фиксированных сетей технологии непрямого доступа. Операторы категории IAO продают своим пользователям только услуги вызова через первичного оператора либо через независимого провайдера, т. е. эти пользователи должны являться абонентами какойлибо мобильной сети и иметь контракт с ее оператором. Кроме того, IAO дают своим пользователям возможность вызова своих услуг по сокращенному 4-значному цифровому коду и, получив такой вызов, далее полностью несут ответственность за его маршрут и весь цикл абонентского обслуживания. Задача IAO – организовать эффективный доступ к первичному оператору и предложить абонентам свои дополнительные услуги.

MVNO должны иметь код сети мобильной связи (Mobile Network Code – MNC), а абоненты – международный идентификационный номер мобильного абонента (International Mobile Subscriber Identity – IMSI). Виртуальные операторы имеют такую же степень свободы при выборе первичных операторов и услуг, что и абоненты и IAO, но в отличие от последних они полностью отвечают за контракты со своими абонентами, не требуя заключать договоры с другими поставщиками услуг. MVNO должны иметь соглашение об уровне услуг с первичными операторами и оплачивать им: а) доступ в мобильную сеть; б) услуги вызова своих абонентов.

Фактически MVNO строит отношения со своими абонентами, используя свои контракты и свои SIM-карты. Эта важная особенность виртуального оператора порождает проблемную ситуацию: первичный оператор (или независимый сервис-провайдер) должен признать абонентов MVNO и обеспечить им оказание услуг на том же уровне, что и для своих «родных» пользователей.

На начальном этапе внедрения концепции MVNO классические сотовые операторы отреагировали отрицательно на необходимость признания виртуальных операторов равноправными участниками процесса оказания услуг мобильной связи. Так, в Норвегии компания Sense запросила у оператора Telenor Mobile статус MVNO и получила отказ. По правилам норвежского регулирования Telenor, обладающий значительной рыночной силой, был обязан предоставить компании Sense соответствующие мобильные идентификаторы и доступ к радиоресурсу. То да, в 1999., юридический спор разрешен не был.

В Дании Sense запросила доступ к радиоресурсу у оператора Sonofon. Отказ со стороны Sonofon был мотивирован тем, что признание SIM-карт другого оператора эквивалентно выполнению роуминга, а роуминг не является межсетевой операцией. В 1999. датское ведомство связи решило этот спор в пользу оператора Sonofon.

В Швеции аналогичный спор Sense и Telia был решен принятием дополнения к закону «О телекоммуникациях», обязывающего мобильных операторов предоставлять услуги по запросам MVNO.

Через пять лет, в 2004., только в Европе насчитывалось уже более 50 операторов виртуальных сетей.

Первый виртуальный оператор – фиксированный?

Идея создания операторов непрямого доступа (ОНД) в России первыми была воспринята операторами ТфОП, что объяснялось резким увеличением междугородного и международного трафика и низким качеством доступа к этим услугам. В то время как коммутационные узлы и внутренние соединительные линии городских сетей имели достаточную производительность и пропускную способность, соединительные линии, связывающие городские станции с междугородными, не справлялись с возросшей нагрузкой. Избавиться от проблемы можно было путем увеличения числа соединительных линий и модернизации оборудования или ввода новых узлов коммутации междугородной связи. Однако все эти меры требовали больших инвестиций.

Эффективным решением стало появление виртуальных сетей фиксированной телефонной связи. Оператор такой сети имеет коммутатор, соединенный с городскими телефонными станциями и междугородной телефонной станцией. Абонентами виртуального оператора являются те же абоненты классической телефонной сети, заключившие с ним договор на обслуживание. Доступ «виртуальных» абонентов к коммутатору осуществляется через сеть классического оператора по уникальному для каждого из них паролю. Оператор виртуальной сети концентрирует нагрузку и по соединительным линиям направляет на узлы междугородной и международной связи. Он самостоятельно производит тарификацию услуг и расчеты с абонентами, тем самым беря на себя работу оператора классической сети по подготовке и рассылке счетов, приему платы от абонентов.

Таким образом, расходы операторов сетей общего пользования по оказанию услуг междугородной и международной связи сокращаются. Получая от оператора непрямого доступа фиксированную оплату трафика по соединительным линиям, оператор СОП при этом не отвечает за качество услуг ОНД перед «виртуальными» абонентами. При существующем положении дел с нормированием QoS не учитывается тот факт, что предоставление услуги обеспечивает не один, а несколько операторов сетей. В руководящих документах отрасли не определено, кто несет ответственность перед абонентом за качество услуги. Как правило, в договорах операторов связи с абонентами не оговаривается, что на оператора возлагается материальная ответственность за низкое качество услуги. Не упоминается и взаимная ответственность операторов, участвующих в оказании услуг абонентам.

Как нормировать качество и тарифы?

В настоящее время деятельность операторов непрямого доступа в России регулируется фактически условиями лицензий на предоставление услуг местной и междугородной связи с теми же условиями, что и для классических операторов фиксированной связи.

Аналогичная ситуация с нормированием качества услуг и у операторов MVNO. Операторы мобильных виртуальных сетей работают в тех же условиях, что и операторы классических сотовых сетей, с той лишь разницей, что MVNO не владеют разрешением на использование частотного спектра и, как результат, – сетью радиодоступа. Интерес классического сотового оператора при совместном использовании радиоресурса состоит в том, чтобы загружать сеть «чужим» трафиком в период низкой загрузки трафиком собственных абонентов. Между операторами классических и мобильных виртуальных сетей (Mobile Virtual Network – MVN) должно быть заключено соглашение на совместное использование сетевых ресурсов. Простейшим является уже известное соглашение о роуминге, которое возможно в случае, если оператор MVN имеет свою номерную емкость.

Общеизвестно, что за соединение при роуминге абоненту приходится платить больше, чем за соединение в домашней сети. Если исходить из этой предпосылки, то стоимость услуг MVN всегда будет выше, чем стоимость услуг классической сети. Чтобы уравнять цены и даже сделать их более привлекательными для абонентов MVN, необходимо предусмотреть возможность установления соединения по приоритетам. Предполагается, что приоритет абонентов виртуальной сети ниже, чем классической. Но тогда такой показатель, как доступ к сети, для «виртуальных» абонентов тоже должен быть ниже, как и цена услуги. Тем самым стоимость услуг для абонентов виртуальных и классических сетей уравнивается или даже для первых может быть ниже.

Если MVNO, не имея своей номерной емкости, арендует ее у классического оператора, то реализовать роуминговое соглашение проблематично. В этом случае приоритеты у всех абонентов будут одинаковыми и качество услуг не должно различаться. Для того чтобы классическому оператору было выгодно работать с MVNO, последний должен обеспечивать высокий трафик в радиоподсистеме и при этом оплачивать его по оптовой цене, аналогично тому, как это делается в фиксированных сетях.

Как сделать услугу доступной?

С точки зрения абонента, процесс оказания услуги определяется следующими параметрами: доступ к сети, доступ к услуге, непрерывность услуги, целостность услуги.

Между доступностью сети, доступностью и качеством услуги существует взаимосвязь. В каждой сети может быть установлен собственный порог напряженности радиосигнала, выше которого сеть будет для него доступна. Когда напряженность ниже порогового уровня, сеть для сигнала закрыта, даже если подвижная станция может работать при таком значении напряженности. Доступность сети – основная оценка радиопокрытия – основана на отображении названия сети, и, следовательно, на нее оказывает влияние установленный порог.

Даже при наличии доступа в сеть доступа к услуге может и не быть, если отсутствуют радиоканалы для поддержки услуги или для связи между базовой станцией и узлом коммутации сотовой связи. Таким образом, отовность услуги – это комбинация доступности сети и доступности услуги. Сеть с повышенным порогом будет поддерживать лучшее качество услуги, но иметь худшую доступность на территории слабого покрытия.

Таким образом, необходимо различать бизнеспроцессы, имеющие место между конечными пользователями и операторами виртуальных сетей, и технические процессы. В отличие от бизнес-процессов технические имеют два типа интерфейсов – между пользователем и оператором классической сети, в которую пользователь имеет доступ, а также между классическим и виртуальным операторами. Оператор виртуальной сети использует элементы службы классического оператора, поэтому при гарантировании заданного в соглашении с пользователем QoS необходимо предварительно заключить соглашение об уровне качества с оператором классической сети.

MVNO организует услуги фиксированно-мобильной связи (Fixed-Mobile Convergence – FMC), используя базовые станции классических сотовых операторов. В этом случае MVNO является оператором виртуальной сети мобильной связи, деятельность которого не предполагает самостоятельного использования радиочастотного спектра, выделяемого классическим операторам мобильной связи различных стандартов для эксплуатации базовых станций.

Деятельность MVNO связана с маркетингом, сбытом, биллингом, абонентским обслуживанием. Цель MVNO – обеспечить такую привлекательность оказываемых услуг, чтобы у абонентов возникла потребность воспользоваться ими, притом немедленно.

MVNO по соглашению с действующими классическими операторами (host-operator) создает MVN с использованием их сети доступа (вплоть до центров коммутации и базовых станций) для обеспечения доступа своих абонентов в сети базовых операторов. Для предоставления услуг в состав центра коммутации сети MVNO должны быть включены центр аутентификации (AUC), домашний (HLR) и визитный (VLR) регистры местоположения абонентов.

При указанном подходе к предоставлению услуги FMC полнообъемная MVN представляет собой сеть классического оператора СПС со всеми сетевыми техническими средствами и возможностями, за исключением базовых станций. Дополнительным отличием MVN от СПС является то, что виртуальная мобильная сеть может подключать свои центры коммутации (ЦК СПС) к сети одного или нескольких классических операторов мобильной связи разных стандартов и образовывать одновременно несколько «параллельных» сетей. Их абоненты могут пользоваться терминалами разных стандартов, имея при этом один номер. MVNO владеет собственной номерной емкостью (и/или арендует ее у базовых операторов), а также собственной биллинговой системой.

Сеть MVNO должна иметь свой код сети MNC и идентификационный номер своего абонента (IMSI) для национального и международного роуминга.

Показатели качества виртуальных сетей

Исследование показателей качества виртуальных сетей подвижной связи необходимо проводить уже на стадии разработки системно-сетевых проектов и опытных зон.

Учитывая, что QoS виртуальных операторов зависит от доступности услуги для абонентов, на первом этапе создания опытной зоны MVN необходимо проверить следующие показатели доступа к услуге:
  • при соединении «домашних» абонентов опытной зоны друг с другом;
  • при соединении абонентов опытной зоны с абонентами сети общего пользования (местная, междугородная и международная связь);
  • при соединении «визитных» абонентов регионального оператора GSM с абонентами своей и других сетей;
  • при предоставлении «домашним» абонентам услуг передачи данных.
В результате исследования должны быть уточнены:
  • системно-сетевые решения, используемые при создании виртуальных сетей подвижной связи, в частности уровни присоединения MVN к классическим СПС;
  • возможности реализации на базе MVNO взаимодействия «параллельных» сетей разных стандартов (например, GSM и IMT-MC-450);
  • возможности конвергенции услуг мобильной и фиксированной связи на базе MVNO.
По результатам опытной эксплуатации должны быть разработаны:
  • требования к соглашению об уровне услуг, заключаемому между MVNO и оператором классической СПС,
  • требования к биллинговой системе MVNO.

В основе модели регулирования OFTEL:
  • создание олигополистического рынка, ограничивающего число операторов и позволяющего контролировать ценовые структуры сетей;
  • стимулирование оптовой продажи эфирного времени первичными операторами и развитие сети вторичных провайдеров услуг связи, создание иерархии сетевых операторов;
  • активное содействие интересам потребителей, включая постоянный анализ тарифов, регулирование льготных тарифов и универсальных служб связи;
  • системный подход к взаимосвязанному регулированию мобильных и фиксированных услуг – развитие условий для межсетевых операций, стимулирование механизмов конвергенции сетей;
  • своевременный учет перспективных технологий и будущих услуг, инициативная постановка задач регулирования новейших телекоммуникационных сетей и областей их применения – Интернета, цифрового и спутникового ТВ, электронной коммерции, мультимедийных услуг и др.

Договоримся о терминах

Соглашение об уровне услуг (Service Level Agreement – SLA) , которое представляет собой результат согласования между взаимодействующими операторами одинакового понимания каждой стороной набора предоставляемых услуг, их качества, ответственности и приоритетов, – это документ, который способен разрешить проблемы качества и ответственности. Соглашение может содержать перечень предоставляемых услуг, параметры QoS, положения о тарификации и компенсациях.

Необходимо различать качество услуги и качество службы электросвязи. Качество услуги – это совокупный эффект характеристик услуги, который определяет степень удовлетворенности пользователя этой услугой, а качество службы – это степень соответствия обслуживания, предоставляемого пользователю провайдером на основе соглашения между ними. Таким образом, качество службы сети определяется способностью участка сети обеспечить выполнение функций, относящихся к связи между пользователями, а качество услуги пользователя зависит от рабочих характеристик сети и характеристик оконечных аппаратов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!