Rambler's Top100
Статьи
22 января 2009

Технология Femtocell – есть ли бизнес?

Большинство производителей оборудования фемтосот, так же, как и аналитики, убеждены в перспективности этой технологии для внедрения на беспроводных сетях. Вместе с тем вендоры и операторы признают: рынок таких услуг только начинает складываться, и правила игры на нем нуждаются в прояснении. Читайте полную версию круглого стола «Фемтосота – надежда 3G», опубликованного в №12/2008 «ИКС». Часть II.

 


Как обстоят дела с бизнес-моделями, которые операторам стоит взять на вооружение при внедрении услуг на базе фемтосот?

 

С. Скворцова, старший менеджер по маркетингу Ericsson: Мы слышали сегодня, что есть два прекоммерческих внедрения 3G Femto – Sprint и Softbank. Если задуматься, то первыми собираются выйти на рынок операторы догоняющие. А их задача привлечь к себе внимание с помощью новой технологии. Вот почему они готовы пойти на определенный риск, не дождавшись завершения стандартизации технологии фемтосот. При этом мы видим, что операторы-лидеры рынка, например, France Telecom, пришли к тому, что надо всё-таки дождаться стандарта

 


Бизнес-модели, на которые могут ориентироваться операторы, предоставляющие услуги на основе технологии фемтосот, пока не ясны, как и не ясны принципы взаимодействия участников этого процесса. Их трое. Один участник эксплуатирует контроллер базовых станций — это оператор сотовой связи. Второй участник — это абонент, он эксплуатирует домашнюю базовую станцию. Третьим участником может быть интернет-провайдер, в случае, если сотовый оператор не является интегрированным и не располагает кабельной инфраструктурой.


В таком случае не совсем понятно, кто, собственно, будет отвечать за качество, безопасность и надежность сети? Как можно разделить такую ответственность?


А. БалюкА. Балюк, руководитель департамента развития сети доступа «ВымпелКом»: «ВымпелКому» проще, так как мы конвергентный оператор связи. И мы можем предоставлять конвергентные услуги и отвечать за их качество end-to-end. У мобильного оператора нет своей проводной инфраструктуры. Ему придется нести дополнительные расходы на соглашения с фиксированным оператором.

Если использовать сценарий без уведомления оператора фиксированной связи, то, как только откроется факт использования его канала для получения дохода третьим лицом, то последует соответствующая реакция в виде блокирования определенных типов трафика. Это повлечет проблемы с качеством предоставляемых сервисов.





А. ГорбуновА. Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию «Комстар-ОТС»: С моей точки зрения, модель организации услуги, в основе которой лежит организация канала к Femtocell через открытый Интернет, абсолютно нелегитимна. Поэтому мне кажется, что предоставлять такую услугу могут только оператор мобильной и оператор фиксированной связи совместно. В этом случае мы придем наконец-то к модели такого цифрового дома, в котором стоит фемтосота, включающая Wi-Fi для передачи данных, связанная с IMS-платформой IP-каналом. И счастливый абонент будет пользоваться дома мобильным телефоном по цене фиксированного и оплачивать все услуги по одному счету.

 




 



На что можно сделать ставку при продвижении услуг на базе технологии фемтосот?

С. Скворцова: Поскольку у меня нет готового ответа, давайте порассуждаем - рассмотрим домохозяйство, в котором четыре человека: два взрослых и двое детей-школьников. За что они платят? За мобильный телефон, скорее всего еще и за фиксированный телефон, и за Интернет. И в идеале Femtocell должен явить собой некий зонтичный продукт, адресованный такой семье как небольшому корпоративному абоненту, то есть нужно предоставить им такую скидку, которая сделала бы выгодным переход на использование услуг «домашней зоны».

 


М. ГолубевМ. Голубев, заместитель директора департамента PTS Wireless компании Huawei Technologies: Мне кажется, тут есть опасность ограничить потребителя в выборе. Ведь члены этой семьи могут быть абонентами разных операторов, а в случае с фeмтосотой явно стимулируется их переключение на одного. Я считаю, что это потребителю надо будет еще объяснить.









М. ЛитмановичМ. Литманович, менеджер по продуктам Comverse/Netcentrex: Мы видим, что сейчас 30-40% всех мобильных звонков совершаются людьми из дома. И если человек будет знать, что, установив фемтосоту, он может получить большую скидку от ее оператора на такие звонки, то, скорее всего, все члены семьи просто перейдут к нему по доброй воле.

 

 






 


А каким операторам можно рекомендовать рассмотреть возможность применения технологии фемтосот в бизнесе?

 

М. Литманович: Оператору, у которого есть и фиксированный, и мобильный бизнес и который начинает задумываться о том, как за счет конвергенции получить с абонента больше, чем просто за услуги фиксированной и мобильной связи, может быть очень интересна технология фемтосот.

 


А если вернуться к решению компании France Telecom немножко отложить внедрение технологии Femtocell, то нужно помнить, что эта компания в настоящий момент уже является FMC-оператором, для чего использует, в частности, и наши решения. У нее уже и так есть предложение, объединяющее в одном пакете мобильный, фиксированный и телевизионный трафик.


М. Голубев: Наверное, если говорить о российских операторах «большой тройки», то «ВымпелКом» как конвергентный оператор сейчас ближе других к внедрению этой технологии. А после того, как будут сняты существующие сегодня административные барьеры, в том числе и связанные с пропуском мобильного трафика через фиксированных операторов, будут найдены модели взаимодействия, устраивающие всех, рынок будет открыт для всех.


 

Подготовила Александра Крылова

 

     
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!