Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2005
Игорь МАСЛЕННИКОВ  01 августа 2005

Что такое triple play?

Один из этих ростков носит имя triple play.

О чем идет речь? Сегодня есть три основных массовых информационно-коммуникационно-развлекательных сервиса: телефония, телевидение и интернет-коммуникации (условно – передача данных). В прошлом они были разделены технологически и организационно: каждый базировался на собственной инфраструктуре. Для пользователя это выглядело как телефонный провод, телевизионный кабель и «интернетный» провод или розетка. Соответственно разные операторы предоставляли разные услуги: телефонную связь – традиционные телефонные операторы (ГТС), телерадиовещание – например, РТРС или «НТВ-Плюс», услуги Интернета – интернет-провайдеры (ISP).

Сегодня же оператор мультисервисной сети, который обеспечивает своим абонентам широкополосное IP-подключение (со скоростью не менее нескольких мегабит в секунду), способен в принципе все три наиболее массовых и привычных сервиса предоставлять одновременно через IP-канал. Технологически такие IP-каналы могут быть разными (на основе xDSL, Ethernet), главное, чтобы они обеспечивали нужную полосу пропускания и были управляемыми с точки зрения качества: поддерживали приоритизацию различных типов трафика, различные уровни обслуживания. Следует отметить, что оператор такой мультисервисной сети не просто воспроизводит старые услуги на новой технологической базе, но и делает их более интересными, качественно иными и обязательно расширяет этот список новыми услугами, которые отсутствовали в традиционных сетях. Например, наряду с телепрограммами (видео) в IP-сети можно вещать и радиопрограммы (аудио), причем с любым качеством, вплоть до многоканального Dolby Stereo Surround 5.1. Сегодня в IP-сети доступны и весьма популярны сетевые компьютерные игры, web-чаты, всевозможные интернет-пейджеры (типа Skype или ICQ). Таким образом, triple play – это, в сущности, маркетинговый термин, подобный NGN, поскольку и в том и в другом случае речь идет об операторской мультисервисной IP-сети, о современных IP-технологиях.

Оператору триединый (как минимум!) сервис выгоден: вместо одной услуги он предоставляет несколько, увеличивая свой доход. Более того, для традиционных телефонных операторов это, по сути, единственная возможностьвообще выжить на крайне динамичном рынке в условиях сильного снижения доходности голосовых услуг и доминирования мобильных операторов в качестве операторов голосовой связи (только вдумайтесь: в России сегодня уже чуть ли не втрое больше сотовых телефонов, чем проводных!).

В каком направлении должны развиваться традиционные телефонные операторы? Например, гонконгский оператор PCCW почти два года назад запустил видеоуслуги на базе своей ADSL-сети, в которой сегодня по IP доступно около 500 телеканалов и несколько тысяч фильмов, а общее количество пользователей этих услуг приближается к полумиллиону. В Японии у проекта сети triple play Yahoo BB (BB означает BroadBand) несколько миллионов абонентов. Начинали они с «голоса» – с услуг абонентской IP-телефонии, к которым позже добавили и видеоуслуги.

Облик сети triple play

Давайте посмотрим, как может выглядеть операторский комплекс предоставления услуг triple play в широкополосной IP-сети и в чем его отличие, например, от сети кабельного ТВ с поддержкой IP (такой способ широкополосного IP-доступа сегодня довольно популярен).

Во-первых, для triple play нужна собственно широкополосная IP-сеть, т.е. инфраструктура, способная выдерживать нагрузку, создаваемую видеопотоками (это самая большая часть трафика); поддерживать IPmulticast (многоадресная рассылка) для ТВ-вещания; иметь встроенные механизмы управления качеством (приоритизация, трафик-инжиниринг, QoS и т.д.), а также удовлетворять требованиям минимизации времени задержки, джиттера и процента потерь пакетов.

Надо заметить, что предоставление в единой IP-сети таких разных по внутренней логике услуг, как доступ в Интернет (к web-сайтам), голосовая (телефонная) связь и ТВ (каждая со своим набором специфических требований к сети), требует очень тщательного планирования и продумывания принципов организации сети и взаимодействия ее элементов на всех уровнях модели OSI.

Во-вторых, в этой сети должны быть внедрены программно-аппаратные средства, ответственные за соответствующие комплексы услуг. Для услуг передачи данных/доступа в Интернет – это разнообразные серверы: электронной почты, DNS, NTP, прокси, брандмауэры, балансировщики нагрузки, антивирусные и проч. Для голосовых (телефонных) услуг – это шлюзы в телефонную сеть, пограничные контроллеры сессий (SBC), программные коммутаторы (Softswitch), контроллеры сигнализаций и т.д. Для видеоуслуг – это «телевизионная» часть: стримеры, шейперы, перекодировщики. Для VoD – это видеосерверы; системы управления рапределением видеоконтента по сети; системы условного доступа, позволяющие организовать защищенную работу с легальным контентом; системы управления абонентскими услугами (middleware).

Комбинируем услуги, или Как купить часы Джеймса Бонда

Главное достоинство сети triple play (мультисервисной) – возможность «связывать» и комбинировать разные услуги в едином комплексе, наращивать ее функциональность, т.е. добавлять новые услуги, не меняя «начинку» – не трогая сетевую инфраструктуру. Несколько примеров «из жизни».

ПРИМЕР 1. Если в нашей сети triple play есть услуги телефонной связи, и есть услуги теле- и видеовещания, то довольно просто превратить телефонную услугу в услугу видеотелефонии , подключив к абонентскому STB (set-top-box – устройство, которое одним своим интерфейсом подключается к IPсети, а другим – к телевизору) недорогую USB-камеру и модернизировав ПО на стороне оператора. В традиционных сетях телевещания и телефонии этого сделать нельзя в принципе, в сети кабельного телевидения с поддержкой IP – можно, но не столь изящно, как в сети triple play, поскольку телевизионная часть КТВ логически никак не связана с ее IP-частью. Логически связать картинку на экране телевизора с телефонным вызовом заметно сложнее. Следует обратить внимание, что наличие такой «камерки» сразу же дает возможность одновременного предоставления в сети triple play еще одной услуги – услуги видеонаблюдения, которая в традиционном варианте требует опять же своей собственной инфраструктуры, другими словами – своей собственной проводки и устройств в квартире абонента.

ПРИМЕР 2. Итальянская компания FastWeb (пожалуй, самый известный оператор услуг triple play) обратила внимание на такой психологический нюанс: если во время просмотра телепередач у пользователя есть возможность нажать на пульте дистанционного управления большую красную кнопку со словом «КУПИТЬ», когда что-то на экране ему нравится, он не преминет этим воспользоваться. Представьте: идет фильм о Джеймсе Бонде. Крупным планом – швейцарские часы у него на запястье, а в углу экрана мигает красная точка, что означает возможность купить эти часы, нажав на кнопку пульта. Многие нажимают… Ведь в случае IP увязать картинку на экране телевизора с кнопкой на пульте дистанционного управления довольно легко.

Идем дальше. Только в IP-сети оператор всегда точно знает, кто из его абонентов что смотрит – какие телеканалы и передачи, какие фильмы… Представляете – абсолютно точный рейтинг телеканалов в реальном времени! А телеголосование? Не телефонным звонком на показанный на экране номер или отправкой SMS, а простым нажатием кнопки на пульте дистанционного управления? Какие возможности открываются перед авторами телепрограмм: телевидение становится действительно интерактивным, зрители реально могут принимать участие в развитии сюжетов передач! Можно только догадываться, к каким изменениям в бизнес-моделях современного ТВ приведет в недалеком будущем эта «врожденная» интерактивность IP-телевидения, но то, что изменения будут очень серьезными, уже очевидно.

Но ведь видео в IP-сетях – это не только видеотелефония, видеоконференцсвязь и телевидение. Это еще и VoD, и различные услуги на его основе. Художественные и документальные фильмы, видеопрограммы (в том числе и ТВ) могут храниться на сетевых серверах и по запросу абонента воспроизводиться на экране его телевизора. Что это означает, с точки зрения оператора, кроме услуги «обычного» VoD, что уже само по себе неплохо и, очевидно, будет востребовано, потому что не надо ходить в видеопрокатыи магазины, торгующие DVD-дисками и видеокассетами. Фильм можно заказать и посмотреть, не отходя от телевизора, выбрав и оплатив услугу с помощью дистанционного пульта.

Есть еще одна очень интересная и совершенно не воспроизводимая в традиционных сетях возможность: абоненты размещают свои видеоматериалы в сети для демонстрации их другим пользователям! (Нечто похожее предлагает «МТУ-Интел» пользователям канала СТРИМ – это сервис «СТРИМ.Драйв», см. «ИКС» № 5’2005, с. 78. – Ред.) В самом упрощенном виде это напоминает передачу «Сам себе режиссер», но постоянно доступную по многим каналам. Какие формы примет такое «народное творчество» и в каких бизнес-моделях выразится – увидим, но очевидно, что операторы, предоставляющие такую услугу, внакладе на останутся.

ПРИМЕР 3. Еще раз сошлемся на FastWeb. Когда этот оператор предложил своим абонентам услугу видеотелефонии на базе телефона и телевизора (напомним, что в IP-сети их «связать» довольно просто), сама собой возникла дополнительная услуга – видеоавтоответчик . То есть абонент сети FastWeb, который звонит другому абоненту внутри сети в его отсутствие, не просто слышит в трубке стандартную фразу «оставьте сообщение после сигнала», но и видит на экране телевизора какой-то сюжет (в простейшем случае – «говорящую голову» вызываемого абонента). В реальности же абоненты сети FastWeb с большим энтузиазмом взялись придумывать видеосюжеты для своих «видеоответчиков». Даже возник своеобразный рынок: любой желающий может разместить свой видеоролик в сети и назначить за него цену. Если ролик хорош – его рейтинг растет, его начинают использовать другие абоненты и платят за это автору. Разумеется, кое-что достается и FastWeb как оператору сети. В результате все участники – в выигрыше.

Большой интерес у абонентов сетей triple play вызывает услуга «удаленный видеомагнитофон» (PVR – Personal Video Recording) . Это опять же не одна, а целый комплекс услуг, которые базируются на возможности использования сетевых серверных хранилищ не только для видеофильмов услуги VoD, но и для манипулирования телеканалами и любым другим видеоконтентом. Например, абонент может «попросить» сеть через пульт «дистанционки» и экранные меню телевизора записать на сетевой сервер определенную телепередачу и хранить ее в течение, например, недели. Или во время трансляции футбольного матча пользователь может нажать на кнопку «ПАУЗА», выйти на пять минут и по возвращении продолжить просмотр, начиная с момента своего ухода. Это называется «просмотр со сдвигом во времени» (time-shifted TV). Такую возможность, безусловно, по достоинству оценит любой, кому приходилось в ответственный момент матча выходить «на минуточку» из комнаты и пропускать из-за этого интересные моменты. Оператору такая услуга дает простор для творчества – можно предложить абонентам различные тарифные планы: по объему или срокам хранения на сети персонального контента, по предоплаченному объему этих услуг или порядку манипулирования ими.

Triple-play-эффективность

Еще одной интересной особенностью сетей triple play, с точки зрения операторов связи, является возможность использования комбинации ранее разнородных услуг для увеличения экономической эффективности бизнеса . В том же FastWeb телефонные услуги и услуги передачи данных (доступа в Интернет) недороги и служат в основном средством привлечения клиентов. Комплексность услуг для абонента имеет смысл уже на уровне оплаты одного счета вместо кучи разных: за телефон, за Интернет, за телевидение и т.д. А основные деньги FastWeb зарабатывает на услугах, связанных с видео: на множестве телеканалов, на огромной коллекции фильмов (в том числе новейших), на видеотелефонии и видеоконференцсвязи. Такая «интеграция услуг» позволила FastWeb добиться среднего дохода на абонента, приближающегося к тысяче евро в год, что намного выше ARPU у любых других операторов – и традиционных, и альтернативных, и даже сотовых.

И наконец, услуги на базе одной мультисервисной IP-сети (triple play, NGN и т.д.) оператор может предлагать очень разным группам пользователей – от частных лиц и предприятий малого и среднего бизнеса до крупных предприятий и организаций. Единая IP-инфраструктура и IP-технологии на базе открытых стандартов делают возможным широчайший спектр услуг, рассчитанных на любые запросы. Это важное отличие IP-технологий от традиционных, где для каждой группы абонентов операторами обычно создавалась, по сути, отдельная инфраструктура.

В традиционных сетях связи (телефонных или эфирного, спутникового и кабельного ТВ) услуги, подобные описанным, реализовать практически невозможно. Невозможнопотому, что классические способы теле-, видео- и радиовещания не предусматривают «обратной связи», модель услуги – однонаправленная, только в сторону абонента, который играет роль исключительно пассивного зрителя или слушателя и может лишь переключать каналы. Тогда как в IP услуга изначально интерактивна, нет никаких сложностей с обратным каналом, с обратной связью с абонентом – в этом главное отличие IP-телевидения и видеовещания от традиционных форм, отличие, которое со временем сделает традиционные формы неконкурентоспособными.

Ждем российских triple-play-новостей

В России переход к мультисервисным IP-сетям только начинается. Количество операторов, которые строят такие сети и внедряют современные услуги на базе IP-технологий, пока невелико. Например, компании, входящие в холдинг «Система Телеком», активно двигаются в этом направлении (см. «ИКС» № 6’2005, с. 25). Совсем недавно, в ходе выставки «Связь-Экспокомм-2005», компания «Система Мультимедиа» объявила о вводе в коммерческую эксплуатацию проекта «СТРИМ ТВ» – первого в России большого проекта по предоставлению услуг телевещания и VoD на базе ADSL-сети. Сегодня практически любой абонент «МТУ-Интел» может по своей телефонной паре получать, помимо услуг традиционной телефонии и скоростного доступа в Интернет (собственно интернет-канал СТРИМ), пакет, в который входят более чем 80 теле- и 50 радиоканалов, доступ к базе кинофильмов примерно из полутора тысяч наименований, видеоигры, доступ к электронной почте через ТВ-экран и даже просмотр web-страниц! В планах компании – набрать в течение трех лет несколько сот тысяч подписчиков. Абонентская плата – от $9,95 в месяц (просмотр около четырех десятков телеканалов). Остальные услуги – за дополнительные, но вполне разумные деньги, например, просмотр одного фильма (услуга VoD) стоит 55 руб. Аналогичные проекты ведутся сегодня и некоторыми компаниями «Связьинвеста», альтернативными операторами и даже операторами домовых сетей. Ближайшие год-два принесут много интересных новостей на эту тему.

***


Рынок услуг связи в ближайшие десятилетия будет становиться все более сложным – и технологически, и организационно. Будут появляться все новые и новые услуги, бизнес-модели, маркетинговые приемы. И сам термин triple play через какое-то время потеряет свою актуальность, потому что, собственно, никаких других сетей и не останется…
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!