Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2005
Владимир Константинович ТАРАСОВ  Владимир Алексеевич СПИРИН  01 ноября 2005

На грани «триединой услуги». От ВОЛС и КТВ – к конвергентным платформам

Компания «Вимком Оптик» создавалась в 1995 г. на базе отдела новых технологий «Вимкома» как системный интегратор в области волоконно-оптических технологий для решения комплексных задач по автоматизации производства крупных промышленных предприятий. Один из первых масштабных проектов был реализован для Ангарской нефтехимической компании, где была построена волоконно-оптическая сеть протяженностью 42 км, объединяющая все подразделения завода и интегрированная с телефонной станцией Definiti. На корпоративном рынке произошла встреча с работающими здесь операторами. Логично, что «Вимком» обратил внимание и на операторский рынок, тем более что уже в первой половине 90-х волоконная оптика из локальных решений для замкнутых пространств предприятий вышла на просторы городов.

Операторам связи предлагались решения по строительству волоконно-оптических систем. Но у операторов свои особенности: их абонентская база постоянно растет, им требуется регулярное снабжение расходными материалами, компонентами, аппаратурой… С этой целью был образован отдел дистрибуции. Дальше – больше. Вникая в проблемы операторов, сетевой интегратор пытался как можно шире охватить линейку требуемых продуктов. Сначала была сетевая интеграция только для ВОЛС, потом пошло производство компонентов ВОЛС и дистрибуция активного оборудования, которое на этих линиях используется.

Третий этап – широкополосные телевизионные сети – пришелся на 1998 г. Компания начала предлагать комплексные решения для предоставления «триединой услуги» через широкополосные сети доступа. Первые проекты базировались на волоконнокоаксиальных ТВ-технологиях для услуг широкополосного доступа (другого широкополосного доступа тогда просто не существовало – DSL был в первой своей версии (2 Мбит/с)). Со временем продукты этого направления модифицировались, «медный» сегмент продолжает сокращаться, а «волоконный» – увеличиваться.

Новейший этап развития компании – конвергентные платформы, которые подразумевают выполнение требований сетей нового поколения, когда любой пользователь вне зависимости от стандартов, интерфейсов, протоколовможет получить любую услугу (сервис) в любом порту и соответственно передать ее с любого порта на любой порт. Три года назад мы посчитали, что рынок готов к внедрению конвергентных платформ, и начали эту тему активно развивать. Но оказалось, что мы немного опередили рынок: какое-то время решения не были востребованы. Интегратор как бы просматривает ситуацию наперед, тогда как операторская отрасль менее динамична, консервативна. Год-два уходят только на то, чтобы убедить оператора, что ему это надо, чтобы он «созрел». Тем не менее такие решения сегодня уже интересуют крупных операторов фиксированной связи, КТВ. Среди наших заказчиков – МРК «Связьинвеста», «Комстар», «Комкор-ТВ». Конвергенция – это реальность сегодняшнего дня, и наша задача – занять достойное место на рынке строительства сетей следующего поколения с конвергенцией услуг и технологий.

Есть вопрос

О НЕУДАЧАХ


«ИКС»: Компания за без малого 10 лет работала с разными заказчиками – промышленными предприятиями, операторами кабельного ТВ, телефонной связи. Можете привести примеры неуспешного сотрудничества и объяснить причины неудач? И каковы особенности работы в столь разных секторах рынка?

В.С. : Что касается неудач – не будем называть имена, но ситуации были. Для себя «группы риска» мы делим на две категории. Первая – это компании, которые, выступая в качестве заказчика для решения масштабных задач, просто пытались набраться от нас знаний, чтобы потом сделать все самостоятельно. Мы потратили силы, время, ресурсы на экспертизу и консалтинг, а в результате нам сказали «спасибо, до свидания». Контракт не был заключен, все делалось под честное слово. Тем не менее это тоже опыт, который учит, как не надо делать.

Вторая категория – были состоявшиеся договоры, были построенные объекты, проекты можно бы назвать успешными, но сотрудничества не получилось: интегратор свою задачу выполнил, построил полнофункциональную платформу, но заказчик не смог ею воспользоваться. Он истратил деньги, создал компанию-оператора, а операторствовать не умеет. На все наши предложения решить эту проблему, помочь наладить операторский бизнес он отвечал: «Я сам сумею наладить свой операторский бизнес». Годы идут, а компания остается убыточной. Но, похоже, ее хозяев (акционеров) не особенно это тревожит…

В.Т. : Отвечая на второй вопрос, надо признать: операторы, с которыми мы работаем, сталкиваются с чуждыми для себя услугами и технологиями (телефонисты – с телевидением, вещатели – с передачей данных и телефонией). Соответственно, в нашей деятельности должна быть консалтинговая составляющая, хотя к системной интеграции она, казалось бы, прямого отношения не имеет. На практике бывает нужно помочь оператору в формулировании бизнесмоделей, бизнесидеи, в оценках эффективности «поднятия» тех или иных услуг, в обеспечении постпродажного консалтинга... К сожалению, заказчик пока не готов оплачивать такую работу (хотя, похоже, это вот-вот случится: в ближайшем договоре впервые для нашей компании предполагается отдельной строкой выделить консалтинг). Думаю, в дальнейшем консалтинг будет все более востребован – в рамках этой работы могут быть выделены довольно эффективные направления, такие как технологии продвижения услуг, технологии формирования услуг и, возможно, аутсорсинг техсопровождения.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!