Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2007 |
Юрий Матэвич УРЛИЧИЧ  | 05 ноября 2007 |
Бизнес не любит бросать деньги на ветер
Генеральный конструктор ГЛОНАСС, гендиректор Российского научноисследовательского института космического приборостроения – головной организации, ответственной за создание, развитие и целевое использование ГЛОНАСС, Ю.М. УРЛИЧИЧ убежден, что будущее спутниковой навигации за мультисистемными устройствами.
- Юрий Матэвич, что такое наземная составляющая ГЛОНАСС?- Это наземный комплекс управления, функциональные дополнения, фундаментальный сегмент, НАП. Сегодня все это серьезно модернизируется. Так, существенно повысит точность системы реализация беззапросных методов определения параметров орбит спутников.
- С восстановлением орбитальной группировки начнется новый этап развития ГЛОНАСС?
- Сейчас главная задача - сделать ГЛОНАСС конкурентоспособной. Внедряются новые приборы, новые беззапросные технологии. Создаются специальные комплексы для постоянного мониторинга радиолокационных полей ГЛОНАСС. Они показывают, как «чувствует себя» тот или иной аппарат и насколько поле непрерывно в данной точке.
Производители и поставщики услуг соревнуются, кто больше предоставит потребителю высококачественных услуг. Аппаратура функциональных дополнений, например, позволяет достичь сантиметровых точностей.
- Что дает ГЛОНАСС мировой экономике?
- Ваш вопрос отражает специфику этапа, который сегодня переживают ГНСС и в России, и за ее пределами. Ведь и ГЛОНАСС, и GPS задумывались как системы военного назначения - и роль космической навигации для средств вооружения возрастает. Но важнее то, что и ГЛОНАСС, и GPS все шире применяются в гражданских, коммерческих областях.
Спутниковая навигация помогает определять точное местоположение объектов. Это критично для сферы транспорта, геодезии, картографии, геологоразведки, кадастровых работ.
Во всех мегаполисах мира услуги спутниковой навигации - это гарантия более или менее свободного движения по автомагистралям. Только за счет оптимизации работы светофоров, регулирования транспортных потоков экономия времени и средств составляет 2%. А можно ведь еще выбирать маршруты с учетом загруженности...
Сегодня эти современные технологии реализуются в Москве, Московской, Ярославской, Калужской и Новосибирской областях.
- Отношения ГЛОНАСС с российским бизнесом тесными пока назвать трудно?..
- Это как посмотреть. Вот опять же пример. Недавно в Норильске был проведен тендер среди девяти коммерческих организаций: «Норильский никель» решил оборудовать аппаратурой спутниковой навигации две тысячи автотранспортных средств. Победителем стал РНИИ КП, предложив за наименьшую цену создать систему мониторинга и управления транспортом на базе аппаратуры ГЛОНАСС/GPS. И это только первый шаг. В дальнейшем дочернее предприятие «Норникеля» планирует оснастить средствами спутниковой навигации железнодорожные составы, морские и речные суда.
Частные фирмы охотно делают инвестиции в спутниковую навигацию. Значит, им это выгодно: бизнес не любит бросать деньги на ветер.
И вопрос не в том, нужна спутниковая навигация или не нужна, а в том, сигнал какой системы будут принимать через несколько лет наши приемники-навигаторы - российской ГЛОНАСС, американской GPS, европейской Galileo, китайской Beidou или еще какой-то. Скорее всего, это будут приемники, работающие сразу от нескольких систем.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!