Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2006
Вера ШУЛЬЦЕВА  01 января 2006

2005-й в фокусе аналитиков: рынок на пороге зрелости

На традиционный новогодний форум аналитиков собрались:

К. АНКИЛОВ, аналитик агентства «iKS-Консалтинг».

Е. БАЖЕНОВА, аналитик компании «Атон».

А. БАЛАХНИН, аналитик Raiffeisenbank Austria.

А. БОГДАНОВ, вице-президент Альфа-банка, начальник отдела аналитических исследований.

Е. ГОЛОСНОЙ, аналитик компании «Тройка-Диалог».

Н. ДМИТРИК, юрисконсульт компании «Парк-Медиа-Консалтинг».

А. КАЗБЕГИ, ведущий аналитик компании Renaissance Capital.

А. КУПРИЯНОВА, аналитик компании Renaissance Capital.

О. ПАНКРАТОВА, старший консультант агентства «iKS-Консалтинг».

Е. РОГОВИНА, аналитик компании Brunswick UBS.

О. СУДАКОВ, аналитик Rye, Man & Gor securities.

С. СУХАНОВА, старший аналитик отдела аналитических исследований Альфа-банка.

Т. ТОЛМАЧЕВА, старший консультант агентства «iKS-Консалтинг».

К. ЧЕРНЫШЕВ, руководитель аналитического управления ФК «УралСиб».

А. ЯКОВИЦКИЙ, cодиректор аналитического отдела банка «Объединенная финансовая группа» (UFG)

Феномен «Связьинвеста»: хроника неслучившегося

ИКС: Отмена приватизации холдинга в 2005 г. оказалась единственной погрешностью в прошлогодних прогнозах (см. «ИКС» № 12’2004). Как вы оцениваете ее влияние на рынок в целом и МРК в частности?

К. ЧЕРНЫШЕВ: Основная причина задержек – отсутствие у государства ясного представления о развитии сектора. Это однозначно негативный фактор. Неопределенность со сроками и механизмом приватизации «Связьинвеста» отрицательно влияет на оценку МРК инвесторами.

А. ЯКОВИЦКИЙ: Позитивный эффект от приватизации откладывается.

К. ЧЕРНЫШЕВ: Сегодня рыночная капитализация холдинга, рассчитанная как сумма рыночной стоимости его долей в МРК и «Ростелекоме» (менее $2,5 млрд), существенно ниже справедливой стоимости ($4 млрд). И пока рынок не поверит, что приватизация действительно состоится, оценка холдинга не изменится. Боюсь, что никакие заверения госчиновников о серьезности намерений, кроме подписи президента под указом о приватизации, не убедят рынок.

Затягивание замедляет структурные преобразования в секторе, консервирует существующую бизнес-модель МРК. Резервы нынешнего – эволюционного – этапа их развития до конца не исчерпаны, но весьма ограничены. Для качественного скачка нужна смена бизнес-модели, которая может быть реализована значительно быстрее в случае появления более эффективного, чем государство, собственника.

А. БАЛАХНИН: Государство в качестве неэффективного собственника будет работать в отрасли еще год как минимум. Я не считаю, что рынок в целом от этого пострадает: для него важнее введение нового законодательства в отрасли, чем приватизация холдинга.

А. БОГДАНОВ: Ситуация вокруг приватизации «Связьинвеста» не понятна ни аналитикам, ни инвесторам. Информация впрыскивается в СМИ по-советски ограниченно. К тому же в отличие, скажем, от Украины наше государство бюджетных притязаний к приватизации холдинга не имеет. И если не в 2006 г., то сделка вообще не состоится до выборов президента. В то же время приватизация мегапозитивна. Неважно, кто купит холдинг. Это будет частный актив, эффективный менеджмент, а следовательно, грамотная экономическая и инвестиционная политика.

О. СУДАКОВ: Ожидания повышения эффективности «Связьинвеста» после приватизации, обусловленные приходом нового менеджмента, несколько завышены. Менеджеры МРК и сегодня много делают. Возможны два источника роста капитализации компаний холдинга: снижение расходов путем сокращения численности персонала и рост доходов от новых услуг. Однако резкие сокращения чреваты серьезными социальными последствиями. В соглашениях между «Связьинвестом», МРК и профсоюзами закреплена 5%-ная квота, но сейчас даже она не выбирается. Если новый собственник пролоббирует больше, это пойдет только на пользу.

ИКС: «Связьинвест» установил для МРК напряженные инвестиционные планы, ориентированные на прирост монтированной номерной емкости. Срок окупаемости проектов – 7 лет, 70% финансирования – заемные средства. В итоге сегодня 5 из 7 МРК имеют коэффициент финансовой независимости менее 50%. Прокомментируете ситуацию?

А. БОГДАНОВ: О долгах говорят много, но к лучшему ничего не меняется. Экономическая эффективность проектов не прослеживается. Надеяться на то, что в 2006 г. тарифы МРК существенно вырастут, не приходится. ЮТК уже на грани дефолта: вся операционная прибыль идет на погашение задолженности. Зачем надо было затевать столь масштабную инвестиционную кампанию до приватизации? Не иначе как для того, чтобы отбить интерес у инвестора к столь мощному активу.

Е. БАЖЕНОВА: К середине 2005 г. долговая нагрузка региональных телекомов достигла $3,7 млрд – почти в 1,5 раза больше, чем в 2004 г. Самый высокий ее уровень у ЮТК, затем «ЦентрТелеком» и «Уралсвязьинформ», который всегда был лидером сектора.

Е. РОГОВИНА: Мы считаем, что показатели эффективности МРК несколько улучшились, причем рынок, похоже, это еще не вполне оценил. По результатам последних двух кварталов уже видно снижение показателя «капвложения/выручка» (среднее значение 29% по сравнению с 42% год назад), и мы ожидаем продолжения улучшения ситуации в 2006 г.

К. ЧЕРНЫШЕВ: Мобильная каннибализация в стране уже реальность. И ряд МРК уже не считают наращивание емкости АТС главной задачей – они скорректировали свои инвестиционные программы так, чтобы увеличить спектр и объем новых услуг.

А. ЯКОВИЦКИЙ: Общая эффективность МРК в 2005 г. оставалась низкой, хотя тенденции лучше, чем в 2004 г., особенно в наиболее проблемных компаниях («ЦентрТелеком», ЮТК). Несмотря на значительные капвложения и цифровизацию, масштабной реструктуризации не происходит и, скорее всего, до приватизации и не произойдет.

О. СУДАКОВ: Несколько слов в защиту «гадких утят». Действительно, «ЦентрТелеком» и ЮТК самые проблемные. Однако их акции для инвестиционного сообщества, которое долгое время их игнорировало, весьма привлекательны. У них хороший потенциал улучшения операционной эффективности, который у лидеров («Уралсвязьинформ», «ВолгаТелеком») уже выбран. «ЦентрТелеком» по итогам 1-го полугодия 2005 г. показал чистую прибыль (хотя и очень небольшую), что разительно контрастирует с убыточностью в 2004 г. Может, наконец-то начинают давать результат инвестиции?

У ЮТК: дела хуже, но действия нового менеджмента внушают надежду. Благодаря режиму жесткой экономии, сокращению втрое инвестиционного бюджета общая задолженность компании перестала расти и даже чуть уменьшилась.

ИКС: Ваша оценка инвестиционной активности?

О. СУДАКОВ: По оценкам Rye, Man & Gor securities, объем инвестиций МРК в 2005 г. составит $1,37 млрд – на 14% ниже, чем в 2004 г. Коэффициент «капитальные инвестиции/выручка» у большинства операторов уменьшился с 30 до 20–25%. Наиболее значительные сокращения бюджетов у проблемных компаний – «ЦентрТелекома» (в 1,5 раза) и ЮТК (почти в 3 раза). МРК прошли пик инвестиционного цикла, и объемы капвложений будут падать до средних по отрасли – 15–20% выручки. Объем инвестиций в основной капитал МРК в 2006 г. мы прогнозируем в размере $1,15 млрд.

Конечно, инвестиционная программа «Связьинвеста недостаточно сбалансирована, а бюджеты раздуты, но со стратегической точки зрения направление было задано правильно: прежде чем продвигать новые услуги, надо привести в пристойное состояние существующую медную инфраструктуру. Ибо ни модный сейчас ADSL, ни IPTV невозможно себе представить без «медной цифровизации» линии. Масштабные программы модернизации, проводимые МРК, не являются чем-то новым – вспомните аналогичные акции зарубежных традиционных операторов в 1999–2002 гг., еще более агрессивные и проводившиеся в более сжатые сроки. Отношение капзатрат к выручке составляло в среднем 30–40%, а у бразильского «Телемара» даже 100%.

Панорама рынка

ИКС: Насколько успешно развивались российские телекоммуникации с позиции количественного и качественного движения? Какие источники питали экономический рост отрасли?

К. ЧЕРНЫШЕВ: По нашим оценкам, сектор телекоммуникаций продолжал расти темпами, в реальном выражении втрое превышающими рост российской экономики.

А. КУПРИЯНОВА: Общий доход отрасли за 2005 г. вырастет на 25–28%.

А. БАЛАХНИН: Инвестировано порядка $6,5 млрд (грубая оценка), доходы вырастут до $25 млрд (около 4% от ВВП). Уровень рентабельности остается высоким – отчасти благодаря высокодоходной мобильной связи (но не только). По официальной статистике операторов, мобильная абонентская база может составить 130 млн человек, т.е. скоро количество активных SIMкарт сравняется с официальной численностью населения страны. У фиксированных операторов доля доходов от новых услуг в общем объеме доходов выросла на 1–2 п.п. – примерно до 8%.

Е. БАЖЕНОВА: Мы ожидаем, что доходы операторов фиксированной связи в 2005 г. вырастут на 15–20%, а мобильной связи будут в два раза выше. МРК по-прежнему оставались фактически монополистами в своих регионах, и серьезной конкуренции с альтернативными операторами, в том числе за корпоративного клиента, не наблюдалось. Настоящая конкуренция – между мобильными: агрессивные маркетинговые и рекламные кампании покрыли всю страну. В конкуренции фиксированных и мобильных операторов явно выигрывают пока последние, о чем, в частности, говорят более высокие темпы роста доходов и уход трафика (местного и дальнего) в мобильные сети.

К. АНКИЛОВ: Источники экономического роста – это мобильная связь и услуги документальной электросвязи – интернет-доступ, передача данных, IP-телефония. Объем сегмента документальной электросвязи менее 8% всего рынка, но опережающий рост обеспечит ему хорошие перспективы.

Рынок IP-телефонии сохранил прошлогодние темпы роста – 45%. Некоторое замедление в начале года было компенсировано во 2-м полугодии. Лидеры адаптируются к изменениям регулятивной среды, и рынок IP-телефонии останется высокодинамичным и в 2006 г.

Дальняя связь по-прежнему один из крупнейших сегментов – при годовых темпах роста всего 5–7%. В реальных ценах это фактически отрицательная динамика. Ее причины: активное использование услуг IP-телефонии, продвижение внутрисетевых МГ-звонков сотовыми операторами.

Доля альтернативных операторов от услуг фиксированной связи в доходах отрасли выросла на 4% – до 36%. У традиционных операторов 2/3 дохода по-прежнему составляют регулируемые голосовые услуги. Сегмент же местной связи растет дискретно – в среднем раз в год вслед за повышением тарифов. Подключение новых абонентов существенного прироста не дает.

ИКС: А в отдельных ее сегментах?

А. КАЗБЕГИ: Ожидаемый рост в 2005 г.: мобильная связь – 33–35%, фиксированная – 22–24% (МРК), альтернативные операторы – 17–20%.

О. ПАНКРАТОВА: В 2005 г. доходы операторов сотовой связи вырастут до $10,7 млрд (на 35% больше, чем в 2004-м). Это последний год существенного роста их доходов за счет увеличения абонентской базы: примерно 55 млн новых абонентов. В 2006 г. уровень проникновения SIM-карт в стране достигнет 100%, а реальный приблизится к 80%. Соответственно, дальнейший рост доходов будет зависеть в первую очередь от увеличения ARPU, который по итогам 2005 г. снизился более чем на 25% по сравнению с 2004 г. Объем дополнительных услуг – $1,5 млрд, или 14,5% от общих доходов сотовой связи. Главным источником роста доходов от дополнительных услуг был мобильный Интернет, доля которого в доходах от VAS выросла с 10 до более чем 20%, а число GPRS-пользователей в стране – с 4,6 млн до более чем 10 млн.

К. ЧЕРНЫШЕВ: Для операторов сотовой связи «драйвером» оставался рост абонентской базы. В структуре доходов основная доля (85–90%), как и раньше, у голосового трафика. Среди неголосовых услуг преобладают доходы от SMS. Средний тариф на услуги мобильной связи продолжал снижаться из-за новых тарифных планов и маркетинговых кампаний, в ходе которых абонентам раздавали бесплатные минуты. В результате ARPU по итогам 2005 г. сократится на 25–30%.

А. БАЛАХНИН: Я бы отметил ребрендинг «ВымпелКома». Компания избрала новый для себя имидж и неплохо подтвердила его не только в рекламе, но и на деле, тарифной политикой. А то, что это был успех, подтверждает динамика финансовых показателей, опережающая динамику МТС, и улучшение качества абонентской базы. Как результат, «ВымпелКом», судя по всему, стал лидером по числу реальных абонентов.

А. ЯКОВИЦКИЙ: Бурный рост мобильной связи продолжился, а качество снизилось. Рост проникновения с 51 до почти 90% в значительной степени объясняется ростом доли двойных SIM-карт, а не «живых» абонентов (по данным опросов общественного мнения, это чуть больше 50% населения страны).

О. ПАНКРАТОВА: Объем рынка контент-услуг не превысит $290 млн (в 2004 г. – $240 млн), т.е. снижение составит 7% (в 2004 г. рост был 150%). На рынке нет единого мнения, что стало причиной такого спада: «перегрев» сегмента услуг по кастомизации телефонных аппаратов, нечеткая маркетинговая стратегия и невнимание к собственному бренду со стороны контент-провайдеров, массовый негативный опыт потребления контент-услуг (успешными являются только менее половины «закачек» контента).

К. ЧЕРНЫШЕВ: Рост доходов традиционных операторов происходил в основном благодаря росту тарифов на местную связь (осень 2004 и 2005 гг.) и росту трафика дальней связи. Заметно вырос объем услуг, предоставляемых операторами по нерегулируемым тарифам, хотя их доля в общих доходах традиционных операторов оставалась невысокой – 5–8%. Говоря об альтернативных операторах, следует отметить, что борьба за рынок переместилась из относительно узкого, хотя и наиболее прибыльного, сегмента корпоративных клиентов в розничный сектор (услуги широкополосного доступа, IP-телефонии и т.д.).

ИКС: Запускаемый сегодня механизм универсального обслуживания эффективен?

Т. ТОЛМАЧЕВА: То, что в 2005 г. заработал Резерв универсального обслуживания (РУО), уже определяет уходящий год как знаковый.

А. КАЗБЕГИ: Для региональных операторов механизм универсального обслуживания является прежде всего способом покрыть убытки от предоставления услуг неплатежеспособному населению, а также от экономически невыгодных услуг (например, в удаленных местах), поэтому должен положительно отразиться на их выручке.

А. БАЛАХНИН: Механизм РУО даст людям без большого достатка возможность иметь связь с внешним миром. Операторам он выгоден, поскольку они получат свою норму прибыли при обслуживании этих абонентов.

К. ЧЕРНЫШЕВ: О действенности РУО можно будет судить только года через два. Пока здесь больше вопросов. В частности, не окажется ли так, что операторы станут исправно перечислять средства в этот фонд, а вот будут ли затраты на предоставление универсальных услуг (УУ) столь же исправно компенсироваться? Тем более что фондом будет распоряжаться не независимый орган, а министерство.

Т. ТОЛМАЧЕВА: В 2005 г. объем РУО может составить порядка $160 млн, а в 2006 г. – не менее $250 млн. Но означает ли это, что фонд может стимулировать развитие российского телекоммуникационного рынка? Вряд ли. Во-первых, организация таксофонов и ПКД ведет к развитию не самой инфраструктуры (как в западных странах), а только абонентского доступа. Во-вторых, это услуги с низкой рентабельностью, они не станут заметным источником дополнительных доходов для оператора, а значит, для отрасли в целом.

Рыночно-ориентированным операторам предоставлять УУ экономически невыгодно. Согласно положениям о РУО, возмещение затрат производится только по данным фактически понесенных затрат в конце года. То есть операторам придется вкладывать в подобные проекты собственные средства, которые будут возмещены не ранее чем через полтора года. Добавьте к этому дополнительные требования к бухгалтерскому учету, аудиту и т.д. И все же хочется верить, что принятый механизм позволит достичь цели, заявленной регулятором: к 2008 г. завершить телефонизацию всех населенных пунктов России.

С. СУХАНОВА: Настораживает то, что до сих пор не работает механизм компенсации льгот, предоставляемых МРК из бюджета: накопленная задолженность бюджетов всех уровней перед МРК превышает 6 млрд руб. Возникают большие сомнения, что механизм УУ и компенсаций сможет эффективно заработать в такие короткие сроки после его запуска.

А. ЯКОВИЦКИЙ: Мы не согласны с концепцией УУ: телекоммуникационные компании платят налоги. Из них государство, если ему нужно, может субсидировать убыточные услуги. Денег у правительства, как мы знаем, более чем достаточно.

ИКС: Уровень спроса России на ИКТ-услуги – функция платежеспособности населения. И чем богаче население, тем выше порог насыщения. Сколько тратит на связь средний россиянин?

А. КУПРИЯНОВА: По оценкам Renaissance Capital, на данный момент доля расходов на услуги связи в общих расходах домохозяйств составляет около 5%. Эта цифра будет постепенно расти и в 2008 г. должна составить около 5,5%.

Е. БАЖЕНОВА: Доля расходов российского потребителя на телекоммуникационные услуги по-прежнему ниже, чем в западных странах (в среднем 5%) и, по прогнозам «Атона», составит 2,6% в 2005 г. Однако эта доля заметно растет. Так, мы оцениваем эту долю в 3% уже в 2006-м и в 4% к 2010 г.

Парадоксы фондовых отражений

ИКС: Каков образ компаний в фондовом зеркале 2005?

А. БОГДАНОВ: На фондовом рынке-2005 по сравнению с 2004 г. все происходило зеркально наоборот. Так, акции операторов мобильной связи почти не выросли, а МРК (особенно проблемных) показали довольно быстрый рост. Причин несколько. Рынок – инструмент гибкий, и инвестор два раза подумает: стоит ли сегодня «толкать» акции, которые хорошо росли в прошлый период. Кроме того, эйфория по поводу ожидаемой продажи «Связьинвеста» отвлекала деньги от мобильного сегмента. Широко было распространено мнение, что бурный рост сотовых компаний завершен, идет их подтягивание к некоему заключительному уровню. И, наконец, большую роль сыграл быстрый рост компаний потребительского сектора. Инвестор посчитал, что это самый лучший путь к доходам населения. Я как аналитик с таким «поведением» рынка не согласен и считаю, что комбинация роста доходности и эффективности бизнеса мобильной связи очень высока, выше, чем у компаний потребительского сектора. Думаю, что в 2006 г. мобильные компании опять будут одним из хитов фондового рынка.

Е. ГОЛОСНОЙ: Скромные результаты «мобильных» акций, на наш взгляд, обусловлены слабостью мировых телекоммуникационных рынков, снижением качества абонентской базы в России (в 2005 г. средний ARPU ведущих российских операторов, по прогнозам «Тройки-Диалог», сократится на 27–30% – до $7,5–9,0), ожидаемым замедлением притока абонентов сотовой связи в 2006 г.

Хотя рост выручки и EBITDA мобильных операторов в 2005 г. замедлился, он все равно оставался довольно высоким – 25–30% в 2005 г. против 50–55% в 2004 г. Темпы роста абонентской базы начнут снижаться только в 2006 г., и есть основания полагать, что это ожидаемое замедление до некоторой степени уже учтено в текущих котировках мобильных операторов.

Замедление роста рынка не свидетельствует о том, что близок его конец. Просто компании отрасли вступают в новую стадию развития. Их бизнес становится более «зрелым», что ведет к снижению темпов роста выручки и EBITDA, замедлению роста абонентской базы и сокращению капиталовложений. А это значит, что в ближайшие годы российские операторы мобильной связи впервые начнут показывать положительный поток свободных денежных средств. Последнее дает надежду на дивиденды и увеличение инвестиций в новые услуги и новые технологии, которые позволят получать более высокие доходы от уже имеющихся абонентов.

В результате может существенно измениться состав держателей «мобильных» акций: инвесторы, делающие ставку на высокие темпы роста, могут начать продавать свои акции. Как следствие, 1-е полугодие 2006 г. может ознаменоваться повышенной волатильностью бумаг операторов сотовой связи. Дополнительным стимулом для нее могут стать довольно слабые финансовые результаты компаний за 4-й квартал года минувшего и 1-й квартал года наступившего, наименее удачные для операторов мобильной связи.

Впрочем, инвесторам, заинтересованным пусть в менее высоком, но стабильном доходе (пенсионные фонды и институциональные инвесторы, например), снижение котировок в этот период, возможно, даст возможность пополнить свои портфели.

К. ЧЕРНЫШЕВ: Существовал и еще один, специфический, фактор для акций МТС. Длительное время рынок ожидал, каким образом Deutsche Telekom избавится от своего 10%-ного пакета в компании. Были опасения, что такое единовременно появившееся количество акций может обрушить котировки, и рынок не спешил инвестировать в МТС. Тем не менее их размещение прошло без особого ущерба для котировок. А на российском рынке появился новый ликвидный инструмент надежного эмитента, который со временем может превратиться в «голубую фишку».

С. СУХАНОВА: Одним из заметных событий фондового рынка стало IPO АФК «Система» – холдинг привлек около $1,3 млрд, которые планировал использовать для участия в приватизации «Связьинвеста». С момента размещения стоимость этих ценных бумаг выросла более чем на 35%.

Акции МТС и «ВымпелКома» (рост около 5–25%) оказались «хуже рынка» по сравнению с ростом рынка (более чем на 70%). Мы считаем такие слабые показатели фундаментально не обоснованными. При этом быстрее всего росли котировки МРК, больше всего страдающие от плохого менеджмента и низких стандартов корпоративного управления, а следовательно, имеющие больший потенциал роста в результате успешно проведенной реорганизации.

Е. БАЖЕНОВА: С начала года самый низкий рост показали акции «Уралсвязьинформа», что тоже стало серьезным разочарованием, поскольку компания всегда была фаворитом фиксированного сектора. Сейчас она выглядит самой дорогой среди МРК: в общей выручке у нее более 25% доходов от мобильной связи (впрочем, конкуренты, работающие в местной проводной связи, стоят дешевле). Да и судьба мобильных активов МРК остается неясной из-за приватизации холдинга: очень велика вероятность того, что они будут присоединены к более крупному оператору. Самый высокий рост с начала года показали акции «Дальсвязи» – 110%.

Иллюзии зрелого возраста

ИКС: Значит, не за горами время, когда отрасль потеряет колор новизны, станет как все прочие – «обыкновенной», а в усвоении ее продукта наступит пора насыщения?

А. ЯКОВИЦКИЙ: Замедляются темпы роста выручки мобильных операторов. Но, с учетом фактора двойных SIMкарт, реальные перспективы роста рынка могут оказаться выше, чем кажется сегодня, ибо услугами мобильной связи еще не охвачена значительная часть населения России.

Е. БАЖЕНОВА: Насыщения рынка нет ни в одном из сегментов сектора! Поскольку он растет вместе с экономикой и платежеспособностью населения. Однако темпы роста замедляются – это первый признак того, что рынок не может бесконечно расти вверх и что он начинает расти качественно.

К. ЧЕРНЫШЕВ: Если судить по замедлению роста доходов альтернативных операторов, в крупных городах наблюдается первичное насыщение услугами связи среди наиболее доходной и требовательной части абонентов – корпоративных клиентов. Тем не менее рынок розничных услуг пока недостаточно охвачен предложением современных услуг связи, так что потенциал роста рынка еще далеко не исчерпан: чтобы сохранить темпы роста, компаниям придется менять свои бизнес модели, больше внимания уделять маркетингу услуг для населения и мелкого бизнеса, особенно на уровне регионов.

Е. РОГОВИНА: Сегмент мобильной связи находится в переходном периоде от стадии роста к стадии стоимости. Проникновение мобильной связи близко к насыщению и растет в основном за счет вторых и третьих SIMкарт. В местной фиксированной связи рост числа новых линий пока не замедляется, но ситуация скоро изменится. В дальней связи динамика негативная, наблюдается снижение МГ/МН-трафика на линию, что объясняется мобильной каннибализацией и использованием IP телефонии.

А. БАЛАХНИН: Признаки насыщения заметны в секторе мобильной связи. Это даже не насыщение, а переход от стадии бурного роста к зрелости и впоследствии к консолидации. Потребительский спрос меняется в том смысле, что с падением средней стоимости минуты потребители мобильной связи стали больше разговаривать по мобильным телефонам, отказываясь от фиксированных. Стираются границы качества услуг между двумя основными мобильными операторами, и потребитель выбирает оператора, исходя из привязанности к торговой марке. В этом смысле ребрендинг «ВымпелКома» оказался очень кстати.

Консолидация как знак времени: противостояние тяжеловесов?

ИКС: 2005-й прошел под знаком концентрации капитала на рынке телекоммуникаций. Основные M&A-события года?

К. ЧЕРНЫШЕВ: Я думаю, это консолидация активов фиксированной связи АФК «Система» на базе нового бренда «Комстар-ОТС» с передачей ему контроля над МГТС. В результате сформирован крупный диверсифицированный оператор связи на московском рынке. Его амбиции не ограничатся только Москвой, что приведет в ближайшем будущем к росту конкуренции и в регионах. Очевидно, что IPO «Комстара», запланированное на начало 2006 г., станет основным событием первой половины 2006 г.

А. БАЛАХНИН: …и тогда на рынке появится еще один публичный оператор фиксированной связи. В результате консолидации фиксированных активов АФК «Система» контрольный пакет МГТС был передан «Комстару». А МГТС, вместо того чтобы быть центром крупнейшего в Москве телекоммуникационного холдинга, станет его технической периферией (т.е. останется собственником линий связи, но все ключевые решения будет принимать бывшая ее «дочка» – «Комстар»). Оценки стоимости нового холдинга разные, до $3 млрд, но я считаю, что при самом шикарном для «Комстара» развитии событий он не будет оценен выше $2 млрд. Реальная цена – $1,5–1,6 млрд.

Второе важное событие – покупка Turkcell «Альфа-Групп» – создает фундамент для горизонтального развития мобильных операторов за пределами России. Не думаю, что сделки подобного масштаба возможны в ближайшее время. Попытка МТС повторить успех «Альфы», как мы видели, закончилась ничем.

А. БОГДАНОВ: «Большая тройка» крайне заинтересована в покупке сотового бизнеса у МРК, но это произойдет только после приватизации «Связьинвеста». Выгоду получат все, так как новый собственник сосредоточится исключительно на «фиксированном» бизнесе.

Главной темой 2006 г. будет, видимо, АФК «Система» – очень интересный актив. «В одном флаконе» здесь весь пакет услуг: мобильный таран (МТС), фиксированная связь («Комстар-ОТС» – после размещения IPO ее стоимость может составить $2 млрд) и 50% капитала МТТ. Мы считаем МТТ одним из главных конкурентов «Ростелекома». Хорошие шансы у «Голден Телекома» – без долгов, он выглядит привлекательнее многих МРК. С возвращением первого главы компании Ж.-П. Вандрома от нее, на мой взгляд, можно ожидать более решительных действий на постсоветском пространстве в сегментах местной и дальней связи.

Е. ГОЛОСНОЙ: АФК «Система» считается одним из основных участников предстоящего аукциона по продаже «Связьинвеста». Если холдинг будет продан по цене, равной рыночной или ниже ее, то «Система» может оказаться в числе тех, кому это принесет наибольшую выгоду.

«Голден Телекому» же, на наш взгляд, нужно определиться, как дальше развивать свой бизнес дальней связи. К тому же компания стала уступать позиции на московском рынке интернет-услуг «Комстару». В долгосрочной перспективе перемены в законодательстве, конечно, будут на руку альтернативным операторам, имеющим больше опыта работы с клиентами, однако создается впечатление, что акционеры «Голден Телекома» не готовы вкладывать значительные объемы собственных средств или разрешить компании привлечь дополнительные займы до тех пор, пока российский телекоммуникационный ландшафт не примет более отчетливые очертания. Скорее всего, они хотят знать, какими будут тарифы «Ростелекома» за услуги коммутации и аренду каналов, и, если те окажутся слишком высокими, им придется существенно увеличить инвестиции в развитие собственной сети дальней связи.

Е. БАЖЕНОВА: Наиболее громкие M&A-события были связаны с «Альфа-Групп», которая заявила о себе как о стратегическом инвесторе в мобильном секторе, заключив сделку о приобретении 13% активов турецкой Turkcell за $3,3 млрд и добившись покупки «ВымпелКомом» «Украинских радиосистем» за $220 млн. Сделка по Turkcell стала самой крупной покупкой российским бизнесом западных телекоммуникационных активов. В 2006 г. мы ожидаем серию приобретений региональных альтернативных операторов «Ростелекомом», которому надо решить проблему «последней мили», и новых покупок российскими мобильными операторами компаний за рубежом (Индия, Турция).

С. СУХАНОВА: Примером того, что российское телекоммуникационное сообщество впервые приступило к экспансии за пределы СНГ, служит не только покупка «Альфа-Телекомом» миноритарного пакета Turkcell, но и участие МТС в тендере по второму мобильному оператору Турции – «Телсима». А самым заметным, по нашему мнению, M&A-событием года было приобретение «ВымпелКомом» мобильного оператора на Украине. На этом фоне другие крупные сделки (смена акционеров «ПетерСтара», создание Synterra, покупка «Корбины» «группой частных инвесторов») оказались менее оценены рынком.

Т. ТОЛМАЧЕВА: 2005 год стал переломным для платного телевидения. По моему мнению, это год сенсаций. В чем сенсационность? В повышенном интересе со стороны российских инвесторов к данному сегменту. Именно он стал рекордсменом по количеству слияний и поглощений (группа компаний «Эста» и ЦТВ приобретены АФК «Система»; НКС куплена «Базелом» – ожидается объявление сделки по ее продаже «Нафте» и т.д.). Сенсационность и в том, что именно сюда перенаправляются «нефтяные» деньги: например, «Нафта» заинтересовалась мультимедийным бизнесом. Появление стратегических инвесторов на рынке платного телевидения, таких как АФК «Система» и «Национальные кабельные сети», стимулирует повышение активности на рынке видеоуслуг. Мы ожидаем, что в 2005 г. доходы от предоставления услуг кабельного и спутникового ТВ вырастут на 46% – до $410 млн.

Дальняя связь: вызовы либерализации

ИКС: Либерализация рынка услуг дальней связи – процесс болезненный во всем мире. И как бы тщательно в прошлом ни готовились к нему зарубежные операторы-монополисты, их потери были много выше ожидаемых. Какова ситуация в России?

Н. ДМИТРИК: Либерализация рынка дальней связи сейчас находится на стадии головной боли. Прежде всего для «Связьинвеста», которому надо вложить огромные деньги в закупку и настройку оборудования, заключение договоров и т.п. Но и остальные операторы пока плохо понимают, как выстроится «либерализованный» рынок дальней связи на уровне местных, внутризоновых, МГ-подключений и что нужно делать, чтобы вписаться в него. Представляется, что 2006 г. станет «внутризоновым»: операторы дальней связи должны будут наладить точки подключения в каждом субъекте РФ, а операторы внутризоновой – в каждом городском поселении субъекта. Регулирование внутризоновой связи стало гораздо более жестким, и именно внутризоновый сегмент оказался ключевым в процессе «либерализации» дальней связи.

С. СУХАНОВА: В краткосрочном плане либерализация, к сожалению, вызывает больше вопросов – на уровне и межоператорского взаимодействия, и удобства для конечного абонента, которому придется посетить свой телефонный узел, чтобы выбрать способ получения услуги дальней связи.

А. ЯКОВИЦКИЙ: На начальном этапе либерализация выглядит довольно искусственно. После демонополизации все операторы дальней связи обязаны будут осуществлять МРК компенсационные выплаты, которые войдут в плату за инициирование звонка – для субсидирования убыточной местной связи. Участие потенциальных конкурентов «Ростелекома» в существующей системе перекрестного субсидирования – один из основных моментов, на которых основывается наша положительная оценка инвестиционной привлекательности оператора. Такие компенсационные отчисления ограничат возможности снижения тарифов на время, пока в отрасли будет сохраняться система перекрестного субсидирования, так что потенциальные конкуренты «Ростелекома» не смогут проводить слишком агрессивную ценовую политику (если только они не будут готовы работать в убыток). Неизбежное снижение тарифов по мере сокращения объемов субсидирования вплоть до его полной отмены должно компенсироваться исчезновением компенсационных отчислений как таковых.

А. БАЛАХНИН: Рынок дальней связи в России де-факто уже либерализован, на нем и сейчас немало компаний, которые находятся в лучших условиях, чем сам монополист: им не нужно было субсидировать региональные телекомы. С подтвержденной законом либерализацией, вводом новых механизмов расчетов появляется надежда, что в секторе дальней связи наступит порядок и не свойственные IP-операторам (и прочим альтернативным операторам дальней связи) конкурентные преимущества будут устранены. Безусловно, «Ростелеком» при либерализации пострадает хотя бы потому, что на рынке официально появятся амбициозные компании с амбициозными планами. По моему весьма консервативному прогнозу, его доля рынка упадет на 20–25%. «Ростелеком» столкнется с конкуренцией трех компаний: ТТК и «Голден Телеком» на рынке аренды каналов и МТТ на рынке доступа к потребителям.

На динамике тарифных ставок в большей степени скажется устранение перекрестного субсидирования, чем ужесточение конкуренции. Мы ожидаем падения тарифов МГ-связи порядка 40% и МН – 55–60%. Но это не означает разрушение бизнеса «Ростелекома»: у него достаточный ресурс свободной мощности (загруженность сети 20–30%), а предельные издержки передачи дополнительного трафика не будут высокими. Так что «Ростелеком» вполне конкурентоспособен! Компания можетснижать цены на передачу голоса и данных – это обеспечит ей рост объема трафика и сохранение прибыльности.

К. ЧЕРНЫШЕВ: В долгосрочной перспективе либерализация рынка будет негативна для «Ростелекома», поскольку новые операторы захотят «откусить» у него часть рынка. В то же время новые правила будут способствовать развитию рынка аренды каналов, так как новым операторам придется обращаться за каналами к «Ростелекому» или ТТК, а это выгодно «Ростелекому», обладающему избыточной мощностью. Его положение будет нелегким, но не безнадежным.

О. СУДАКОВ: Не уверен, что российский рынок в полной мере готов к либерализации – на уровне как нормативной правовой базы, так и технологий. Население тоже не созрело до выбора оператора дальней связи, тем более что пока не видно никаких действий в этом направлении со стороны компаний, получивших лицензии на дальнюю связь.

Когда правила либерализованного рынка вступят в полную силу, «Ростелеком» окажется примерно в такой же ситуации, которая сложилась на московском рынке: высокий уровень конкуренции, множество операторов, падение доли рынка и стагнация доходов. Только когда это произойдет? Точно не в 2006 г. Вызовы либерализации начнут оказывать негативное воздействие на «Ростелеком» не ранее 2008 г. Вряд ли кто-либо из новоиспеченных провайдеров дальней связи сможет составить сколько-нибудь серьезную конкуренцию «Ростелекому», кроме, пожалуй, ТТК, обладающего общероссийской магистральной сетью, и МТТ.

Е. РОГОВИНА: Хотя формально рынок дальней связи будет либерализован с января 2006 г., до 2-го полугодия мы не ожидаем ощутимого эффекта на показатели «Ростелекома».

Правовое поле в сомнениях

ИКС: Как развивалась регуляторная и правовая среда отрасли в ушедшем году?

Н. ДМИТРИК: В целом это можно описать фразой «Меня терзают смутные сомненья». Правительство то утверждает Правила, то приостанавливает их действие и пытается внести в уже принятые документы какие-то изменения. Мининформсвязи то говорит об обязательности принципа «Все входящие бесплатно», то вдруг называет это прощупыванием почвы. Операторы мучаются вопросом: карточная телефония – это «средства коллективного доступа» или как? Журналисты пытаются убедить общественность, что рынок IP-телефонии сегодня полностью закрыт, но при этом приводят не конкретные ссылки на документы, а только личное мнение отдельных чиновников. Ощущение, будто никто точно не знает, что нужно делать, а те, кто все-таки что-то делают, не до конца уверены в правильности своих действий. В результате регуляторы принимают содержащие непонятные ограничения правила, а операторы стремятся получить лицензии на услуги, которые они никогда не оказывали и оказывать не будут (например, интернет-кафе – на универсальные услуги связи).

На мой взгляд, сейчас есть необходимость всем вместе сесть и прочитать закон «О связи». Несмотря на все его недостатки, содержащиеся в нем конструкции вполне разумны и выполняемы; они способны, как минимум, развеять многие из сформировавшихся в этом году мифов. Заодно можно будет понять, в чем закону «О связи» противоречат нормы подзаконных актов: в зарегулированности. Нормы закона предоставляют значительную свободу действий – но не госорганам, как можно было бы подумать, а операторам и абонентам связи.

А. БАЛАХНИН: В законе «О связи» я бы прописал полное устранение перекрестного субсидирования. Если правительство считает, что народ настолько беден, что не может говорить по телефону, то пусть даст ему денег, и незачем искажать экономику отрасли. Хотя уже то, что прописан механизм устранения перекрестного субсидирования и выровнены условия конкуренции, факт положительный.

К. ЧЕРНЫШЕВ: Что касается закона «О связи», то он по-настоящему заработает только после полного вступления в силу подзаконных актов, поэтому менять его сейчас мне представляется преждевременным. Надо дать отрасли поработать в новых условиях, а потом проводить «тонкую настройку» закона.

Е. РОГОВИНА: Хотя ряд документов по регулированию рынка связи уже принят, окончательного понимания новой регуляторной среды у игроков нет – необходимы уточняющие документы. Так что выводы о влиянии нового регулирования на рынок пока преждевременны.

Прогноз’2006 – привилегия смелых

Н. ДМИТРИК: 2006-й будет годом premium services, т.е. услуг, оказываемых на базе услуг связи, но, по сути, услугами связи не являющихся. Это относится и к мобильному контенту, и к дополнительным услугам фиксированной телефонной связи, и к IP-сервисам, triple play прежде всего. Премиум-услуги станут двигателем для развития инфраструктуры связи.

Очень интересно, во что выльется идея с развитием универсальных услуг. Задумка хорошая, но всё опять могут задушить монополисты – как это случилось с проектом «интернетизации» «Почты России».

А. КУПРИЯНОВА: В 2006 г. мы ожидаем роста выручки от предоставления услуг связи операторами сектора на уровне 15%, примерно до $21 млрд, из которых 55–60% придется на доходы операторов мобильной связи.

Е. БАЖЕНОВА: Темпы роста по-прежнему будут замедляться. Органический темп роста фиксированной связи – около 10%, а неорганический, который мы и увидим в финансовых результатах, будет нулевым или даже отрицательным: МРК перейдут на новые взаимоотношения с операторами дальней связи и будут отражать в своей выручке только часть счета на дальнюю связь от конечного абонента. Однако это не повлияет на общий размер рынка, поскольку доходы «Ростелекома» одновременно будут искусственно увеличены тоже благодаря новым взаимоотношениям с региональными операторами. Доходы мобильных операторов вырастут на 17–19%, что в два раза ниже, чем в 2005 г.

И фиксированные, и мобильные операторы начнут активно развивать дополнительные услуги – технически они к этому уже готовы. На рынке дальней связи мы ожидаем дальнейший отток трафика от традиционных сетей к IP-операторам – хотя те не будут иметь лицензий на дальнюю связь. Они останутся на рынке благодаря новым схемам работы, и задача Мининформсвязи – ограничить конкуренцию в сегменте дальней связи со стороны IP-операторов – вряд ли будет решена. Основным событием, которого будут ждать на рынке в 2006 г., попрежнему остается приватизация «Связьинвеста».

А. БАЛАХНИН: Ужесточение конкуренции на рынке и дальней, и мобильной связи окажет существенное влияние на динамику показателей. В сотовой связи острее всего это почувствуют мобильные подразделения МРК. К концу года возможно сокращение ARPU в некоторых компаниях до $6–6,5. Рост в отрасли может составить порядка 25% – или ниже, если конкуренция приведет к резкому падению цен и «не отыграется» на увеличении трафика.

К. ЧЕРНЫШЕВ: Заметно сократятся темпы роста числа новых подключений мобильных операторов. По нашим оценкам, их абонентская база вырастет на 11%, а проникновение сотовой связи достигнет 94%. Причем их затраты будут расти быстрее доходов, поскольку им придется менять бизнес-модель и сосредоточиться на удержании абонентской базы, что потребует новых вложений. Очевидно, что мобильные операторы перейдут на широкое применение рублевых тарифов – в условиях ожидаемого 5–6%-ного укрепления рубля это должно оказать позитивное влияние на финансы.

Наиболее интересные события ожидаются на рынке фиксированной связи, где начнут работать новые Правила присоединения и новая система взаиморасчетов. К сожалению, пока остается неясным ряд принципиальных моментов, в частности размер компенсационной надбавки, которую «Ростелеком» будет платить МРК; не утверждены и тарифы за пропуск трафика. А от этого в конечном итоге будет зависеть, кто окажется в выигрыше, а кто пострадает. Предварительные расчеты показывают, что доходы МРК снизятся.

В целом следующий – «переходный» – год должен быть трудным, но многообещающим для сектора.

Главные итоги’2005
  • В связь инвестировано $6,5 млрд. Доходы отрасли выросли до $25 млрд (около 4% от ВВП).
  • Абонентская база мобильной связи (по числу SIM-карт) составила 130 млн человек, проникновение – почти 90%.
  • По сравнению с 2004 г. ARPU ведущих российских сотовых операторов сократился на 25–30% – до $7,5–9. Число GPRS-пользователей превысило 10 млн (2004 г. – 4,6 млн).
  • Рост дальней связи 5–7%. Доля услуг альтернативных операторов фиксированной связи в доходах отрасли возросла на 4% – до 36%. Рост коммутируемого доступа – 30%, IP-телефонии – 45% (на уровне 2004 г.).


Тренды’2005
  • Эйфория по поводу ожидаемой продажи «Связьинвеста» отвлекала деньги от мобильного сегмента.
  • МРК прошли пик инвестиционного цикла, и объемы их капвложений упадут до средних по отрасли.
  • МРК оставались монополистами в регионах, и серьезной конкуренции с альтернативными операторами не наблюдалось. Настоящая конкуренция – между мобильными. В конкуренции фиксированных и мобильных выигрывали последние.
  • Борьба альтернативных операторов за рынок переместилась из узкого, наиболее прибыльного, сегмента корпоративных клиентов в розничный сектор.
  • Российские инвесторы проявили повышенный интерес к платному телевидению.


Знаковые события’2005
  • Старт Резерва универсального обслуживания.
  • Перенос сроков приватизации «Связьинвеста». IPO АФК «Система».
  • Экспансия российского телеком-сообщества за пределы СНГ.
  • Консолидация активов фиксированной связи АФК «Система» на базе бренда «Комстар-ОТС».
  • Создание бренда Synterra.
  • Выравнивание условий конкуренции традиционных и альтернативных операторов на рынке дальней связи.


Ожидания'2006
  • Либерализация рынка дальней связи.
  • Начало работы по новым Правилам присоединения и новая система взаиморасчетов.
  • Объем Резерва универсального обслуживания – $250 млн.
  • Приватизация «Связьинвеста».
  • Рост выручки от предоставления услуг связи на 15% (55–60% – мобильная связь).
  • Проникновение сотовой связи – 94% (реально – 80%).
  • Снижение темпов роста абонентской базы мобильных операторов до 11%.
  • Сокращение мобильного ARPU до $6–6,5 и переход на рублевые тарифы.
  • Приобретение российскими мобильными операторами активов за рубежом.
  • IPO «Комстар-ОТС».
  • Продвижение дополнительных услуг.
  • Ужесточение конкуренции на рынке и дальней, и мобильной связи.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!