Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2006
01 января 2006

M + BWA: Мобильный широкополосный радиодоступ бросает перчатку рынку

Появление систем мобильного широкополосного радиодоступа (Mobile Broadband Wireless Access – MBWA) создает предпосылки для фундаментальных изменений в направлениях развития нынешних систем связи.

По прогнозам Arthur D’Little, к 2008 г. индустрия MBWA сможет привлечь до 10 млн абонентов во всем мире. В результате этого у операторов как фиксированных, так и мобильных систем связи, а также у провайдеров этих услуг может появиться новый конкурент в лице систем подвижного широкополосного радиодоступа с комплексным решением для «последней мили»: передача голоса и данных будет дополнена мобильностью.

Как только услуги и устройства станут коммерчески широко доступными и приемлемыми по стоимости для абонента, MBWA сможет изменить восприятие пользователем удобств и гибкости интернет-доступа. Чтобы оценить влияние MBWA на развитие местных рынков, операторы должны представлять, что несет с собой эта технология, каков ее рыночный потенциал по сравнению с действующими проводными и мобильными сетями.

За 2000–2004 гг. объем рынка широкополосных услуг вырос с $6,2 млрд до $54 млрд, оказав влияние на рынок мобильных услуг и стимулировав развитие новых технологий MBWA. С 2002 г. прошли испытания и запущены в коммерческую эксплуатацию более 40 систем MBWA в Австралии, Германии, Португалии, Голландии, Новой Зеландии, Южной Африке, Великобритании, США.

Развитие рынка MBWA идет за счет появления на нем систем связи, основанных на оборудовании как открытых стандартов общего пользования, так и закрытых лицензионных (фирменных) стандартов. Ведущее место среди поставщиков услуг на оборудовании закрытых стандартов занимают компании ArrayComm/Kyocera (i-Burst), Flarion, IP Wireless, Navini.

По мере снижения цен на оборудование (для поставщиков услуг) и на услуги (для абонентов) традиционные игроки на рынке и его новые участники получают новые радикальные рыночные возможности, но при этом сталкиваются и с новыми проблемами.

Исходя из нынешней ситуации, к 2008 г. можно прогнозировать до 9,7 млн абонентов MBWA, 2/3 из них составят корпоративные пользователи и 1/3 – физические лица. При этом нужно учитывать, что сегодняшние абоненты фиксированных систем широкополосного доступа завтра могут оказаться в числе пользователей MBWA, а это означает, что приведенная оценка числа пользователей может увеличиться еще на 30% (рис. 1).

Факторы спроса

Три основные движущие силы MBWA – вендоры, мобильные операторы и операторы других сетей.

Вендоры и мобильные операторы надеются преуспеть на волне роста беспроводных локальных вычислительных сетей (WLAN) и повторить грандиозный успех мобильной телефонии, но с применением мобильной передачи данных, в то время как другие операторы могут с помощью MBWA преодолеть ограничения, присущие локальным сетям, и получить дополнительные доходы, предоставляя услуги телефонии.

Сети MBWA обеспечивают прозрачный доступ для доставки широкого спектра фиксированных и мобильных широкополосных услуг по общей инфраструктуре (табл. 1), включая как фиксированную, так и «кочующую» передачу данных, фиксированную и мобильную услугу VoIP. В этих сетях используются абонентские терминалы с VoIP-функциями и встроенной широкополосной передачей данных. В системах с высокой пропускной способностью средства MBWA могут выступать в роли радиорелейной линии связи для WLAN.

Основные категории конечных пользователей для этих служб – малый и средний бизнес (SME), малые и домашние офисы (SOHO) и жители преимущественно сельских районов, где отсутствуют широкополосные сети, а также дорожные службы.

Ведущие MBWA-вендоры уже предлагают разнообразные конечные абонентские устройства, такие как карты PCMCIA и фиксированные модемы, а некоторые из них планируют предложить пользователям и интернет-телефоны с VoIP. Последние устройства становятся ключевыми. Ожидается, что они будут обладать такими же возможностями, как VoIP или речевые кодеки на основе TDM, полной мобильностью с хэндовером, малыми размерами и функциональностью, аналогичной телефонам GSM, а также иметь доступ к широкополосной службе передачи данных через кабель USB, устройство Bluetooth и/или через инфракрасный интерфейс (IrDA).

Первые ручные абонентские устройства должны были поступить на рынок в 2005 г. Ряд продуктов, включая встроенные модули для ПК (типа лэптопа), интерфейсы PDA, ручные видеоустройства и ПК «таблеточного» типа, находится в стадии разработки. Некоторые системы будут интегрированы в состав других продуктов, например игровых платформ, которые напрямую, без соединительных проводов и переходных кабелей обеспечат доступ к коллективным играм через Интернет.

Операторы мобильной связи 3-го поколения в ответ на появление на рынке MBWA-конкурентов снижают цены на свои низкоскоростные услуги передачи данных и активизируют усилия по разработке устройств с повышенной скоростью передачи данных с использованием высокоскоростного доступа на линии вниз с коммутацией пакетов (HSDPA). Эти устройства, являясь недорогим усовершенствованием систем UMTS, сулят увеличение скорости передачи данных в 5 раз в направлении вниз с использованием интеллектуальных антенн типа MIMO (Multiple Input Multiple Output, многоканальный вход – многоканальный выход), улучшение покрытия, повышение емкости и скорости передачи данных посредством применения многоканальных антенн для базовых станций и абонентских терминалов.

В настоящее время преимущества систем MBWA наиболее ощутимы в передаче высокоскоростных данных на основе протокола IP. Они позволяют сократить объем оборудования и снизить его стоимость, поскольку отпадает необходимость поддерживать сложный и зачастую критичный к времени протокол, используемый в системах 3-го поколения. В сочетании же с улучшенным кодированием в эфире, а в ряде случаев и с интеллектуальными антеннами системы MBWA напоминают аналогичные решения в фиксированной технологии протокола IP, реализуемые уже на протяжении последнего десятилетия.

Факторы выбора

При оценке системы MBWA следует учитывать пять главных факторов: емкость, зону покрытия, потребности в спектре, стоимость и степень коммерциализации продукта, а также совместимость, масштабируемость, латентность и серийнопригодность.

Емкость системы должна позволять не только решать текущие задачи рынка, но и предусматривать стратегию роста на ближайшее будущее с четко определенными этапами модернизации, а зона покрытия – обеспечивать стремительное и эффективное в стоимостном отношении развертывание.

Емкость любой системы MBWA зависит от пропускной способности каждой базовой станции и каждого модема. Максимальная пропускная способность на линии вниз на один сектор для наиболее современных коммерческих систем MBWA может достигать 20 Мбит/с, в то время как у систем 3-го поколения она составляет 2 Мбит/с (WCDMA, UMTS FDD) и 2,4 Мбитс (CDMA EV-DO).

Зона покрытия – критичный элемент при развертывании любой системы MBWA, поскольку она связана со скоростью передачи данных, пропускной способностью базовой станции и стоимостью развертывания. А с учетом того, что лучшее покрытие снижает начальные капитальные затраты (Capex), этот фактор может оказаться решающим при выборе технологии.

Потребности в спектре, эффективность использования которого является ключевым параметром для развертывания систем MBWA, колеблются от 1,25 МГц для систем с частотным дуплексом FDD фирмы Flarion до 21 МГц для некоторых разновидностей стандарта WiMAX (рис. 2). И хотя потребности в спектре для таких технологий, как WiMAX, Navini и i-Burst, невысоки, важно выяснить, найдется ли для них подходящий спектр в конкретной стране. Например, если национальное законодательство в области выделения частотного спектра для CDMA или GSM определяется международными стандартами, то частоты для WiMAX и многих фирменных систем закрытых стандартов зависят от распределения радиочастотного спектра (РЧС) в каждой конкретной стране.

Плотность развертывания (необходимое количество базовых станций для покрытия заданной территории). В общем случае, чем выше частота, тем дороже система для обслуживания данной зоны. Поэтому использование спектра с более низкими частотами (например, 450 МГц) может оказаться привлекательнее, чем, скажем, диапазона 3,5 ГГц. Когда разницу в зоне покрытия и в пропускной способности систем MBWA сочетают с этим фактором, число базовых станций на начальном этапе развертывания может различаться в 20 раз в крайних случаях.

При выборе системы должны быть приняты во внимание стоимость доставки данных, стоимость устройств, сети доступа и плотность развертывания (табл. 2). Для оценки относительной стоимости таких различных устройств можно использовать метод сравнения способности каждой системы предоставлять определенную скорость передачи данных в пределах конкретной зоны.

Факторы конкурентоспособности

При оценке конкурентоспособности систем MBWA важно учитывать время коммерциализации, его влияние на цены, наличие частотного спектра и его стоимость, присутствие на рынке абонентских устройств.

Для CDMAone, GSM и UMTS, WLAN и закрытых лицензионных систем MBWA время коммерциализации – от 12 до 24 месяцев. Такие же сроки можно предполагать и для WiMAX (стандарт 802.16е с поддержкой мобильности), а также для HSDPA, MIMO и других версий UMTS.

Временны’е параметры и жизнеспособность стоимостных преимуществ лицензионных технологий предсказать нелегко (рис. 3). Однако представляется, что у операторов есть «окно возможностей», чтобы занять рыночную позицию путем развертывания лицензионных версий с последующим конвертированием их в стандартизованные решения по мере достижения желаемой функциональности и ценовых уровней.

Важный момент – время для достижения технологией WiMAX того же уровня рыночной зрелости, что и у существующих MBWA-систем, хотя для лицензионных технологий может быть спрогнозирован более высокий показатель стоимости в расчете на одного пользователя из-за небольших объемов производства. Более раннее вхождение MBWA в рынок позволит получить, а возможно, и сохранить ценовые преимущества перед технологией WiMAX за счет более поздней коммерциализации последней.

Еще одним фактором, связанным со временем коммерциализации, является наличие частотного спектра. Операторы, разворачивающие лицензионные системы, могут заранее получить спектр, необходимый для работы систем WiMAX.

Наличие широкого выбора абонентских устройств также относится к ключевым моментам конкурентоспособности технологии. Модемы, PCMCIAкарты и, наконец, ручные интернет-телефоны для ведения переговоров по интернет-сетям с использованием технологии VoIP или ПК типа лэптопа со встроенными антеннами, или игровые консоли создают удобства для подписчиков, а следовательно, способствуют росту спроса на них. Каждый вендор систем MBWA имеет «дорожную карту» текущих и ожидаемых абонентских устройств, выбор которых сегодня ограничен. Однако прогнозы весьма оптимистичны, как и потенциал для соперничества с существующими устройствами2,5-го и 3-го поколений.

Стратегические вызовы

Вызов первый. Национальные регулирующие органы должны определиться, разрешить или заблокировать развертывание MBWA. Открытие спектра для его использования вне зависимости от выбранной технологии может оказать драматическое воздействие на конкурентный ландшафт, и прежде всего в Европе, где более 90% мобильных операторов имеют лицензии на частоты для систем связи 3-го поколения типа UMTS. Теоретически эти участки РЧС могут быть использованы более современными и более эффективными технологиями MBWA. Решающими здесь являются границы понятия «мобильная служба» (а именно, разрешен ли при этом хэндовер или нет) и максимальный абсолютный размер полосы частот, которую оператор может приобрести. Если в имеющемся ограниченном частотном ресурсе действует пять лицензий, то привлекательность MBWA-сети и предоставляемых на ней услуг снижается по сравнению с ситуацией, когда этот спектр поделен между двумя или тремя лицензиями.

Вызов второй. Основным риском для оператора, инвестирующего в MBWA, является недостаточный размер рынка. Как и в случае любой новой технологии, пользовательский спрос на услуги MBWA до сих пор по большей части не ясен. Однако вселяет оптимизм существенный рост спроса на фиксированные широкополосные услуги, наблюдаемый в странах, где MBWA уже запускается в эксплуатацию.

Как всегда, есть риск отсутствия инвестиций. Для бизнеса ведущих операторов даже абсолютный размер рынка MBWA-услуг может быть не столь важен, как присутствие на этом рынке соперников.

Существует множество стратегических и рыночных аспектов, которые разнятся в зависимости от типа оператора и конкретных рыночных условий. Помимо того что MBWA позволяет улучшить покрытие и расширить спектр предоставляемых услуг, эта новая мобильная технология представляет серьезную угрозу для доходов операторов фиксированных сетей, поскольку прирост широкополосных услуг на основе технологий xDSL является главной зоной роста для большинства провайдеров фиксированных услуг. MBWA обладает потенциальной возможностью оттянуть значительное число пользователей от предложений фиксированной службы xDSL к портативной (мобильной) службе xDSL, которая становится доступной в сетях MBWA.

Кроме того, эти технологии предлагают другим группам игроков, прежде всего ISP, первую реальную возможность обойти проблему абонентского доступа, «отлучая» абонента от ведущего оператора и ликвидируя спрос пользователя на местный шлейф за ненадобностью. Поэтому главной головной болью ведущего оператора – оператора фиксированных служб – становится оценка возможностей MBWA в интересах защиты его существующих рыночных позиций от новых игроков.

Со своей стороны, мобильные операторы должны оценить влияние MBWA на сегодняшние планы по развертыванию систем связи 3-го поколения и принять решение относительно привлекательности предоставляемых этой технологией дополнительных возможностей. Им необходимо изучить потенциальные возможности использования MBWA для расширения своих предложений по мобильной передаче данных и вероятного влияния технологии VoIP поверх беспроводных широкополосных сетей на свои текущие бизнес-планы и планируемое развертывание систем связи 3-го поколения по стандарту UMTS.

Третий стратегический вызов – определение точного момента инвестирования в MBWA. Риск слишком ранних вложений в MBWA состоит в том, что ни одна из лицензионных систем не получила явного господства, значительная часть работ по стандартизации не завершена и многие из обещанных услуг и устройств пока отсутствуют.

Чтобы определить, какая из альтернатив наиболее подходит в конкретной ситуации, оператору следует предпринять три действия: оценить рынок с точки зрения потенциала для услуг MBWA, а также вероятные стратегии своих конкурентов в этом направлении; определить стратегию переговоров с регулирующими органами о наличии и стоимости спектра, а также об условиях назначения частот (функциональность, поддерживаемые технологии и пр.); начать испытания систем MBWA (как лицензионных, так и основанных на открытых стандартах) с целью оценки их сильных и слабых сторон, потенциальных «козырей», которые они могут дать в руки конкурентам, а также ценности, которую они могут привнести в конкретный рынок.




* Материал подготовлен на основе публикации в Eastern European Wireless Communications (издается в Великобритании для специалистов в области связи в странах ЦВЕ) и печатается с согласия авторов.



Подвижные системы широкополосного доступа (MBWA)

обеспечивают передачу данных со скоростью (вне зоны прямой видимости) от 84 кбит/с до 4 Мбит/с и более. При этом абоненты могут свободно перемещаться в широкой зоне в десятки и даже сотни квадратных километров, постоянно оставаясь на связи. Ведущие системы поддерживают роуминг между городами, а некоторые из них – и полную мобильность с хэндовером.

Фиксированные системы широкополосного радиодоступа используют наружные устройства со встроенными антеннами, а также устройства для применения внутри помещений с телефонными разъемами и портами Ethernet. Эти системы более дорогие по сравнению с MBWA. И хотя они обеспечивают широкополосную передачу данных на большие расстояния, местоположение абонентов при этом остается фиксированным.

В отличие от них, системы MBWA используют простые компактные пользовательские терминалы в виде одного блока, в состав которого входят небольшие внешние модемы с разъемами под USB- или Ethernet-интерфейсы или карты PCMCIA с портативными складывающимися антеннами. Эти устройства разворачиваются самими пользователями и часто оснащены запускаемыми пользователем сетевыми wеb-системами для доступа к первичным службам.

Структура сети MBWA аналогична структуре мобильной связи, где решающую роль играет доступ к базовым станциям. В условиях рынков, где потенциальные зоны покрытия базовых станций строго регламентированы, мобильные операторы при создании сети MBWA оказываются в более выгодном положении, поскольку имеют возможность использовать уже имеющуюся у них инфраструктуру.

Уменьшение размеров абонентских устройств и появление (в 2004 г.) ручных терминалов MBWA с возможностью передачи голоса по каналам Интернета (VoIP) позволяет абонентам воспользоваться недорогими услугами передачи речи и широкополосного доступа к данным в одном устройстве.


Оборудование, стандарты, решения


На рынке представлены четыре лицензионные коммерческие системы компаний ArrayComm/Kyocera (i-Burst), Flarion, IP Wireless и Navini.

Несколько промышленных групп разрабатывают решения для MBWA на основе открытых стандартов (таблица). Например, фирма IP Wireless с 2002 г. запустила в коммерческую эксплуатацию 10 сетей разного размера с использованием технологии беспроводного доступа системы связи 3-го поколения с дуплексом на основе временного разделения (IP Wireless's UMTS TDD-based technology). Операторы сетей CDMA2000 идут по эволюционному пути, внедряя технологию 1xEV-DO/DV и применяя IPR и микросхемы, поставляемые американской фирмой Qualcomm.

Наиболее известную группу продуктов – WiMAX – поддерживают промышленные фирмы Intel, Siemens, Alсatel, а также новаторские в области широкополосного беспроводного доступа компании – Alvarion, Airspan, Navini. Однако мобильный стандарт для WiMAX пока не завершен – он находится в стадии рассмотрения, и коммерческое развертывание сетей ожидается не ранее 2006 г. или 2007 г. Более того, существует ряд причин быть осторожными в отношении обещаний WiMAX, поскольку должны быть решены проблемы в плане раздела рынка и вендоров, а также наличия и стоимости спектра на многих рынках. Может пройти несколько лет, прежде чем WiMAX наберет реальную силу.

Стандарт 802.20 – MobileFi, поддерживаемый компаниями Flarion, ArrayComm/Kyocera (i-Burst), Cisco, Motorola, также не завершен, а многие члены группы продолжают разработку и развертывание систем на основе закрытых фирменных (лицензионных) стандартов.


Три MBWA-альтернативы для операторов

Развернуть одну из уже имеющихся фирменных (лицензионных) систем, рискуя при этом выбрать технологию, которая позднее может быть полностью заменена стандартизованной (открытой)

либо



Во избежание риска избрать стандартизованную систему, такую как WiMAX (802.16е с поддержкой мобильности) или эволюционные версии UMTS – HSDPA и MIMO, но при этом согласиться с задержкой коммерческого пуска по времени

либо


Использовать стандарт CDMA2000 1xEV-DO или WCDMA FDD (современную платформу UMTS) для скорого предоставления скромной широкополосной услуги, но с риском ограниченного рыночного спроса по сравнению со спросом на лицензионные системы конкурентов, которые обеспечивают гораздо лучшие услуги при более низкой стоимости инфраструктуры.


Пять ключевых вопросов для мобильного оператора
  1. Может ли недорогая структура мобильных беспроводных широкополосных систем быть использована для поддержки дополнительной мобильной широкополосной службы передачи данных наряду с существующей инфраструктурой систем связи 3-го поколения?
  2. Могут ли существующие активы (частоты, базовые станции, абонентский доступ и пр.) быть использованы для более эффективного в стоимостном отношении развертывания систем MBWA по сравнению с новыми игроками рынка, не располагающими такой инфраструктурой и частотным ресурсом?
  3. Как скажется появление мобильных телефонов для передачи речи в интернет-протоколе (VoIP) на сегодняшнем рынке сотовой связи?
  4. Существует ли эффективная оборонная стратегия для конкуренции с новичками рынка и с ведущими (фиксированными) и другими мобильными операторами, которые начали предлагать услуги MBWA на основе лицензионных (фирменных) систем?
  5. Какое место в планах сотового оператора должна занять MBWA, в частности в свете стратегии потенциальной ведущей компании?

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!