Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2006
Галина БОЛЬШОВА  01 июля 2006

Галина СМИРНОВА: «В жизни должен быть баланс между семьей и работой»

Все мы родом из Бауманского

– История нашей семьи связана с МВТУ им. Н.Э. Баумана. Мои бабушка и дедушка закончили Бауманский, там познакомились и поженились. Родители повторили их путь: по специальности они радиоэлектронщики (факультет «П»), мама и сейчас преподает в родном вузе.

Мы с мужем тоже учились в одной группе на факультете радиоэлектроники и лазерной техники, но несколько «изменили» родной Бауманке, найдя свои трудовые судьбы, хоть и почти по специальности (инженер-оптик), но «на стороне».

Нормальное, советское, беззаботное…

В наше время детей еще выпускали во двор и потом вечером из окна кричали: «Домой!». Конечно, я все это любила: «классики», прыжки через веревочку. А вообще-то все было как у всех. Нормальное советское детство, счастливое и беззаботное. Детский сад, пионерские лагеря, спорт, и, конечно же, музыка – семь лет училась.

Кстати, у нас в семье все играют и поют, есть много семейных песен. Поэтому, наверное, мой сын сейчас сам захотел учиться музыке – надо срочно покупать инструмент, пока не расхотел.

Американская история

Вопрос выбора профессии для меня не стоял: только МВТУ, только «П». И лучшими для меня стали институтские годы, когда мы много общались, обсуждали, спорили… Все, с кем мы сегодня часто встречаемся и постоянно «на связи», – институтские друзья.

А на пятом курсе, благодаря хорошему знанию английского языка (вот где помогла спецшкола), я попала в программу обмена с университетами США и поехала на год в Иллинойский университет. Как первой русской студентке, сдавшей TOEFL, руководство университета предложило мне оплату учебы и проживания на год. За спиной уже было пять курсов, и мне дали возможность получить бакалавра, т.е. сразу диплом.

Тот год был очень трудный. Но не в плане учебы: какая может быть сложность в американском вузе после Бауманки?! Плохо было без друзей. Фальшивые улыбки, за которыми пустота, в учебе каждый сам за себя: если заболел и пропустил лекцию, никто не поделится. Главное же, угнетало патологическое отсутствие общих интересов с ровесниками.

Но год в Америке дал мне огромный опыт общения и, в каком-то смысле, выживания в «чуждом окружении». Единственная отдушина – научная работа в лидарной (лидар – лазерный радар) лаборатории. О таких возможностях творчества в Москве можно было только мечтать. Передо мной ставили задачу, для решения которой я могла заказывать любые компоненты любых производителей, а местные мастерские по моим чертежам изготавливали необходимые детали.

И ее продолжение

После получения диплома мне поступило несколько предложений, но единственное – работать в России – от Hewlett-Packard. В 1994 г. началась моя трудовая деятельность сначала в HP, а затем в Agilent. Естественное продолжение «американской истории» сделало меня счастливым исключением: в отличие от большинства московских сокурсников я сразу нашла хорошо оплачиваемую работу по специальности.

Первые девять месяцев работы в подразделении измерительного оборудования HP прошли, мягко говоря, непросто: не было тренинга, специальных знаний явно не хватало. Звонил заказчик, что-то спрашивал, и я под предлогом занятости обещала перезвонить, а сама лихорадочно листала каталог, чтобы понять, о чем он говорил. Единственный куратор сидел далеко за границей – не могла же я беспокоить его по каждому вопросу! Потом, однако, «процесс пошел». В России это было время компьютерного бума, да и на измерения обратили внимание.

Без отрыва от производства

Через год я стала отвечать за направление оборонной и космической промышленности (странное, наверное, назначение для особы женского пола, но так получилось), а в 1997 г. возглавила отделение контрольно-измерительного оборудования, которое к тому времени выросло до 10 человек и имело широкую сеть дистрибьюторов. В конце 1999 г. при разделении HP меня назначили гендиректором российской Agilent – на тот момент туда входили 4 подразделения: измерительной техники, медицинского оборудования, приборов и систем для химического анализа и электронных компонентов. А через две недели после пресс-конференции, посвященной этому событию, ушла в декретный отпуск за долгожданным первенцем. К работе приступила через 4 месяца после рождения Василия, ровесника Agilent. Второй сын, Николай, появился через 2,5 года.

И здесь не могу не сказать о своих сотрудниках – они тоже моя семья. Это коллектив из 25 профессионалов, любящих свое дело, болеющих за него. Мы «неформально» дружим, и вне работы тоже. На время рождения ребенка мои функции распределяются между коллегами – до сего момента это работало…

А еще, признаюсь, мне становится очень хорошо на душе, когда заказчики говорят: «Мы к вам (в Agilent) пришли не только потому, что техника такова, а потому, что с вами приятно работать».

Учиться у всех и не бояться сложных задач

Пока я была коммерческим представителем и работала с заказчиками, больше всего училась у них. Они ставили задачу, а мое дело было найти решение. До сих пор особенно нравятся клиенты, которые приходят со словами: «У нас вот такая проблема…». Потом, когда возглавила отделение, возникли другие трудности.

И опять надо было учиться – теперь уже управлять людьми, ставить цели, добиваться успеха командой, а не индивидуально. Сказать, что я не хотела быть «начальником», неточно, хотя карьера как продвижение по служебной лестнице меня не волновала. Главное – новые задачи и новые возможности для их осуществления.

Для меня сложности – не причина для отчаяния, а источник новых решений, стимул для преодоления себя. Поэтому и должность, безусловно, дала мне гораздо больший простор. Но, наверное, и этого было бы недостаточно, если бы не пришлось «совмещать работу с детьми». Нужны новые препятствия – чтобы успешно их преодолевать. Движение вперед – это и есть жизнь.

Остановиться, оглянуться…

Успех в делах и в личной сфере? Это везде и всегда результат большого труда. Что бы там ни говорили про везение. Поэтому чувство успеха для меня совмещено с чувством удовлетворения от достигнутого, от уважения окружающих меня людей, в первую очередь близких друзей. Особенно важно мнение мужа. Он мой главный друг и советчик. Многие его идеи я воплощаю в жизнь «у себя на производстве», а он не пренебрегает моими наработками.

Для женщины главная составляющая успеха, на мой взгляд, это баланс между семьей и работой. Не верю в счастье ни тех женщин, которые занимаются только работой, ни тех, которые только сидят дома с детьми. Это не для меня. Безусловно, бывает так, что работа требует всего и детей видишь только спящими… Но есть моменты, когда полностью принадлежишь лишь им, своей семье. Когда в свой день рождения я оглядываюсь на прожитую жизнь, то, в принципе, я собой довольна. Очень важно в жизни видеть открывающиеся возможности и использовать их, не проходить мимо. И я старалась такие «шансы судьбы» не упускать.

О себе, семье и профессии

– Какую свою черту характера считаете главной?

– Целеустремленность, оптимизм.

– Ваша стратегия успеха?

– Умение просто, спокойно и последовательно выполнять намеченные цели.

– Личные и профессиональные задачи?

– Профессиональные связаны с расширением присутствия компании на российском рынке. Хотелось бы иметь еще и производственные площади, и группы разработчиков. Есть целый спектр решений, в частности для мониторинга и контроля сетей, который Agilent предлагала до сего момента почти везде, кроме России. Пора это исправить. Ну а в личном плане – хотелось бы еще родить девочку…

– Семейное хобби?

– Муж занимался фотографией с детства – сам проявлял, сам печатал. И, конечно, вовлек в эту страсть меня, а потом и детей. Теперь у каждого члена семьи есть фотоаппарат, каждый фотографирует свое, а потом мы сравниваем, у кого что лучше: композиция, вид, качество. Но чаще всего победитель – папа.

Другое увлечение – горные лыжи. Даже младший умеет плугом тормозить. А старший меня «пасет», время от времени подъезжает и говорит: «Мама, кто-то должен за тобой следить. Давай я поеду рядом».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!