Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2006
Константин АНКИЛОВ  01 июля 2006

Краснодарский край: курортная связь

Атаман и есаулы кубанской связи

Местный рынок связи занимает 6-е место среди регионов России. В 2005 г. он прирос на целых 57% и достиг $630 млн, а в нынешнем приблизится к миллиардному рубежу. Впрочем, в пересчете на одного пользователя показатели скромные: один кубанец тратит на связь $10 в месяц, на $4 меньше, чем в среднем по стране. Непросто опутать стеклом и медью столь обширную территорию. Проникновение фиксированной связи в крае 23% (на 5% ниже среднероссийского); телефон отсутствует в 2% краснодарских сел. Очередников на установку телефона – 50 тыс. человек, 1% населения.

Настоящий атаман фиксированной связи – ЮТК. Традиционный оператор обслуживает 89% кубанцев. Ближайший за ним оператор «Кубинтерсвязь» с долей рынка 1,3% тянет на сотника или есаула. Есть и засланные казачки: «Голден Телеком», освоившись на местном рынке через «дочку» «Телеросс-Кубаньэлектросвязь», потянулся поближе к морю и приобрел «Сочителеком»; обосновался на курорте и «Комстар». Более $1 млн на этом рынке зарабатывают, помимо ЮТК, только «Голден Телеком» и «Кубинтерсвязь», да у «Комстара» теперь появится такая возможность.

Рынок дальней связи, где главенствует ЮТК (93% от общих доходов рынка), медленно сокращается: в 2005 г. – на 4%, и в 2006 г. вряд ли прирастет. Ведь курортники звонят все больше по сотовому телефону, благо, сети крупнейших операторов здесь имеются. Объем услуг внутризоновой связи сократился за 2005 г. на 2%, так как местному казаку сподручней доехать на коне до соседней станицы и обстоятельно побеседовать с товарищами.

Самый сотовый край…

Восприимчивость к новым технологиям кубанцы доказали еще в начале столетия: край был одним из самых сотовых в стране, а ныне влившаяся в МТС «Кубань GSM» – лидером регионального рынка. Удачное приобретение на долгие годы обеспечило МТС главное место на краевом мобильном рынке. Самостоятельно развивающиеся «ВымпелКом», «МегаФон», СМАРТС и «Скай Линк» обслуживают в совокупности лишь 30% абонентов. Впрочем, некоторые считают, что главные на Кубани – роуминговые абоненты, хотя свыше 6 млн пользователей этот тезис определенно опровергают. При проникновении 133% Краснодарский край далеко опережает прочие регионы, уступая лишь двум столицам.

…может стать Интернет-лидером?

После Москвы и С.-Петербурга на Кубани больше всего пользователей Интернета – 277 тыс. Впрочем, проникновение (5%) заметно меньше, чем в среднем по России. Одна из причин – большая доля селян и жителей небольших городов. На Краснодар, например, приходится менее 13% жителей Кубани. Заработать на рассеянных по краю жителях непросто, этим наиболее активно занимается ЮТК. Сравнительно высокая плотность населения сулит надежду и альтернативным операторам. К тому же в главных городах – Краснодаре, Сочи, Новороссийске и т.д. потенциал интернет-рынка все еще велик.

***


На краснодарском рынке есть где развернуться как ЮТК, так и новым операторам. В насыщенном сотовом секторе дает обильные всходы сегмент дополнительных услуг. Потенциальный спрос велик не только со стороны самих кубанцев. Курортно-деловая атмосфера региона неизбежно обрастает самой разнообразной инфраструктурой, и востребованность услуг связи «по высшему разряду» здесь останется стабильно высокой. Одно из самых перспективных направлений – развитие широкополосного интернет-доступа. Может быть, именно в этом краю, с учетом хорошей плотности и равномерного распределения населения, наилучшая почва для развития беспроводной ипостаси широкополосного доступа.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!