Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2006 | ![]() |
![]() |
Наталия КИЙ  | 01 октября 2006 |
Как заманить в дом мультисервис?

Рынок платного ТВ в прошлом году продемонстрировал 45%-ный рост и небывалую инвестиционную и M&A-активность (см. «ИКС» № 3'2006, с. 74–77). Казалось бы, вторая, с годовой периодичностью, конференция должна была дать более-менее полную картину развития сектора за истекший период. Однако об инвестициях лишь упомянул президент Ассоциации кабельного ТВ России Ю.И. Припачкин, подчеркнув, что они в основном российские. Структуру рынка в целом не представил даже аналитик, ограничившись сферой контента. Участники сосредоточились на проблемах кабельного ТВ, иные из которых с давней «бородой».
«Услуга связи в целях ТВ-вещания» –

Например, вопрос: требуется ли лицензия на услуги IPTV? Спорный случай. Органы надзора – за лицензию. Позиция юриста Е. Бахтиной («Парк-Медиа Консалтинг») неоднозначна: «Услуга IPTV (передача видеоконтента по сети) не является услугой связи, следовательно, требование надзора о получении лицензии неверно. Но при желании лицензию можно получить». Двоякость позиции подкрепляется неоднозначной, как большинство постулатов на этом правовом поле, схемой.
Другой пример: расплывчатый статус кабельной компании. Итог – при одной с небольшим тысяче выданных лицензий в России, по данным АКТР, работают 7 тыс. кабельных операторов (аналитики, правда, строже в оценках и насчитывают порядка 500 таких компаний – см. «ИКС» № 3'2006, с. 75).
Как выйти из тени? «Амнистию! Подобную дачной!» – призывает вице-президент АКТР В.Г. Маковеев. Он же привлекает внимание к «аналоговому неравенству», с которым свыклась Россия: «Радиочастотный ресурс российской провинции был буквально разграблен в пользу столиц: в десятках городов в эфире 12–18 телепрограмм, а на окраинах областей – не более 2–3. Когда после пожара на Останкинской башне прорабатывались альтернативные решения организации вещания, то во всем московском регионе нашлась только одна свободная частота для маломощного передатчика на севере области». Еще глубже неравенство в радиовещании, а наложившись на «цифровой разрыв», такая ситуация усугубит социальное неравенство. Выход В.Г. Маковеев видит как раз в развитии многоканального кабельного вещания: «Традиционные операторы – тяжелые танки. Кабельные операторы – мобильные отряды коммандос». Аналогия, как всегда, изящная.
«Высокое понятие triple play –

Для мелких операторов широкополосного доступа ввод дополнительных услуг – вопрос выживания. Но, по мнению представителя большого оператора, внедрение услуг IPTV и всех связанных с ними систем – для них предприятие рисковое. Отсюда – предложение «Комкора»: «Жизнеспособной может быть модель, в которой операторы домовых сетей предоставляют, по сути, свою сеть доступа в аренду более крупному провайдеру для доставки услуг IPTV. В такой схеме крупный оператор не только обеспечивает агрегацию и транзит контента, но и осуществляет биллинг и управление услугами в общей цепочке доставки».
По некоторым оценкам, домовым выделенным сетям принадлежит от 40 до 60% рынка услуг по доступу в Интернет. «Есть простая вещь – район и «последняя миля», за которой надо ухаживать. От крупных операторов потребитель ощущает недостаток внимания», – убежден В.М. Конюков, гендиректор небольшого оператора «Искрателеком». Он успешно развивает реальный triple play в столичных районах Марьино и Люблино. Сеть Iskranet на основе Metro Ethernet (оборудование Cisco) охватывает около 400 многоэтажных домов и насчитывает 12 тыс. абонентов. Магистральная сеть переведена на скорость 1 Гбит/с, развернут свой ТВ-узел, цифровое ТВ предлагает 12 спутниковых каналов, функционирует телефония, тестируется HDTV. Доступ в Интернет – по широкополосным выделенным линиям. «В нижних этажах марьинских домов располагается малый и средний бизнес – мы его и обеспечиваем, – рассказывает В.М. Конюков. – Нам многие прочат скорую смерть, но к нам идут инвесторы».
«Дойная корова» – контент

«В ближайшее время можно ожидать оттока аудитории, а вместе с ней и рекламодателей, в кабельные сети», – прогнозирует представитель лагеря производителей контента, генпродюсер «АртМедиаГрупп» И.Л. Золотаревский. Рынок зарубежного контента в России полностью сформирован, основная заслуга в этом принадлежит «НТВ-Плюс». Ведущие игроки давно присутствуют на рынке и прочно заняли свои ниши, а рынок этнического контента, который мог бы внести новую струю, пока на нуле. Российский ТВ-контент бурно растет, и не всегда это связано с качеством. Основные баталии еще впереди, по словам И.Л. Золотаревского, ситуация напоминает становление рынка платежных карточных систем. При этом цена российского контента зачастую выше, чем иностранного. Но зрителя больше интересует свое, родное – на него и спрос. Поэтому кабельные операторы руководствуются больше тематической направленностью канала, нежели его качеством. А при невысокой рентабельности есть опасность превратиться в канал повторного фильма.
Аналитики обещают российскому цифровому контенту небывалый рост – по потребностям растущей когорты мультисервисных операторов. По оценкам J`son & Partners, сегодня на телевидение и Интернет приходится лишь 20% его распространения (остальное – через мобильные каналы), в ближайшие годы доля должна вырасти до 30–40%. А за пятилетку этот рынок вырастет в пять раз: с $500 млн в 2005 г. до $2,5 млрд в 2010 г.
Первый пример организации услуг triple play уже пятилетней давности, по данным АКТР, – это «Каскад» в подмосковном Королеве. Правда, с тех пор расстановка сил среди услуг оператора изменилась: сегодня по доходам лидирует телевидение, с телефонией стало похуже.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!