Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2006
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 октября 2006

100-процентная «Беспроводная связь в России»

Ведущие мобильные операторы России «приурочили» к конференции знаковое заявление о достижении 100%-ного проникновения сотовой связи в стране. Этот факт отмечался практически всеми выступавшими. Но все они признавали, что метод механического подсчета проданных SIM-карт, обладатели которых в течение последних 6 или даже 12 месяцев хотя бы раз выходили в эфир (именно таким образом набралось 140 млн пользователей сотовых трубок), не отражает реалий и «живых» пользователей на самом деле на 30–35% меньше. Правда, «небольшая» погрешность никого особенно не смущала, ведь у нас любят круглые цифры.

Конечно, 100% – это средний показатель. По данным А. Шатикова (AC&M-Consulting), в июне 2006 г. проникновение в Москве и С.-Петербурге достигло 147 и 128% соответственно. А в регионах, интересы которых представлял Ю. Домбровский (Ассоциация-800), этот показатель сейчас составляет немногим более 90%.

Признаки насыщения рынка

Тем не менее всеми участниками российского сегмента мобильной связи признается, что он выходит (или уже вышел) на насыщение. И говорит об этом не только замедление роста абонентской базы, а прежде всего замедление прироста выручки: в 2005 г. число мобильных пользователей увеличилось почти в 1,7 раза, а доходы операторов выросли всего на 36%. Кроме того, квартальная выручка всех сотовиков во втором полугодии 2005 г. и в 1-м квартале 2006 г. оставалась постоянной – $2,9 млрд. На насыщение рынка указывает и падение ARPU. Если в 2000 г., когда в России было 2 млн абонентов сотовой связи, ARPU составлял $50, то в 2006 г. при абонентской базе в 140 млн – уже $7.

Правда, падение ARPU в последнее время несколько замедлилось, но по причине введения с 1 июля 2006 г. принципа CPP («бесплатные входящие») и связанного с этим изменения тарифов сотовых операторов.

9 лет CPP в России

В прессе много писалось о «некорректном» поведении операторов «большой тройки» после введения CPP. А вот у региональных компаний, как оказалось, есть успешный опыт использования CPP. Причем в течение многих лет. Об этом рассказал Г. Фридман, президент «Сибирской Сотовой Связи», которая 9 (!) лет назад внедрила CPP в Омской области, договорившись с местной электросвязью и четко разъяснив абонентам предлагаемые им варианты оплаты трафика. Вариантов было два: оставить все по-старомуили платить только за исходящие (тарифный план «Европа»). Пользователей проводных городских телефонов, позвонивших на мобильный «европейский» номер, автоответчик уведомлял о том, что звонок платный. По словам Фридмана, народных волнений в Омской области в связи с введением CPP не было. Он объяснил это тем, что в сегменте low-end, к коему относятся многие региональные абоненты, обмен большей части трафика происходит внутри семей или маленьких групп людей, и для семейного бюджета цена звонков с проводного телефона на сотовый стала реально ниже. Кроме того, раньше человек, звоня с проводного телефона на мобильный, знал, что платить придется его собеседнику. Это многих заставляло отказаться от звонка. Теперь же абонент знает, что платить за такой вызов он будет сам. И, как оказалось, в «Сибирской Сотовой» после введения CPP заметно возрос трафик с проводных телефонов на сотовые.

Однако при введении CPP на федеральном уровне картина была не столь идиллической. Операторы «большой тройки» не только установили для абонентов плату за соединение, они еще ввели специальную цену (0,95 руб./мин) за обмен трафиком внутри «тройки», тогда как для других операторов эта цена составила 1,1 руб./мин. Ассоциация-800 обратилась в ФАС, и последняя возбудила дело против «большой тройки». Тогда «ВымпелКом», не дожидаясь решения ФАС, пошел на компромисс и согласился до 31 декабря 2006 г. установить для региональных операторов цену в 0,95 руб./мин.

ARPU, VAS… головоломка не складывается

Понятно, что после введения CPP и изменения тарифов рост ARPU будет непродолжительным, да и незначительным. Операторам придется приложить немало усилий, чтобы переломить многолетнюю тенденцию снижения ARPU. В качестве одного из способов давно предлагают развивать дополнительные услуги (VAS) на базе новых неголосовых технологий. Сейчас практически у всех операторов (даже у тех, что ориентируются на рынок передачи данных) основная часть выручки – от голосовых услуг (например, у «Скай Линка» доля «голоса» в ARPU – 85%). По данным Мининформсвязи, дополнительные сервисы добавляют в сотовое ARPU лишь $1,1–1,2. К тому же интерес к ним начинает падать, не помогает даже агрессивная реклама. То есть новые технологии и VAS проблемы падения ARPU не решают.

Да и нужны ли массовому пользователю мобильной связи дополнительные услуги? В несколько провокационном докладе Э. Муртазина (Mobile Research Group) «Мобильный доступ к сети. Технология для людей?» был дан однозначный ответ – нет. Он считает, что сегодня потребителя волнуют только цена продукта и что за эту цену можно получить. О новых технологиях абонент имеет весьма смутное представление. Пользователи в массе своей не интересуются новыми технологиями и не будут платить деньги за услугу, пока оператор не убедит их в ее полезности и необходимости.

А вот с убеждением клиентов у сотовиков большие проблемы. Операторы неактивно и недоходчиво занимаются продвижением технологий и новых услуг. В салонах связи продавцы заинтересованы только в продаже SIM карт и голосового трафика и не хотят тратить свое время на рассказы о дополнительных услугах и новых технологиях. Дело не только в том, что они не всегда в состоянии дать грамотную консультацию, если, например, пользователь хочет подключиться к сети, используя ноутбук и мобильный телефон. Тарифные планы для дополнительных услуг, по словам Э. Муртазина, излишне сложны, да и цены оставляют желать... Так отсекается большая часть потенциальных клиентов. Остаются самые стойкие.

В результате в Москве используют телефон в качестве модема лишь 6% пользователей. С просмотром интернет-страниц с помощью телефона дело обстоит гораздо лучше – 36% абонентов. При этом, как показали опросы Mobile Research Group, большинство пользователей удовлетворено нынешними скоростями, GPRS. Во всяком случае, они не согласны платить за более высокую скорость при нынешнем наборе дополнительных услуг – закачать картинки и мелодии можно и без EDGE.

Замминистра ИТ и связи РФ Д. Милованцев вообще считает, что сотовый сегмент уже не является главным двигателем развития рынка телекоммуникаций – его сменил рынок BWA (за 1-й квартал 2006 г. он вырос на 61%, тогда как рынок мобильной связи – только на 34%). Правда, объем рынка BWA несопоставим с мобильным, но он имеет большие перспективы и сейчас переживает экспоненциальный рост (какой был и у рынка мобильной связи несколько лет назад, но те времена прошли).

Амбиции четвертого игрока?

На сегодняшний день доля «большой тройки» GSMоператоров, по данным AC&M, на рынке сотовой связи – свыше 85% (МТС – 32%, «ВымпелКом» – 30%, «МегаФон» – 24%). На долю «других» приходится всего 14%. Среди них – компания, которая продолжает стремиться стать четвертым национальным GSM-оператором, о чем и было заявлено на конференции. Это, разумеется, СМАРТС, которая работает в 16 регионах юга России и имеет 3,45 млн абонентов (6-е место по России).

Для достижения своей цели СМАРТС,
по информации заместителя гендиректора В. Антонова, в частности собирается купить региональных сотовых
операторов Северо-Запада, Урала и Сибири, не входящих в «большую тройку»
(подчеркивается, что это будут дружественные слияния), а также получить
лицензии на GSM-связь в оставшихся
регионах (ЦФО, Якутия, Камчатка,
Дальний Восток) и услуги связи стандартов 3G, WiMAX и др. В 2007 г.
СМАРТС предполагает иметь 20 млн абонентов и 12%
рынка, а в 2012 г. – почти 30 млн клиентов и около 18%
рынка. СМАРТС считает, что все необходимое для этого есть: сильный бренд, хорошие отношения с местными властями в зоне охвата, знание специфики регионов, разнообразные тарифные планы. Таким образом,
СМАРТС планирует откусить часть пирога у «большой
тройки». Задача сколь амбициозная, столь и непростая.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!