Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2009
13 октября 2009

«Беспроводка» в небольших городах: прибыль возможна

Могут ли операторы связи и инвесторы получить прибыль от развертывания сети беспроводного доступа и предоставления услуг в небольших и средних городах, жители которых испытывают недостаток качественных и относительно недорогих линий связи?

Марк ГАЛЬПЕРИН, Winncom TechnologiesНе секрет, что в средних и малых городах доступ в Интернет обходится пользователям дороже, чем в мегаполисах. Более высокая стоимость услуг обусловлена прокладкой магистральных каналов связи до малых городов и организацией сети с низкой концентрацией потребителей. Малая плотность абонентов означает увеличение стоимости прокладки кабелей от провайдера услуг до двери абонента.


Решить задачу снижения стоимости доступа могут беспроводные каналы связи. Хотя спор о том, какие каналы связи лучше – проводные или беспроводные, не утихнет никогда, беспроводка успешно соперничает с кабелем по цене прокладки «одного метра связи». Радиосвязь также всегда выигрывает в скорости разворачивания сети, быстроте подключения абонента и возможности его перемещения в пределах зоны радиопокрытия.


Несмотря на перечисленные преимущества, беспроводная связь многими интернет-провайдерами воспринимается как временный и скорее экзотический вариант предоставления услуг.


Попробуем развеять это предубеждение с помощью бизнес-примера построения беспроводной сети передачи данных для города с населением до 150 тыс. жителей.


Расходы, расходы и наконец доходы


В таком городе может насчитываться до 1000 средних и мелких предприятий. В это число входят и домашние офисы, индивидуальные предприниматели, а также крупные организации, создающие для себя резервные каналы связи. Как правило, таким пользователям достаточно канала связи пропускной способностью до 1 Мбит/с. Предположим, что разворачиваемая сеть должна охватить примерно треть потенциальной абонентской базы города, т.е. 340 клиентов, относящихся к категориям SMB, SOHO и частных пользователей.


В качестве оборудования для построения сети предлагается оборудование широкополосного беспроводного доступа компании Proxim Wireless – Tsunami MP.11, работающее в диапазоне частот 5,15–6,08 ГГц. Продукт состоит из базовой станции (5054-R) и абонентского устройства (5012 SUR).


Для покрытия среднего города площадью 50–70 км2 в зависимости от рельефа и плотности застройки может понадобиться от одной до трех базовых станций. В нашей бизнес-модели площадь города принимается равной 60 км2 и используется одна четырехсекторная базовая станция, устанавливаемая в центре города (фактически это так называемый сайт из четырех базовых станций на одной радиомачте). Каждый сектор может обслуживать до 85 абонентов на расстоянии до 5 км.


Построение сети начинается с разработки и утверждения проекта. Немалую часть организационной работы (и затрат) составляет согласование и выделение частотного спектра. Требуется также получить ряд согласований по размещению и электропитанию базовой станции. Необходимо заключить договор с оператором связи на предоставление магистрального канала и достичь соглашения с продавцами средств беспроводного широкополосного доступа и ядра сети об условиях поставок оборудования, его обслуживания и ремонта. Еще одна существенная часть проекта – организация технической службы и службы продаж. Однако предполагается, что проект реализуется компанией, имеющей опыт создания сетей, поэтому большинство перечисленных вопросов не будут для нее новыми. Проект не предусматривает крупных первоначальных капиталовложений (табл. 1) – кредит на сумму $40–50 тыс. малому бизнесу, в развитии которого сейчас заинтересовано правительство, получить вполне реально.


Предложив каналы связи со среднемесячным доходом от одного абонента (ARPU) $80, провайдер сможет окупить свои затраты через два с половиной года и к концу третьего года получить прибыль порядка $100 тыс. (см. рисунок).


Финансовые особенности проекта


Разумеется, все приведенные цифры лишь характеризуют ситуацию в целом, а реальные условия могут как сократить срок окупаемости проекта, так и увеличить его. Например, в модели стоимость подключения абонентов к сети была выбрана нулевой (табл. 2), несмотря на то что стоимость абонентского блока для оператора составляет $345. Однако такой подход позволяет пользователям безболезненно для своего бюджета протестировать качество предоставленных услуг, а оператору – привлечь колеблющихся в принятии решения клиентов. Но если компания пожелает взимать плату за подключение, то экономические показатели проекта, безусловно, улучшатся. Могут варьироваться и тарифные планы.


Для расчета окупаемости проекта немаловажный вопрос – налоговые вычеты. До достижения точки безубыточности компания не платит налог на прибыль (20%), но после этого момента он уже входит в состав затрат. НДС (18% с оборота) уплачивается во время всего периода работы сети в процессе реализации материальных средств и оказания услуг. Но поскольку после определенного периода НДС возвращается, то в приведенных расчетах эти затраты не учитываются.


Достоинства и недостатки малых городов


В случае построения сети в более крупном городе по сравнению с показанным в модели возврат инвестиций произойдет быстрее. Масштаб города со 150 тыс. жителей, вероятно, близок к тому минимуму, при котором разворачивание сети может принести отдачу без муниципальной или федеральной помощи. Вместе с тем рыночная ниша городов с населением до 800 тыс. человек слабо охвачена крупными операторами связи и интернет-провайдерами. Соответственно, для частного инвестора небольшие и средние города являются наиболее вероятными точками вложения капитала. Помимо этого в средних городах частотный ресурс относительно свободен, что позволяет реализовать беспроводной проект «с чистого листа», не деля спектр с несколькими операторами, которые невольно могут создавать друг другу помехи.


Следует подчеркнуть, что относительно высокие капитальные затраты на организацию сети некритичны для проекта. Большинство соинвесторов или банков (если берется заем) в первую очередь обращают внимание на операционную прибыль предприятия. Этот же показатель будет особенно важен и в случае перепродажи бизнеса.


В нашей бизнес-модели охват потенциальных клиентов выбран равным одной трети – это достаточно высокий показатель, хотя и не максимально возможный. Присутствие в городе двух или трех операторов связи будет означать для нового провайдера острую конкуренцию. Поэтому проработка проекта должна начинаться с изучения конкурентной среды и качества предоставления услуг связи действующими провайдерами. Но если в том или ином городе оператор связи всего один, то это хороший сигнал, свидетельствующий о возможности разворачивания альтернативного проекта. align="left">

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!