Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2006
Александра КРЫЛОВА  01 ноября 2006

MVNO: удастся ли использовать новые возможности для бизнеса?

В этом году конференция проводилась при активной поддержке Ассоциации 3G, которая изучила и обобщила международный опыт деятельности виртуальных операторов и внесла весомый вклад в дело внедрения концепции MVNO в умы российского телекоммуникационного сообщества, а также в разработку технических и правовых вопросов внедрения в России этой бизнес-модели.

Что диктует мировой опыт

Результаты исследований деятельности MVNO в России, проведенных Ассоциацией 3G, представил генеральный директор ООО «Народный мобильный телефон» В.Г. Шульга. По его словам, в разработке и организации опытной зоны виртуальной сети подвижной связи оператора типа MVNO, созданной в соответствии с постановлением секций № 1 и 7 НТС Мининформсвязи России от 22.02.05, приняло участие около двух десятков организаций, в том числе поставщиков оборудования и операторов подвижной связи.

В ходе этой работы был изучен зарубежный опыт регулирования деятельности MVNO и возможность его использования в России, а также рассмотрена возможность применения действующей в нашей стране нормативной правовой базы к деятельности оператора такого типа. Был всесторонне изучен очень волновавший регулятора вопрос об ответственности виртуального оператора перед абонентами в случае прекращения им своей деятельности, а также разработаны предложения по укреплению правового статуса операторов виртуальных сетей подвижной связи.

Анализ опыта регулирования деятельности MVNO более чем в 30 странах показал, что оно по большей части должно совпадать с регулированием деятельности «классических» операторов подвижных сетей и может отличаться, пожалуй, только в определении порядка подключения MVNO к сети базовых операторов. Стало ясно, что на первых порах не следует устанавливать принудительный порядок подключения MVNO. (В странах Северной Европы, таких как Норвегия, Дания и Ирландия, операторы сотовой связи обязаны подключать к своим сетям MVNO.)

Другой немаловажный результат исследования – утвердительный ответ на вопрос о применимости действующей в РФ нормативной правовой базы к деятельности оператора виртуальной сети подвижной связи, кстати, подтвержденный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России. Было доказано, что для нормативного правового обеспечения деятельности такого оператора с полной сетевой инфраструктурой (MSC, HLR, код MNC, биллинг и др.), коим стремится стать компания «Народный мобильный телефон», не требуется вносить никаких изменений или дополнений в действующие нормативные правовые акты, включая вступившие в силу с 1 января 2006 г.

Таким образом, юридических препятствий для выдачи MVNO лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в сети общего пользования нет.

Для обеспечения дополнительной защиты прав абонентов MVNO в договор о взаимодействии базового оператора и оператора виртуальной сети подвижной связи (ВСПС) предлагается включить следующий пункт: «В случае прекращения деятельности оператор ВСПС по согласованию с ФАС обеспечивает передачу своей номерной емкости базовому оператору, а последний берет на себя обязательства по дальнейшему обслуживанию операторов ВСПС. По мнению В.Г. Шульги, сигналом к началу деятельности операторов виртуальных сетей с полной сетевой инфраструктурой должен стать приказ Мининформсвязи России.

Когда MVNO обоснуются в России?

Продолжил разговор Д. Силяков, и.о. руководителя проекта MVNO компании «Евросеть», которая также претендует на роль виртуального оператора с полной сетевой инфраструктурой и уже имеет в своем активе разработку и организацию опытной зоны. Предпосылками появления MVNO в России он назвал насыщение сотового рынка, рост потребления дополнительных услуг, удорожание каналов сбыта для операторов мобильной связи и размывание их рекламного воздействия. Проведенный мобильными операторами ребрендинг Силяков сравнил со стрельбой из пушки по воробьям, имея в виду ограниченное количество россиян, до сих пор не охваченных услугами сотовой связи. По его мнению, на узких потребительских сегментах должны концентрироваться именно виртуальные мобильные операторы.

Компания «Евросеть» как нельзя лучше подходит на роль MVNO, поскольку ее основной бизнес позволяет учитывать специфические черты бизнеса виртуальных операторов с полной сетевой инфраструктурой – низкую доходность от основных услуг связи, высокие операционные издержки, необходимость формирования уникальных маркетинговых предложений для абонентов. Имея разветвленную сеть продаж (3200 салонов сотовой связи в 846 городах страны), «Евросеть» обладает широчайшими возможностями обслуживания абонентов, фокусирования на дополнительных услугах и т.д.

Д. Силяков обратился к присутствовавшим представителям регулирующего органа с предложением разработать документ, определяющий порядок взаимодействия базового оператора и MVNO с полной сетевой инфраструктурой, и подчеркнул, что «Евросеть» будет продолжать свои попытки в получении лицензии. Пока же эта компания в начале ноября планирует запустить совместный со СМАРТС проект, в котором она(по причине отсутствия лицензии) выступит в роли сервис-провайдера. В начале следующего года к нему добавятся еще один-два похожих проекта, реализованных на сетях сотовой связи региональных операторов.

Трудности вхождения в рынок

Роль и место, которые занимают операторы типа MVNO на мировом рынке сотовой связи, интересуют многих, поэтому обмен мнениями был оживленным. Так, президент Ассоциации-800 Ю.А. Домбровский привел данные об активно действующих и закрытых в 3-м квартале 2006 г. проектах MVNO как в Европе, так и в других регионах, которые свидетельствовали о том, что далеко не всегда бизнес виртуальных операторов оказывается успешным. Напротив, их появление и уход с рынка напоминают броуновское движение. В рассматриваемый период во всем мире насчитывалось более 300 MVNO, а прекратить свою деятельность вынужден был 41 виртуальный оператор.

Причиной неуспеха MVNO чаще всего становятся ошибки, допущенные при разработке стратегии развития, определении позиционирования на рынке и целевой аудитории. Причем в число неуспешных входят не только «толстые» MVNO (виртуальные операторы с полной сетевой инфраструктурой), но и «тонкие», например из числа известных потребительских брендов.

Тему «блеска и нищеты» MVNO последней категории раскрыл в своем выступлении аналитик «Коминфо Консалтинг» В. Слинько. Согласно приведенным им данным Piramid Research, большинство виртуальных операторов потребительского сегмента не приносят прибыли своим владельцам. Более того, суммарные убытки двух MVNO – Disney Mobile и Mobile ESPN, запущенных компанией Disney в начале 2006 г., по прогнозам аналитиков, составят к концу года $135 млн.

На пленарных заседаниях и в ходе панельной дискуссии высказывались сомнения в том, что выгоды от сотрудничества с MVNO могут перевесить риски, которые оно несет базовым операторам. Тем неожиданнее и интересней для участников конференции стало выступление Е. Луппова, председателя совета директоров SIA РМТ – виртуального оператора, делающего первые шаги на сотовом рынке Латвии. В этой прибалтийской стране, где уровень проникновения мобильной связи – 85%, на четырех базовых операторов приходится шесть виртуальных. Совокупная доля рынка последних – около 2%.

О лояльном отношении латвийского регулятора к MVNO свидетельствует тот факт, что с момента регистрации компании SIA РМТ в стране (март 2006 г.) и получения лицензии до выделения ей номерной емкости прошло два месяца. В сентябре компания запустила в коммерческую эксплуатацию на сети оператора «БИТЕ» услугу под брендом «5 +», которая ориентирована на русскоязычное население и представляет собой универсальный тариф для звонков как внутри, так и за пределы республики.

Не соперники, а партнеры

Подтверждение жизнеспособности концепции MVNO и взаимной выгоды, которую могут получить от нее базовые операторы, прозвучало от Е. Безродной, представлявшей департамент оптовых продаж T-Mobile International – оператора сотовой связи с абонентской базой 87 млн пользователей и доходом в 2005 г. 29,5 млрд евро. По словам Безродной, наличие в структуре такой крупной компании подразделения, которое занимается оптовой продажей сетевых ресурсов партнерам, предлагающим на этой основе мобильные сервисы конечным пользователям, наделяет ее бизнес особыми преимуществами.

В число партнеров T-Mobile (в Германии их 8, в Великобритании – 10) входят наиболее успешные европейские MVNO – традиционные сервис-провайдеры Debitel, Mobilcom, Easy Mobile, Klamobil, Carphone Warehouse и др. А поскольку оптовые продажи – это прибыльная часть бизнеса оператора, он не только постоянно совершенствует свои партнерские программы, но и поглядывает в сторону других рынков.

Для налаживания взаимоотношений с базовыми операторами европейские MVNO могут воспользоваться услугами поставщиков виртуальных мобильных сетей – MVNE (Mobile Virtual Network Enabler). Роль такой организации Д. Гуркин (Lucent Technologies) видит в предложении виртуальным операторам возможности снижения рисков путем субподряда на большинство задач по управлению бизнесом. Как правило, MVNE обладает компетенциями в области эксплуатационно-технического обслуживания инфраструктуры, включая платформы услуги и OSS/BSS, и представляет собой связующее звено между базовым сотовым и виртуальным операторами.

Обзор современной технологической базы для построения инфраструктуры MVNO сделал С. Серегин (Inline Technologies). Он детально проанализировал преимущества использования технологий доступа UMA и VCC, позволяющих виртуальным операторам уходить от прямой конкуренции с базовыми. Это особенно важно в условиях российского сотового рынка, где даже в самых узких нишах (например, в этнических группах) активно работают сами мобильные операторы, и предложить абонентам какую-либо услугу, еще не имеющуюся в их портфеле, прямо скажем, непросто.

***


В итоговый документ конференции вошли рекомендации, адресованные Мининформсвязи России, операторам сетей подвижной связи, будущим виртуальным операторам, компаниям-разработчикам контента, представителям деловых кругов и Ассоциации 3G. В частности, регулятору было рекомендовано выдать лицензии компаниям «Народный мобильный телефон» и «Евросеть» уже в 2006 г., сотовым операторам – оказать поддержку начинающим MVNO в виде разрешения использовать свои сети в качестве базовых. От того, какой отклик найдут эти пожелания, зависит и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!