Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2006
Лилия ПАВЛОВА  01 ноября 2006

Из жизни четвертого измерения Ватутинские посиделки-2006

Инфоком-рынок вне закона?

Возвращаясь к теме сдвига парадигмы (см. «ИКС» № 10'2005, с. 15; № 11'2005, с. 26), участники конференции еще раз отметили, что сегодняшний уровень развития технологий входит в противоречие с консервативным языком существующего законодательства. Так, нет нормативных документов для мультисервисных сетей (как не существует законодательного определения самого понятия); операторская деятельность лицензируется по видам услуг связи (а к какой услуге относится передача по Интернету ТВ-программы на мобильный телефон?); никак не регулируются взаимоотношения провайдеров услуг системных интеграторов, поставщиков и агрегаторов контента, виртуальных операторов (определений этих терминов тоже нет).

Характерно, что на 7-й конференции по развитию Интернета в России (19–21 сентября) о необходимости принципиальных изменений законодательства говорили традиционные связисты, занимавшие в свое время высокие посты в Минсвязи России. Так, А.Ю. Рокотян (в 1995–2000 гг. – начальник Управления электросвязи Минсвязи РФ, ныне – первый заместитель гендиректора ООО «Норильск-Телеком») заметил: «К сожалению, еще не все поняли, что сущность передачи речи в IP-сетях совсем не та, что в телефонии: в «классике» – это транспорт, а в мультисервисных сетях – одно из приложений, живущих поверх транспорта. Поэтому технологически нейтральное регулирование голосовых служб на уровне сети a'la телефония – нонсенс, и вредный» (см. также «ИКС» № 8'2006, с. 61–64).

Н.С. Мардер (в середине 90-х – первый замминистра связи России; ныне – завкафедрой инфокоммуникаций ИПК МТУСИ и советник гендиректора ОАО «Кросна»), подвергнув аргументированной критике существующую «раздельную» нормативную базу для электросвязи, ИТ, ТВ и РВ, высказал мысль о разработке адекватного реалиям инфокоммуникационного рынка законодательства – об инфокоммуникациях. Заметив, в частности, что существующие и готовящиеся к выходу правила оказания услуг разработаны по видам услуг и бессильны определить, к какому из них относится, например, связь между абонентом традиционной телефонной сети и пользователем Интернета. «Нужны единые правила оказания инфокоммуникационных услуг, – заключил бывший замминистра связи. – Даже если законодательное регулирование игнорирует логику технологического развития и новых отношений на рынке, смена парадигмы неизбежна. Но происходит она более болезненно и медленно».

В этом контексте диссонансом прозвучало сообщение нынешнего руководящего сотрудника Мининформсвязи, и.о. директора Департамента госполитики в области ИКТ Е.С. Васильева о том, что до конца этого года будет выпущен большой пакет документов, в частности «Правила оказания телематических услуг связи» и «Правила оказания услуг связи для целей телерадиовещания».

Комбинированные услуги не станут массовыми?

При всех недостатках законодательной базы разнообразные комбинированные услуги (Интернет + мобильная связь, Интернет + ТВ, мобильная связь + ТВ) уже осваиваются на российском рынке. Преуспел мобильный Интернет: по данным ComNews Research, в России сегодня свыше 15 млн GPRS-пользователей, что совсем неплохо в сравнении с 30 млн проводных. Но что это за пользование? По мнению главы «Яндекса» А.Ю. Воложа, применение мобильника для получения информации из Интернета полноценным пользованием не назовешь: «За рабочим столом я держу связь с Интернетом 12 часов в сутки, а с мобильного телефона заходил лишь пару раз на несколько минут – и на этом основании тоже вхожу в пресловутый процент пользователей мобильным Интернетом. Это же нишевая услуга».

Вообще, Аркадий Волож изложил любопытную теорию массовых и нишевых услуг. Вкратце: независимо от Интернета в человеческом сообществе сформировались три вида приложений – «карманные», «диваннокресельные» и «настольные». К первым относятся ключ, бумажник и записная книжка, которые мы всегда носим с собой благодаря их компактности. Полноправным членом этого семейства теперь стал и мобильник. «Диванно-кресельные» – для отдыха (стадионы, театры, консерватории, кинотеатры, чтение книг и др.), основными из них вот уже несколько десятилетий остаются телевизор и книга, предполагающие минимальную интерактивность. «Настольные» имеют прямое отношение к трудовой деятельности человека. На рабочем столе – приложения в виде бумаги, ручки, документов, телефона, требующие большой интерактивности. А сегодня обязательным атрибутом стал и компьютер.

По теории Воложа, мобильный телефон, телевизор и ПК можно назвать массовыми «приложениями», а все остальные – нишевыми, которые не будут широко востребованы. Это и смартфоны, которые неудобны и как мобильники (из-за громоздкости), и как компьютеры (из-за маленького экрана); это и мобильный Интернет с экраном в спичечную коробку, клавиатурой в полногтя и без «мышки»; это и «Интернет в телевизоре», «ТВ в компьютере», «ТВ по мобильному телефону»… Здравый смысл подсказывает, что все это может быть востребовано лишь от случая к случаю, при крайней необходимости.

Теория, конечно, разумная. Однако, по мнению А.Б. Кондакова («Наунет СП»), сегодня трудно предсказать завтрашние предпочтения. Может быть, если мобильники будут уметь проецировать картинку на стену, это даст мощный толчок развитию мобильного ТВ… Почему бы и нет? Ведь несколько лет назад мало кто предполагал, что в мобильной трубке разместятся фотоаппарат и видеокамера.

Новые этажи интернет-дома объединятся?

За 10 лет жизни российского Интернета его инфраструктура и специфичные игроки уже достаточно четко сформировались. Над этим базовым уровнем выстраиваются второй (приложения и сервисы) и третий (контент) «этажи» не менее, а то и более объемной индустрии. И если со вторым «этажом» все болееменее понятно (его строят программисты), то на территории контента действует неисчислимое количество поставщиков: пользователи Интернета; профессиональные структуры массмедиа; объемные архивы (энциклопедии, музыка, литература, фильмы, картографическая информация – более 80% накопленных человечеством знаний). Только на мобильный контент в 2005 г. российские абоненты потратили $315 млн.

Буквально в последние год-два начал формироваться четвертый «этаж», рекламный. По словам А.Ю. Воложа, в 2005 г. реклама принесла «Яндексу» $100 млн, а в этом году соберет, видимо, миллионов 200. И если на базовом уровне прогнозируется в скором времени «всего лишь» удвоить нынешние $1,2 млрд, то в области услуг запас роста огромен. Быстрорастущая индустрия сервисов, контента и рекламы нуждается в систематизации взаимоотношений ее участников как между собой, так и с операторами доступа. Похоже, назревает образованиеновой ассоциации, которая объединит основных игроков верхних уровней «интернет-дома» – поставщиков информсервисов, владельцев порталов, интернет-магазинов, рекламных агентств, дизайнеров… Такая ассоциация, по словам А.Ю. Воложа, должна разместиться на нейтральной территории, не отдавая предпочтения ни одному из образующих ее сообществ (программисты, журналисты, рекламщики), но иметь свое представительство в рамках АДЭ.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!