Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2009
Евгения ВОЛЫНКИНА  10 ноября 2009

ЦОД 2009 идет к потребителю

Еще два года назад спрос на услуги дата-центров был ажиотажным, что стимулировало активное строительство новых площадок. Стартовавшие тогда проекты – из тех, что устояли в кризис, – в последние полгода один за другим финишируют. Меняющаяся на глазах ситуация на рынке ЦОДов стала темой конференции «ЦОД 2009: Проектирование, построение, эксплуатация», организованной журналом «ИКС».

Об актуальности темы дата-центров для российского бизнеса говорили количество участников конференции и состав собравшихся специалистов. Честно говоря, такого большого сбора профессионалов видеть не приходилось уже давно.

Тренировка профессионализма. Кризис кризисом, но проектирование и строительство дата-центров продолжаются. Причем опыта создания ЦОДов набираются и строители, и заказчики. По свидетельству гендиректора «Ди Си квадрат» Александра Мартынюка, качество выполнения монтажных работ за последние два-три года заметно повысилось. Правда, российские дата-центры по-прежнему вписываются в здания, которые первоначально предназначались совсем для других целей. Но это обстоятельство предоставляет проектировщикам, системным интеграторам и строителям возможность проявить фантазию, знания и профессионализм в поиске нетривиальных инженерных решений. И такая ситуация неизбежна, поскольку подавляющее большинство клиентов и заказчиков интересуются ЦОДами, расположенными в пределах МКАД, где в лучшем случае можно найти здание бывшего завода или склада, а строительство дата-центра с нуля в чистом поле у нас пока экзотика.

Сейчас всех волнует сокращение затрат. При создании дата-центров они всегда немалые, но профессионалы предупреждают, что срок окупаемости ЦОДа определяется совокупной стоимостью владения, которая зависит не только от затрат на строительные работы и от выбора технического решения для инженерных систем, компьютерного и сетевого оборудования, но и от эксплуатационных расходов. Проектирование и строительство «правильного» дата-центра обойдется на 10–20% дороже «обычного», но затраты на его эксплуатацию будут отличаться настолько, что срок окупаемости проекта сократится почти вдвое. Такую оценку А. Мартынюка поддерживает гендиректор ADM Partnership Максим Иванов: «Любая ошибка на этапе проектирования обходится в сотни раз дороже на этапе эксплуатации». Но и эксплуатация тоже должна быть организована «правильно» и отвечать подробно расписанным процедурам и регламентам действий персонала в любых ситуациях. К сожалению, пока не все владельцы дата-центров имеют такие документы, не говоря уже о соответствующих тренировках сотрудников службы эксплуатации.

Сквозной SLA. Понимание того, что эксплуатацией дата-центров и предоставлением услуг ЦОДов должны заниматься профессионалы, у участников рынка уже есть. Модель аутсорсинга по идее позволяет потребителям этих услуг избавиться от непрофильной деятельности, избежать немалых капитальных вложений в строительство собственного ЦОДа и сократить затраты на персонал и эксплуатацию оборудования. Но выгоды такой экономии проявляются лишь при определенном уровне качества предоставляемых услуг и их адекватной цене. Пока же с гарантиями качества услуг ЦОДов у нас большие проблемы. Как заметил Вадим Ваньков, заместитель гендиректора ОАО «Комкор» по коммерческой деятельности, пресловутая одна семьсот двадцатая от абонентской платы за каждый час простоя клиентов уже не устраивает. Они хотят полноценной финансовой ответственности, зафиксированной в договоре об уровне обслуживания (SLA). Директор управления развития Stack Group Сергей Зайцев считает, что именно из-за отсутствия гарантий качества услуг у клиентов нет доверия к поставщику этих услуг, поэтому и развитие аутсорсинга пока тормозится. Он полагает, что SLA должен определять не отдельные компоненты услуг (стойки, температуру, каналы связи и т.д.), а должен быть сквозным, т.е. охватывать параметры инфраструктуры и телекоммуникаций, логистику, администрирование, мониторинг и т.д.

Понятно, что у разных клиентов разные потребности в уровне надежности дата-центра и предоставляемых им услуг. И чем сильнее бизнес клиента зависит от длительности простоя, тем более высокие требования к дата-центру он предъявляет. Чтобы удовлетворить разных клиентов, владельцы даже небольших ЦОДов проводят их сегментацию на блоки со стойками, рассчитанными на разные уровни энергопотребления, типы клиентов (телекоммуникационные компании, хостинг-провайдеры, корпоративные пользователи) и уровни обслуживания.

Пока большинство российских дата-центров соответствуют максимум уровню Tier II, причем их цены на стойкоместо заметно обгоняют европейские. Наши ЦОДы невелики по размерам: до сих пор нет ни одной площадки размером 10 тыс. м2 и больше, а спрос на такие дата-центры есть, особенно со стороны тех клиентов, которым нужно сразу 100–300 стоек с возможностью дальнейшего наращивания их числа на той же площадке. Кроме того, по словам Александра Теремецкого (ОАО «Вымпелком»), существует пока неудовлетворенный спрос на ЦОДы уровня Tier III и даже Tier IV. Он также полагает, что, если на рынке не появятся независимые инвесторы, бизнесом крупных дата-центров скоро займутся телекоммуникационные холдинги (их маржа от традиционных телеком-услуг снижается, и они ищут логичный способ диверсификации бизнеса). Причем на этом поле у них есть определенная фора по сравнению с другими владельцами ЦОДов. Так как в России отсутствуют объективные критерии оценки уровня дата-центра, то немалую роль играет имидж поставщика услуг ЦОДа. Как показывает практика, клиенты часто просто доверяют имени крупной телекоммуникационной компании и вместе с услугами связи берут у нее и услуги ЦОДа, даже если уровни самого дата-центра и SLA ниже, чем в каком-нибудь стороннем ЦОДе.

Больше ЦОДов – хороших и разных. Для компаний, акции которых котируются на зарубежных фондовых биржах, существуют определенные правила хранения данных, в которых оговаривается уровень надежности дата-центра. В России таких компаний немного и вряд ли в нынешних условиях их количество будет заметно увеличиваться, так что этот драйвер роста рынка услуг ЦОДов с высоким уровнем надежности пока не работает. Зато прослеживается противоположная тенденция – создание дешевых дата-центров с минимальным уровнем надежности и набором услуг. Профессионалы рынка этого, конечно же, не одобряют, но если бизнес клиента не требует большего, то в «правильный» ЦОД он не пойдет.

Стоит отметить, что, несмотря на кризис, инвесторы готовы вкладывать средства в строительство дата-центров. Об этом заявил на проходившем в рамках конференции круглом столе «Формирование рынка услуг ЦОД в России. Насколько способны существующие дата-центры удовлетворить текущие и будущие ожидания заказчиков?» представитель инвестиционного фонда Russia Partners. Время для этого подходящее: многие участники рынка считают, что проблем с площадками в Московском регионе сейчас нет, их даже переизбыток. Так что скоро можно ожидать смычку инвесторов с заказчиками, что должно дать мощный импульс развитию рынка дата-центров. Во всяком случае, владельцы дата-центров уже активно пошли навстречу клиентам: в Москве появились первые рекламные щиты с предложением услуг ЦОДа. К этому можно отнестись с иронией, но реклама – верный знак того, что рынок дата-центров из рынка продавца превращается в рынок потребителя.






align="left">
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!