Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2009
Евгения ВОЛЫНКИНА  10 ноября 2009

VSAT в ожидании летной погоды

Спутниковая связь с использованием технологии VSAT в России, имеющей огромную территорию и очень неравномерное распределение населения, по идее должна быть предметом первой необходимости. Однако по реальному ее распространению мы плетемся далеко позади тех стран, где население куда лучше российского обеспечено наземными средствами связи. На то есть целый ряд причин, и не все из них можно назвать объективными.

Справедливости ради стоит отметить, что еще три года назад в России работало около 6 тыс. VSAT, но в 2007 г. произошел резкий скачок, и их количество выросло втрое. В 2008–2009 гг. рост продолжился, но гораздо более спокойными темпами. В итоге сейчас в России установлено, по разным оценкам, от 34 тыс. до 40 тыс. VSAT-станций (тогда как в мире их, по данным Comsys, уже порядка 1,5 млн).

Спасибо школе

Прорыв в установке VSAT произошел благодаря необходимости подключения всех российских школ к Интернету в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и запущенному четыре года назад механизму универсального обслуживания.

Однако, не умаляя важности этих программ, надо признать, что их осуществление не привело к такому же кратному росту рынка услуг VSAT-связи. То, что школьники из дальних деревень получили благодаря VSAT доступ в Интернет, – замечательно, но школы и пункты коллективного доступа в Интернет – это не те клиенты, о которых мечтает оператор. Перечень и объем потребляемых ими услуг определяется федеральными или региональными властями в пределах соответствующей строки в бюджете, а затраты на обслуживание таких сетей немалые (по умолчанию считаем, что все стороны четко выполняют свои обязательства по контракту). Ведь устанавливались эти VSAT-станции действительно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, где наземной инфраструктуры для хотя бы относительно широкополосного доступа в Интернет попросту нет.

И все же проект интернетизации школ немало поспособствовал развитию рынка VSAT-связи хотя бы тем, что благодаря ему и очень сжатым срокам его выполнения регулятор принял долгожданное решение «об упрощении процедур частотного обеспечения и применения земных станций спутниковой связи технологии VSAT на территории Российской Федерации» (решение ГКРЧ от 26.02.2008 № 08-23-03-001), предусматривающее регистрацию пользовательских VSAT, работающих в определенных полосах частот через российские спутники типа «Экспресс» и «Ямал», без оформления разрешений на использование радиочастот. Конечно, к тому моменту по стране работало немало VSAT-станций без соответствующего оформления, но массовый запуск в «нелегальном» режиме терминалов, установленных по национальному проекту, был бы перебором даже для российской действительности. Поэтому все VSAT-операторы, даже если им и не довелось поучаствовать в этом проекте, в общем-то благодарны школьному Интернету, хотя и с оговорками.

Проблемы космических масштабов

Конечно, все участники VSAT-рынка понимали, что в условиях уже тогда имевшегося дефицита частотного ресурса на российских спутниках нужно ввести аналогичные послабления для VSAT-станций, работающих через иностранные спутники, и снизить заградительно высокие расценки на оформление для них разрешительной документации. В противном случае развитие VSAT-сетей в стране затормозится. Дальнейшие события подтвердили эти опасения: в мае 2008 г. начались крупные неполадки в работе спутника «Экспресс-АМ2», на котором работали школьные VSAT, и в марте 2009 г. он официально был признан вышедшим из строя, а запланированные на 2008 г. запуски двух новых спутников «Ямал-300» не состоялись. Последние стали предметом судебных разбирательств между их производителем РКК «Энергия» и заказчиком ОАО «Газпром космические системы», так что теперь их появления на орбите можно ожидать не раньше 2011 г. В том же 2011 г. должен быть запущен в позицию 80° в.д. тяжелый спутник «Экспресс-АМ4» с 28 транспондерами Ku-диапазона и двумя стволами Ka-диапазона), но его ввод в эксплуатацию, скорее всего, состоится лишь в 2012 г. На 2012 г. также запланирован запуск спутников «Экспресс-АМ5» (140° в.д.) и «Экспресс-АМ6» (53° в.д.).

Довершило пейзаж российского VSAT-рынка недавнее объявление ФГУП «Космическая связь» о повышении на 10% с 1 января 2010 г. стоимости аренды каналов на спутниках «Экспресс-АМ1», «Экспресс-АМ22», «Экспресс-МД1», «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ3». Все логично: спутник вышел из строя, клиенты его владельца понесли убытки, а владелец получил 1,1 млрд руб. страховки за аварию и теперь повышает цены на ресурсы оставшихся спутников. А что еще можно ожидать от компании, монополизм которой искусственно поддерживается регулятором?!

Российские VSAT-операторы уже давно говорят о том, что лоббирование российских спутников в условиях практически 100%-ной их загрузки не имеет смысла и является главным тормозом развития отрасли. Правда, около года назад заместитель министра связи и массовых коммуникаций Д. Северов, выступая на конференции операторов и пользователей спутниковой связи и вещания РФ, заявил, что министерство планирует упростить процедуру доступа к спутниковому ресурсу, в том числе при использовании зарубежных спутников. Письма с просьбами разрешить упрощенную регистрацию для зарубежных бортов хотя бы до ввода в эксплуатацию новых российских аппаратов отправили в Минкомсвязи уже несколько операторов. В ответ пока тишина, но, по непроверенным слухам, к концу этого года регулятор все-таки как-то облегчит жизнь российским VSAT-операторам.

Часть российских операторов уже работает через иностранные спутники, несмотря на высокую цену регистрации VSAT-станций. Скорее всего, их количество будет только увеличиваться. Тем более что в ноябре должен состояться запуск спутника Intelsat 15, который займет позицию 85,2° в.д. Шесть из его 22 транспондеров Ku-диапазона будут нацелены на Россию (два из них уже арендовал «РуСат»).

Стоимость аренды ресурса на зарубежных спутниках тоже немаленькая, поэтому операторы, в том числе российские, в последние годы активно занимаются технологиями повышения эффективности использования доступной полосы частот. Практически все наши операторы уже перешли (или завершают переход) на стандарт DVB-S2, который позволяет чуть ли не вдвое повысить коэффициент использования спектра по сравнению со стандартом DVB-S и автоматически подстраивать в реальном времени характеристики передаваемого сигнала в соответствии с погодными условиями на каждой VSAT-станции. Для этих же целей применяются различные схемы модуляции и кодирования, позволяющие статически или динамически адаптировать параметры передачи данных для разных VSAT-станций в зависимости от погодных условий в месте приема сигнала.

Туда, где поКа свободно

 А. ТРИФОНОВ-ЯКОВЛЕВ, «Московский телепорт»: Национальные проекты позволили технологии VSAT выйти из тени, стать известной не только узкому кругу специалистов и корпоративных пользователей.
Еще один способ преодоления дефицита спектра – освоение высокочастотного Ка-диапазона (18–30 ГГц). По сравнению с самым распространенным на VSAT-рынке Ku-диапазоном, он позволяет снизить себестоимость передачи данных в 8 раз. К тому же в этом диапазоне можно использовать менее мощные передатчики (0,5–1 Вт) и более компактные антенны диаметром 0,6–0,8 м, что особенно приветствуется частными пользователями. Для российского рынка Ка-диапазон хорош прежде всего тем, что он почти не занят. Но и российских спутников, имеющих стволы такого диапазона, пока нет. Первый появится не раньше 2011 г., это будет уже упомянутый «Экспресс-АМ4» с двумя Ка-транспондерами. На зарубежных спутниках Ка-диапазон представлен гораздо лучше. Более того, в 2010 г. Eutelsat планирует запустить спутник KA-SAT, на котором будут установлены 80 (!) Ка-транспондеров, а в 2011 г. на орбите должен появиться спутник ViaSat-1, тоже укомплектованный Ка-стволами. Последний, по заявлению компании ViaSat, должен произвести революцию в спутниковом интернет-доступе, так как общая пропускная способность его передатчиков составит целых 100 Гбит/с и благодаря этому цены должны упасть чуть ли не в 10 раз.

На двух спутниках серии «Экспресс-АМ», запуск которых назначен на 2012 г., будет уже по 12 Ка-транспондеров. Однако операторы пока даже не знают их параметров, т.е. их потребностями при проектировании спутников никто не интересуется, да и тенденциями мировой спутниковой связи тоже, а ведь для освоения нового диапазона надо построить соответствующую инфраструктуру и провести большую подготовку на земле. Российские операторы считают Ка-диапазон очень перспективным, но в нынешней ситуации трудно сказать, когда им удастся начать в нем работать.

 А. ГРИЦУК, Advantech Wireless: Считать ли 2007 г. годом реального развития VSAT-бизнеса как такового – еще большой вопрос. VSAT-бизнес – это все-таки операторский бизнес, а не бизнес производства оборудования для VSAT. Поэтому ближайшие годы, когда главным игроком на VSAT-рынке будет не государство, а бизнес, станут более показательными.
Открытие Ка-диапазона могло бы означать, что в России наконец-то появится более заметный слой частных пользователей VSAT. Сейчас их доля составляет 2–3% и особых предпосылок для ее увеличения нет. По подсчетам С. Пехтерева (см. «ИКС» № 2-3'2009, с. 51) затея с подключением к двусто-роннему спутниковому Интернету в Ku-диапазоне обходится российскому подданному в 190–200 тыс. руб. Да еще такое неудобство, как антенна диаметром 1,2–1,8 м, которую куда попало не поставишь. В местах, где спрос на VSAT-интернет должен быть максимальным (районы с отсутствующей наземной инфраструктурой), нет необходимого количества платежеспособных потенциальных пользователей. Ка-диапазон позволил бы значительно снизить расценки и, соответственно, планку платежеспособности, достаточной для приобщения к VSAT. Ка-диапазон не занят военными, поэтому регистрацию VSAT-станций, предназначенных для работы в нем, можно было бы проводить по заявительной процедуре за минимальные деньги. Более компактные размеры антенны для Ка-диапазона означают, что стоимость ее доставки и установки будет ниже, чем для Ku-диапазона. Дешевые тарифы на интернет-доступ, которые можно обеспечить с помощью спутника типа ViaSat-1, стимулировали бы быстрый рост абонентской базы, а с ростом спроса на VSAT-станции цены на них пошли бы вниз.

Осталось только дождаться всех упомянутых благ: разрешительной процедуры регистрации для VSAT, запуска новых спутников, открытия Ка-диапазона. И будет всем VSAT-счастье. Ждем-с.  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!