Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2009
Сергей ПЕХТЕРЕВ  10 ноября 2009

Рынок VSAT глазами старожила. Детство. Отрочество. Юность

Рынок VSAT в России, судя по тому, сколько он существует, еще очень молод и, как и полагается в молодости, его жизнь полна самых разных событий и даже приключений.

Сергей ПЕХТЕРЕВ, генеральный директор, «Сетьтелеком», канд. техн. наукАвтор статьи занимается спутниковой связью с использованием малогабаритных терминалов (VSAT) с 1993 г. и готов поделиться своим видением того, что было, что есть, и попытаться заглянуть в недалекое будущее этого рынка.

Счастливое детство

О времени и предпосылках рождения рынка VSAT в России мнение его участников практически единое. Стартовым рубежом можно считать 2003–2004 гг. Тогда ГКРЧ приняла Решение 04-03-02 от 6.12.2004 об упрощенной регистрации земной станции спутниковой связи (ЗССС) типа VSAT. Этот поистине революционный шаг в разы сократил сроки и, главное, стоимость получения разрешения на частоты. Официальный срок получения такого разрешения уменьшился со 180 до 45 дней, а стоимость проведения экспертизы на электромагнитную совместимость – с 45 тыс. руб. до почти 6 тыс. руб. Важно и то, что решение об упрощенной процедуре вывело VSAT в умах сотрудников службы надзора за связью в некую особую категорию, внимание к которой проверяющих всех уровней было ослаблено, ибо все осознали, что никакого вреда VSAT-станции другим радиоэлектронным средствам причинить не могут, а используемый ими диапазон не надо делить географически между разными операторами, как это было при «частотных войнах» у сотовиков...

Следующим импульсом явилось обновление российской спутниковой группировки – запуск ИСЗ «Ямал-200», «Экспресс-АМ1», «АМ2», «АМ11», «АМ22» с б'ольшим числом транспондеров Ku-диапазона с ЭИИМ (эквивалентной изотропно излучаемой мощностью) 48–49 дБВт, который позволил операторам спутниковых сетей начать массовое внедрение малогабаритных антенн диаметром 1,2 и 1,8 м вместо использовавшихся ранее 2,4-метровых антенн. Это существенно удешевило подключение к услуге за счет снижения цены антенны, ее доставки и монтажа.

Третьим фактором стало стремительное внедрение систем класса DVB-RCS, т.е. использующих стандарт DVB в прямом канале. Эра цифрового ТВ была в полном расцвете, цифровые приемники стремительно вытесняли аналоговые, масштабы производства DVB-компонентов во всем мире росли, а стоимость их резко снижалась. Еще в начале ХХI века типовым решением являлась ЗССС с антенной 2,4 м, передатчиком мощностью от 2 Вт и спутниковым модемом для выделенного канала типа SCPC. Стоимость такой станции превышала $20 тыс., а с учетом затрат на оформление частот – все $25 тыс. Естественно, в таких условиях появление VSAT от Hughes, ViaSat и Gilat ценой в $4 тыс. не могло не привести к буму.

Говоря о рубеже 2003–2004 гг. как о рождении VSAT-рынка, было бы несправедливо не сказать об операторах, начавших свой бизнес раньше. Упомянем только тех, кто использовал такие спутниковые станции, которые в 2004 г. с легкой руки ГКРЧ и стали относиться к VSAT, т.е. работающие в Ku-диапазоне, с антенной 2,4 м и передатчиком 2 Вт. Поскольку российские борты эры «до ”Экспресс-АМ”» не блистали высокой ЭИИМ, станции класса VSAT использовали только операторы, которые работали через иностранные ИСЗ, в первую очередь Intelsat-904 в позиции 60° в.д., NSS-703 (53° в.д.) и SESAT (36° в.д.). Наибольшим парком и опытом работы с такими терминалами обладали к тому времени «Бизнес Связь», «Московский Телепорт», «Эквант» (ныне Orange Business Services) и «Коминком» (ныне «Билайн Бизнес»). В отдельную группу можно объединить операторов, закупивших и развернувших первые так называемые хабовые сети, т.е. сети, которые построены по топологии «звезда» и используют малогабаритные и дешевые абонентские терминалы, предназначенные для предоставления услуг передачи данных. К ним можно отнести «Айпинэт» с хабом PES производства Hughes под спутник SESAT, «РуСат» с хабом LinkStar производства ViaSat под Intelsat-904 и «СТЭК.КОМ», развернувший в 2003 г. хаб SkyStar от Gilat под «Экспресс-АМ1». Эти три компании можно назвать пионерами хабовых технологий в России, которые создали сети, ориентированные на подключение сотен и тысяч клиентов. Главное, что мешало массовым продажам, – крайне дорогая и долгая процедура получения разрешения на частоты для абонентского терминала.

В 2003 г. уже было известно, что готовится Решение ГКРЧ об упрощенной процедуре. До сих пор спорят, кто был отцом данного документа, вышедшего из стен НИИ радио. Как известно, у победы много отцов, но существенная роль «Газкома» (ныне «Газпром космические системы») неоспорима. По рынку пошла волна, и на рубеже 2004 г. появилось несколько проектов, среди которых наиболее громким можно назвать проект SPIN компании Race Telecom, стартовавший на платформе ViaSat LinkStar под ИСЗ «Экспресс-АМ22» и планируемым вторым лучом на «Экспресс-АМ11», чтобы обеспечить почти полное покрытие России. Также на LinkStar заработал проект HeliosNet компании «ВебМедиаСервисез». Весной 2004 г. тендер на закупку хаба провела «Сетьтелеком», начавшая затем работу под торговой маркой AltegroSky. Компания остановила свой выбор на платформе DirecWay с совсем новыми на тот момент терминалами DW6000.

Далее сети VSAT начали расти как грибы после дождя, и в 2005 г. их стало около 30. Не все они были операторскими, часть из них предназначалась для обслуживания технологических нужд компаний-акционеров.

В 2005–2006 гг. операторский бизнес был весьма благодарным делом. Установившаяся в результате некоего консенсуса цена $4 тыс. на VSAT с антенной 1,2 м была просто сказочной для клиентов, привыкших платить за собственную станцию спутниковой связи по $20 тыс. и более. Тарифы на трафик их тоже не пугали. VSAT-операторы ввели модель с оплатой трафика, и теперь, в отличие от выделенного канала, когда за какие-то 64 кбит/с надо было платить $2–3 тыс. в месяц, появилась возможность получить мегабитные скорости за $300–500 в месяц. Тогда же произошла «дедолларизация» рынка, который до этого номинировал и оборудование, и тарифы на сервис только в американской валюте.

Конкуренции в 2004–2006 гг. практически не было. Случаи, когда у одного заказчика сталкивались три и более операторов, можно было перечесть по пальцам. Емкости на спутниках было еще достаточно, и операторы могли спокойно расширять арендуемую полосу. В общем, сейчас этот период кажется беззаботным и безоблачным.

Беспокойное отрочество

Первый звонок о том, что счастье не может быть вечным, прозвучал 29 марта 2006 г., когда вышел из строя «Экспресс-АМ11». Борт был новым, и на нем работал ограниченный круг VSAT-операторов, в частности «ВебМедиаСервисез». Авария стала для него сильным ударом, но сеть его станций была еще небольшой и нашлась возможность перейти на другой ИСЗ «Экспресс-АМ2», который по своим параметрам и зоне освещения ничем не уступал погибшему спутнику.

К концу 2006 г. в стране работали более 10 коммерческих операторов и было установлено порядка 6 тыс. терминалов. 2007 год полностью изменил ландшафт рынка VSAT. В 2007 г. стартовали две государственные программы: нацпроект «Образование», в рамках которого почти 6 тыс. школ были подключены к Интернету с помощью VSAT, и реализация универсального обслуживания, потребовавшая установления около 10 тыс. VSAT-терминалов для обеспечения работы таксофонов и пунктов коллективного доступа (см. рисунок). Так как тендер на проект «Образование» выиграл «РТКомм.РУ», входивший тогда в группу «Синтерра», то весь подряд на организацию спутниковых каналов был отдан еще одной ее «дочке» – компании «Глобал-Телепорт», созданной именно под этот проект. «Глобал-Телепорт» занялся также установкой VSAT в МРК «Связьинвеста» для организации универсальных услуг связи.

За год рынок вырос практически в 3 раза. Появился еще один игрок из госсектора –«Уралсвязьинформ», а КБ «Искра», активно работающее в Сибирском ФО, перешло рубеж в 2 тыс. станций (см. таблицу). Операторы и производители строили радужные планы на 2008 г. Намечались новые госпрограммы, да и корпоративный сектор, особенно реформируемая энергетика, активно использовали VSAT. В части разрешительных документов произошел еще один долгожданный прорыв. Роспотребнадзор отменил санпаспорта для VSAT, а ГКРЧ приняла решение, позволяющее для определенных диапазонов частот на российских ИСЗ вообще не получать разрешения на частоты, а сразу регистрировать VSAT. Но летом 2008 г. безмятежная жизнь закончилась.

Трудная юность

В ходе смены кабинета министров в мае 2008 г. поменялось руководство Мининформсвязи и ГПКС, после чего в очередной раз реформировали министерство и многострадальный связьнадзор. Летом 2008 г. произошел конфликт на Кавказе, ухудшивший инвестиционный климат в стране, а в сентябре начался мировой финансовый кризис, плавно перешедший в экономический. Практически все крупные проекты в корпоративном секторе замерли, начались отказы от сервиса, сокращение расходов, выбивание отсрочек платежей и т.п. Доллар, рванувший к забытому было рубежу в 30 руб., а потом и к 35 руб., перекроил экономику операторов, вынужденных либо поднимать цены на оборудование (впервые за пять лет), либо существенно снижать свою прибыль, надеясь на доход от услуг при новых подключениях. Проценты по уже взятым банковским кредитам перехлестнули 20%, причем кредиты стало можно только погашать, но не брать. В конце года ряд VSAT-операторов сократил персонал и зарплаты тем сотрудникам, кому повезло остаться.

На орбите все было так же печально. ГПКС в очередной раз подняло тарифы на несколько процентов. РКК «Энергия» окончательно сорвала планировавшийся на конец 2008 г. запуск двух новых «Ямалов-300». В июне 2008 г. отказал «КазСат-1» и его операторы мигом вымели ресурс с только что запущенного «Экспресса-АМ33». Произошла авария системы энергообеспечения на «Экспрессе-АМ2», расположенного в ключевой для России позиции 80° в.д. и обеспечивавшего ресурсом почти 9 тыс. терминалов (практически треть рынка). По сравнению с аварией «АМ11» в 2006 г. все оказалось намного хуже. Борт был заполнен почти под завязку, а рядом не было никакого «дублера» с похожей зоной освещения. Для полноценной замены «АМ2» оператору пришлось бы арендовать емкость одновременно на Intelsat-904, «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ3» (только на них в этот момент можно было найти хоть какую-то емкость). Начавшаяся осенью 2008 г. эпопея «Eutelsat спешит на помощь “АМ2”» дала пищу для шумихи, но закончилась ничем, так как у Eutelsat тоже возникла масса проблем из-за аварии при летных испытаниях свежезапущенного Eutelsat W2M и переноса запуска Eutelsat W7 на конец 2009 г.

Катастрофа на орбите пробила огромные бреши в бюджете VSAT-операторов, работавших под «АМ2». Среди них «Глобал-Телепорт», «ВебМедиаСервисез», КБ «Искра», «Телепорт-Сервис», «Дозор-Телепорт», «Ройлком» и др. У многих парадигма развития съежилась с «как захватить больше рынка» до «как выжить». Большая часть операторов, не входящих в крупные холдинги, финансируется их акционерами. В условиях кризиса, когда доступ к банковским кредитам сильно усложнился, акционеры начали думать о том, не избавиться ли от VSAT-бизнеса вообще. Но задача постановки запятой в предложении «Продать нельзя развивать» оказалась крайне сложной. Деньги, инвестированные акционерами в своих операторов (как правило, $5–8 млн), нельзя было вернуть даже с дисконтом в 20–30%, не говоря уже о прибыли. В результате пока из бизнеса вышел только «Саттел», продавший «Сетьтелекому» свою небольшую сеть на оборудовании Hughes. Остальные «проблемные» операторы, стиснув зубы и получив недвусмысленные пожелания своих акционеров, продолжают борьбу за место под солнцем.

Однако неудачи преследовали не всех операторов. Больше других повезло тем, кто работал под «Ямалом» и иными, не затронутыми проблемами бортами, прежде всего «Сетьтелекому» и «РуСату». Большая диверсифицированная абонентская база позволила им пережить кризис с значительно меньшими потерями, а «Сетьтелекому» даже расширить бизнес за счет покупки сети у «Саттела». В выигрыше оказался и «СТЭК.КОМ», так как в его сеть перешла часть станций «Телепорт-Сервиса», ранее работавших на той же платформе Gilat, но под спутником «Экспресс-АМ2».

К осени 2009 г. ситуация в целом стабилизировалась. Почти все операторы привели свой баланс операционных доходов и расходов к нулевой или положительной отметке. В ход шло все – сокращение персонала, прекращение пышных маркетинговых и рекламных кампаний, смена офисов на менее дорогие, повышение цен для клиентов и даже отказ от неиспользуемого космического ресурса. Особняком от этих болезненных мер стоят шаги, предпринятые лидерами рынка для увеличения рентабельности сервиса, а именно переход на использование стандарта DVB-S2 в комбинации с адаптивной кодовой модуляцией (АСМ). Это позволяет на 30% (а иногда и больше) повысить отдачу от 1 кГц спектра.

На небесном горизонте тоже наступила некая ясность, правда, пока только в потенции. Все спутниковые операторы (а не только VSATовские), затаив дыхание, ждут ближайших запусков «иностранцев»: Intelsat-15 в новую для рынка России позицию 85° в.д. и Eutelsat-W7, который заменит сразу два борта – телевизионный Eutelsat-W4 и связной SESAT в суперпозиции 36° в.д. После этих запусков должна будет произойти замена трудяги NSS-703 в позиции 57° в.д. спутником NSS-8, которая планировалась еще на 2007 г., но была отложена из-за аварии ракеты. NSS-703 обслуживает в первую очередь рынок Казахстана, однако на нем работают и крупные российские операторы, такие как «Голден Телеком» (ныне «Билайн Бизнес») и Orange Business Services. Замена NSS-703 станет главным событием 2010 г., а с 2011 г. на российских VSAT-операторов космический сегмент, похоже, посыплется как из рога изобилия. Прежде всего это, конечно, «Экспресс-АМ4» – первый российский тяжелый спутник с 63 транспондерами, причем два из них – впервые для нас в Ka-диапазоне. Его место на орбите – ключевая для России позиция 80° в.д. Чуть позже должен попасть на орбиту в позицию 90° в.д. созданный ОАО «ИСС» им. Решетнева «Ямал-300К». Завершат этот праздник жизни в 2012 г. запуски двух новых тяжелых «Экспрессов» – «АМ5» и «АМ6» – в позиции 53° в.д. и 140° в.д. соответственно. И только тогда трудная юность российских VSAT-операторов перейдет в зрелый возраст.

Годы взросления – мечты и надежды

До обновления российской орбитальной группировки, которое, по всем прогнозам российских и мировых экономистов, совпадет по времени с окончанием мирового экономического кризиса, никаких особо важных событий на российском VSAT-рынке не предвидится. Кто-то из операторов, возможно, будет продан или присоединен к более сильному, какая-то клиентская база перейдет от одного оператору к другому, кому-то удастся поднять 1–2–3 проекта на 300–500 терминалов, но в целом никаких прорывов уровня 2007 г. не произойдет. На «бумажном поле» продолжится борьба VSAT-операторов за признание за «иностранцами» права на упрощенную процедуру регистрации, однако при нынешнем курсе «опоры на российского производителя» вероятность успеха не очень высока. Спутниковые операторы, предоставляющие VSAT-сервис как магистральный канал в Интернет, будут отступать под натиском наземных сетей, включая WiMAX, из городов европейской части России к Тихому океану. На Дальнем Востоке шансы противостоять «наземщикам» выше. Высвободившийся под натиском ВОЛС сегмент будет использоваться для организации связи в сельской местности, в населенных пунктах с числом жителей менее 100 тыс. человек и для корпоративного рынка на просторах Сибири и Дальнего Востока, где спутнику пока нет альтернативы. Частичное облегчение ситуации связано с запуском в ближайшие полгода трех зарубежных ИСЗ (см. выше). Самый интересный, безусловно, Intelsat-15 (85° в.д.), так как его зона освещения очень близка к «Экспрессу-АМ2» и «Ямалу-200», т.е. он охватит всю Россию. Отсутствие упрощенной процедуры регистрации VSAT для иностранных спутников не позволит интенсивно развивать VSAT-сервис, однако появление новой емкости привлечет телевизионщиков и операторов магистральных каналов и теоретически даст возможность высвободить на российских бортах часть емкости, пригодной для VSAT-сетей.

Принципиально картина на VSAT-рынке может измениться только в 2012 г., когда на орбите появятся новые российские тяжелые ИСЗ «Экспресс-АМ4», «АМ5» и «АМ6» и, может быть, «Ямалы-400». Главное, что помимо свободной емкости принесут новые борты, это лучшая энергетика с ЭИИМ в районе 51 дБВт. Она позволит перейти на массовое использование антенн диаметром 0,9–1 м. Это снизит стоимость оборудования (40% цены антенны – это доставка и таможенные платежи) и его установки как минимум на 50%, приблизив ее к стоимости установки спутникового ТВ. Если к этому времени будет облегчен доступ к кредитам, то кто-нибудь из операторов может рискнуть и существенно снизить цены на сервис и оборудование или начать предоставлять его в рассрочку в ожидании стремительного роста своей абонентской базы.

  


Итожим: VSAT-рынок жив, его ожидает весьма интересное будущее, поэтому никому – ни производителям, ни операторам, ни абонентам – скучно не будет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!