Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2009
Виталий СЛИЗЕНЬ  08 декабря 2009

Hot-choice, или Выбор по Салтыкову-Щедрину?

Виталий СЛИЗЕНЬ, гендиректор национального оператора связи «Синтерра», в 2004–2006 гг. возглавлял Департамент госполитики в области ИКТ Мининформсвязи России. Главным итогом его работы в отраслевом министерстве эксперты называют подготовку подзаконных актов, позволивших в 2006 г. начать либерализацию рынка дальней связи. В интервью «ИКС» он подвел некоторые итоги этого 4-летнего этапа.

Виталий СЛИЗЕНЬ, гендиректор «Синтерра»– Демонополизация рынка дальней связи была непростым процессом, многогранным, потребовавшим большой предварительной научной проработки. В результате он вылился в целый ряд нормативных правовых актов и последующие действия регулятора, повлиявшие как на рынок, так и на его игроков. Как можно заметить, ландшафт МГ/МН-рынка изменился. Раньше был единственный оператор, легально оказывавший услуги дальней связи, и множество «серых» операторов, ведь тогда не был урегулирован вопрос с IP-телефонией (так называемыми карточными платформами образца 2004–2005 гг.). Сегодня же работает много операторов – лицензированных, признанных государством, платящих налоги, ведущих прозрачный бизнес. Это явный плюс.

Есть и минусы. Во-первых, темпы выхода «из тени» явно не те, что предполагались изначально, но здесь уже по Салтыкову-Щедрину: «строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения». Но значительно важнее другое: демонополизацию рынка дальней связи в полном объеме ощутили жители всего нескольких регионов. Hot-choice – то, ради чего все и делалось, – ввели только там, где проявили инициативу главы регионов или руководители местных компаний электросвязи. Воспользоваться преимуществами демонополизации повсеместно гражданам не позволяет недоурегулированность этого вопроса.

– Как его доурегулировать?

– В министерстве с весны 2008 г. подготовлены изменения к «Правилам оказания услуг телефонной связи». Они предполагают, что гражданам, чтобы перейти в режим hot-choice, не нужно будет лично приходить на узел связи с заявлением; также правила устанавливают для местного оператора жесткий срок перевода абонента на hot-choice. Все было подготовлено еще полтора года назад, но ничего не происходит.

– Нынешняя система 2-значных кодов не позволяет новым игрокам выйти на рынок. Изменит ли ситуацию введение 4-значных кодов?

– В 2006 г., когда принимался пакет законов по либерализации рынка дальней связи, было прописано, что с 1 января 2009 г. мы переходим на общемировые принципы набора: при междугородных звонках вместо 8 и кода города оператора – набирать 0 и единый 2-значный код оператора, при международных звонках вместо 8-10 и международного кода оператора – набирать 00 и 2-значный код оператора. При переходе на 0-00 отпадает необходимость назначения операторам двух пар префиксов, соответственно количество операторов, каждому из которых присваивался единый код выбора для МГ/МН-связи, автоматически должно было увеличиться до 20.

Есть еще один аспект, связанный с 4-значными префиксами: при их введении как минимум 25% населения, или 30 млн человек, не смогут пользоваться hot-choice потому, что разрядность регистров телефонных станций устаревшего образца меньше количества цифр в наборе. Поэтому параллельно будут существовать две системы набора: та, что есть сейчас, и новая, четырехзначная. Согласитесь, не самый удобный вариант для абонента.

Приказ о 4-значных кодах является промежуточным, он позволяет операторам местной связи отложить переоборудование своих сетей и ввод режима hot-choice до 2013 г. Поэтому хотя количество операторов дальней связи увеличится, но на массовый рынок они выйти не смогут, а у граждан по-прежнему не будет возможности воспользоваться своим правом выбора оператора при каждом междугородном звонке. К сожалению, нормативные акты не выполняются, хотя я думаю, что пусть и с нарушением сроков, но мы перейдем к этой модели.  икс 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!