Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2007
С.В. РУДЬ  01 апреля 2007

Вход на рынок ИЗ открыт для любой компании

Вход на рынок ИЗ  потребует от компании крупных вложений, предупреждает С.В. РУДЬ, управляющий директор «АРМОГрупп». И еще: готова ли ИТ-компания, нацелившаяся на нишу комплексного оснащения интеллектуальных зданий, снизойти до таких «мелочей», как газосварка, водопровод, канализация?

Просчитать экономию просто

– Можно ли говорить об окупаемости ИЗ?

– Следует говорить об окупаемости не самого здания (это вопрос его коммерческой эксплуатации), а интеллектуальной надстройки: за сколько лет можно вернуть деньги, вложенные в повышение энергоэффективности, экологичности и систему диспетчеризации. Подсчитать довольно просто: сколько энергии будет потреблять здание без энергоэффективной технологии и во сколько обойдется система, позволяющая, например, отключать ненужные энергоресурсы в ночное время или оптимизировать режим работы системы вентиляции при изменении температуры на улице. И тогда можно сказать, что, потратив на высокоавтоматизированные системы дополнительно 10% от общей стоимости инженерных систем, мы столько-то сэкономили на энергетике, столько-то на эксплуатации – за счет сокращения численности персонала, неплановых ремонтов и т.д.

– «Умных домов» намного меньше, чем интеллектуальных зданий. Сколько стоит интеллект частного и корпоративного владения?

– Интеллектуальная надстройка делового центра окупается через 3–5 лет только за счет экономии на коммунальных платежах (потом вообще сплошная экономия) – «ум» коттеджа дороже. Причина в масштабах: если система управления в здании, например, площадью 15 тыс. кв. м стоимостью от $1000 за 1 кв. м обойдется в $30–50 «за квадрат», то в коттедже площадью 300–400 кв. м – в 3–5 раз дороже (разумеется, на квадратный метр).

– Так ли необходимы все эти дорогостоящие высокоавтоматизированные системы?

– Во-первых, это возможность значительно сократить расходы на эксплуатацию и ремонт оборудования в течение жизненного цикла здания, поскольку контрольные функции переходят к автоматике, а значит, снижается роль человеческого фактора. Кроме того, исключается необходимость серьезного ремонта или замены вышедшего из строя дорогостоящего оборудования – это 10–20% его первоначальной стоимости.

Во-вторых, за счет применения энергосберегающего оборудования и интеллектуальных систем управления инженерией здания коммунальные платежи снижаются на 15–30%. Так, для столичного бизнес-центра площадью около 50 тыс. кв. м ежегодные коммунальные расходы (электроснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение и др.) составляют в среднем около $100 на 1 кв. м общей площади. Нетрудно посчитать среднюю экономию на эксплуатацию такого бизнес-центра – миллион долларов в год.

В-третьих, в таком здании созданы комфортные и безопасные условия труда для сотрудников, автоматика подстраивает режимы работы оборудования под привычки людей – все это повышает престиж компании.

– И насколько велика в ИЗ имиджевая составляющая?

– Яркий пример того, что ИЗ строят не из-за имиджа, а из-за денег, – административное здание ОАО «РЖД» на Каланчевке. В Москве «вписаться» в энергетические лимиты, которые муниципальные власти предоставляют собственнику здания, особенно если оно расположено в центре, трудно, и отведенной мощности хватало только на половину здания. Установка энергосберегающих систем и системы диспетчеризации позволила обойтись без строительства новой электрической подстанции – а это около $4 млн. Причем энергоэффективность привлекательна не только для собственника здания, но и для инфраструктуры города: в данном случае РЖД не пришлось запрашивать у Мосэнерго дополнительных мощностей.

Интеграция всего и управление всем

– Какова доля «АРМО» на этом рынке?

– «АРМО-Групп» специализируется на комплексной автоматизации крупных деловых зданий: бизнес-центры, офисные здания, гостиницы и другие коммерческие объекты. По нашим оценкам, мы имеем долю примерно 15–20%. В сегменте высокоавтоматизированных коттеджей мы пока не работаем-

– А нишевые решения присутствуют в вашем портфеле?

– Невозможно делать комплексные решения без знания, например, СКС. Мы работаем по всем направлениям, и у нас есть свои сертифицированные специалисты (например, по оборудованию Cisco), имеющие опыт инсталляции СКС. ИТ-решения используются в любой системе автоматизации – вентиляции, пожарной сигнализации, безопасности, и мы сами выполняем технические проекты и устанавливаем эту автоматику. «Кусочки» в разных компаниях не заказываем.

– У «АРМО» есть специалисты практически по всем системам?

– Самостоятельно мы разрабатываем и инсталлируем все ключевые компоненты инженерно-технического комплекса здания, наиболее важные для заказчика (например, системы электроснабжения, BMS, СКС и др.). Если же речь идет о крупном проекте и невозможно все сделать своими руками, привлекаем субподрядчиков. И вообще, тенденция инженерного бизнеса в Москве – это создание управляющей компании и структуры субподрядчиков. Она может быть наполовину собственной и наполовину состоять из привлеченных специалистов. Мы создаем концептуальные решения, поскольку нам предстоит делать эту систему, отвечать за интеграцию всего и управлять всем.

У нас есть один лозунг: никогда не экспериментировать над клиентом. Из этого не следует, что мы не продвигаем новые технологии. Наоборот, мы используем все новое, что есть на нашем рынке, но перед внедрением тщательно тестируем оборудование на стендах. Мы прагматики – всегда реализуем только апробированные решения.

– Специалистов хватает?

– С 20 человек в 2000 г. мы выросли до 350. Нам нужны и высококвалифицированные рабочие, и инженеры, и проектировщики, и управленцы – их вроде много, но настоящих руководителей, которым можно доверить крупный проект стоимостью в десятки миллионов долларов, найти очень трудно. Все готовы исполнять. Тех же, кто, имея реальный бюджет, логистику, офис и команду, может всем этим грамотно распоряжаться, мало.

Айтишники «кусочничают»

– С кем конкурирует «АРМО»?

– Могу назвать компании, с которыми пересекались в тендерах. Из отечественных это «Модуль», «ЭкоПрог», а также группа российских интеграторов, использующих в своих проектах оборудование Honeywell или Siemens. Но рынок на подъеме, и конфликтных ситуаций пока не возникало. Если мы проигрываем – спокойно уходим, потому что впереди еще пять тендеров. Может, поэтому не очень хорошо знаем всех своих конкурентов.

– А когда рынок станет высококонкурентным?

– Если в стране все будет развиваться сегодняшними темпами и быстрее, то в Москве это произойдет лет через 10–15, а потом центр тяжести переместится в регионы.

– С ИТ-компаниями сотрудничаете?

– Большие компании мы не привлекаем: им неинтересны наши «маленькие» проекты. С точки зрения инфраструктуры здания мы сами все это можем сделать. Иногда заказчик отделяет ИТ-составляющую от всего остального – я считаю, что это не всегда разумно, поскольку инфраструктура здания должна быть единой.

Обычно ИТ компании имеют дело с клиентами, уже обосновавшимися в здании, а мы работаем с объектами, которые еще только строятся, создаем инфраструктуру для этого объекта.

– Какие ниши на этом рынке они могут занять?

– За последние лет восемь со стороны крупных ИТ-компаний было заметно движение в направлении «автоматизация зданий». Но конкретных объектов мы пока не видели. Как мне кажется, этим бизнесом может заниматься любая компания – хоть «Газпром». Но это должен быть отдельный бизнес. Внутри ИТ-компании он существовать не может. И плюс инвестиции. Мы очень много денег вкладываем в своих инженеров и экспертов, чтобы иметь специалистов практически по всем техническим системам: направляем людей в учебные центры ведущих мировых производителей, ведь в ИЗ огромное количество оборудования – более 50 систем. И наша задача – чтобы все это работало.

– А как вы оцениваете шансы ИТ-компаний в сегменте комплексных проектов ИЗ?

– Сегодня есть некое ощущение синергии ИТ и технологий высокоавтоматизированных зданий. Однако ключ к интеллектуальному зданию – в управлении процессом инсталляции всех этих систем: вентиляции, кондиционирования, канализации, дренажной системы… И если ИТ-компания готова параллельно с автоматизацией заниматься, например, водопроводными или канализационными трубами, то вход на этот рынок для нее открыт. Если же говорить только о части интеллектуальной надстройки, то это общие знания: любой инженер разберется в контроллерах и программах. Сегодняшнему заказчику нужна комплексная услуга «проектирование–управление инсталляцией инженерных систем».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!