Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
Александра КРЫЛОВА  01 мая 2007

Контент-провайдеры готовят 3G-сервисы

С каким набором сервисов нужно выходить к первым абонентам сетей 3-го поколения? Какие изменения в сложившейся схеме взаимодействия участников рынка потребуются для их предоставления? Как сделать их сотрудничество взаимовыгодным?

Эти вопросы были в центре внимания III международного саммита Wireless Content & 3G-2007, участие в котором приняли ведущие контент- и сервиспровайдеры, операторы сотовой связи, поставщики сетевого и терминального оборудования.

По данным UMTS Forum, за шесть лет своего существования сети 3G привлекли по всему миру более 100 млн пользователей, причем около 45 млн из них – жители Европы. Что побуждает каждый месяц 3 млн человек пополнять ряды абонентов сетей UMTS? Ответ на этот вопрос у российских поставщиков мобильного контента не вызывает сомнений. Конечно, 3G-сервисы.

«Услуги, бывшие дополнительными в сетях 2- и 2,5G, становятся основными в сетях 3-го поколения», – убежден К. Петров, управляющий директор компании i-Free, чья презентация на саммите преследовала цель найти и обозначить подходы к развитию инфраструктуры услуг в 3G-сетях.

В качестве примера компании, сумевшей убедить абонентов GSM стать пользователями UMTS-сервисов, К. Петров назвал международного оператора «3». Запустив свой бренд в 2003 г., этот оператор начал предлагать услуги мобильного ТВ, навигации и музыки по запросу. Агрессивная рекламная политика, наличие собственной сети продаж, а также интегрированного портала, попасть на который абоненты могут переходом по одной ссылке, – вот факторы, которые способствовали его успеху.

Уроки 2G

При создании инфраструктуры услуг для сетей нового поколения и операторы, и контент-провайдеры должны учитывать уроки, полученные в сетях 2G. Как считает К. Петров, для предложения и продаж контента нужно использовать все возможные модели, как портальные (on-portal), так и внепортальные (off-portal). При этом наиболее выгодным для оператора будет сосуществование в его сети услуг, предоставляемых от его имени и под его брендом, и сервисов внешних поставщиков. Например, телефоны с предустановленными настройками на услуги сети оператора существенно облегчают доступ к ним абонентов, а значит, повышает доходность его бизнеса.

Поскольку в сетях 3-го поколения расширяются возможности оператора в области мобильного маркетинга и рекламы, ему придется взять на себя заботу о защите абонентов от спама. Для этого потребуется создать механизм подтверждения абонентами получения рассылок, списания средств с их счета и встроить его в соглашения о протоколе сотрудничества (Collaboration Protocol Agreement, CPA).

Еще одна группа задач, которую придется решать при переходе к сетям 3G, связана с повышением гибкости биллинга и поиском путей оптимизации тарифов на услуги передачи данных. Выработка модели мобильных платежей также, по мнению К. Петрова, будет способствовать росту интереса абонентов к мобильному контенту.

Локомотив 3G – видеосервисы

В Европе абонентам UMTS-сетей доступны не только видеоролики и видео-клипы, но и пакеты каналов мобильного ТВ и даже видео по запросу. Они могут смотреть не только адаптированные для мобильных телефонов новости и прогнозы погоды, но и целые сериалы. По данным ABI Research, которые привел на саммите Т. Бокарев, президент Next Media Group, к 2011 г. число пользователей мобильного ТВ в мире превысит полмиллиона. Он же привел прогнозы различных аналитических агентств относительно доходов операторов от этих услуг – от $8 млрд до $11 млрд.

Технологические возможности российских сетей сотовой связи, как отметил Т. Бокарев, пока не позволяют предоставлять услуги мобильного ТВ с требуемым уровнем качества. Зато у нас отмечается рост интереса к скачиваемым видеороликам. Это Т. Бокарев видит на примере разделов «Видео» и «Киноклуб», для поддержки которых на WAP-портале МТС компания Next Media Group реализовала проекты с кинобрендами «Остаться в живых», «Волкодав», «Жара» и др.

Однако для того чтобы получить такое право, Next Media Group пришлось участвовать в тендерах поставщиков контента, которые регулярно проводят правообладатели, например «Централ Партнершип», и выполнять их условия. А между тем высокие доходы операторам и контент-провайдерам в сетях 3G может принести и

…творческая энергия пользователей

На пике всеобщего интереса в сетях 3G оказались так называемые community-сервисы и контент, созданный пользователями. Эта новая, совершенно не известная в GSM-сетях категория сервисов включает в себя всевозможные фотогалереи и видеохранилища, позволяет абонентами обмениваться фото- и видеофайлами внутри сообществ или групп и пользуется огромной популярностью. По данным Т. Бокарева, посетители сайта www.YouTube.com ежедневно смотрят порядка 100 млн видеороликов и еще 65 млн закачивают в базу.

О перспективах развития и роста мобильных community-сервисов на саммите рассказывал А. Борисевич, руководитель спецпроектов SUP FABRIK. По приведенным им данным, в Великобритании и США пользователями, например, сервиса MySpace (к слову, самого популярного из подобных ресурсов в мире, чья аудитория насчитывает около 140 млн человек), уже сегодня являются соответственно 21 и 32% всех абонентов сотовой связи. При этом ожидается, что в ближайшие годы в США процент пользователей MySpace Mobile вырастет до 80.

Производители мобильных терминалов тоже не ждут в сторонке: портал Nokia lifeBlog открывает перед пользователями возможность ведения мультимедийного дневника.

По мнению А. Борисевича, в ближайшие годы операторы во всем мире будут стимулировать развитие мобильных социальных сервисов, предлагая решения и от своего имени. Во всех интернет-проектах уже на уровне концепции будет предусматриваться возможность мобильного доступа, что будет способствовать постепенному стиранию границ между Интернетом и мобильной средой.

Реклама – двигатель прогресса

Как уже говорилось, в сетях 3G гораздо больше возможностей для мобильной рекламы. Этому направлению, с которым контент- и сервис-провайдеры связывают большие надежды, на саммите был посвящен целый ряд докладов. Самым ярким из них стало выступление Ю. Коваленко, исполнительного директора агентства мобильного маркетинга BrandMobile. По ее оценке, объем рынка мобильного маркетинга в РФ составил в 2006 г. $15 млн. С одной стороны, это свидетельствует о том, что он находится в начальной стадии своего развития, а с другой – о его большом потенциале. Сегодня максимумтого, что может обеспечить рекламное агентство, – 4 млн показов и 40 тыс. переходов по ссылкам в сутки. «Остальная аудитория, – констатировала Ю. Коваленко, – для мобильной рекламы пока недоступна».

Для того чтобы рекламных денег в мобильной индустрии уже в сетях 2,5G стало больше, на первом этапе необходимо создать и унифицировать разные рекламные каналы (SMS, MMS, WAP, USSD, ICB), а также заняться консолидацией рекламного пространства, создавая «пулы» площадок. Позднее понадобятся средства медиаизмерений, структуры, занимающиеся продажами и взаимодействием с клиентами.

Если не откладывать начало этой работы на потом, есть шанс, что к 2009 г. объем рынка мобильной рекламы в России составит $123 млн.

***

Впрочем, работ по подготовке инфраструктуры услуг 3G в РФ предстоит немало. Необходимым условием ее максимальной эффективности, по мнению игроков рынка, является объединение сил операторов, их акционеров и менеджмента, а также профессиональных организаций – Инфокоммуникационного союза (ICU) и Ассоциации контент-провайдеров.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!