Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2010 |
10 марта 2010 |
Алексей МАЛИНИН. Дежурный по эфиру
Для Алексея МАЛИНИНА техника и творчество – сути нераздельные, чему «виной» профессиональная принадлежность к телевидению, где одно невозможно без другого. А в самой личности гендиректора РТРС счастливым образом уживаются физик и лирик.
«Розыгрыш»: маленькая большая рольПосле школы Алексей Малинин , как и большинство офицерских сыновей, планировал пойти по стопам отца. Жили в подмосковном военном городке – в столице бывал редко. Только в 9-м классе, когда получил роль в культовом молодежном фильме середины 70-х «Розыгрыш», пришлось привыкать к электричке. А в кино попал так. В школу позвонили с «Мосфильма» и сообщили о наборе для съемок ребят, умеющих играть на гитаре. Полным составом участники школьного ВИА отправились на пробы. Взяли двоих – Дмитрия Харатьяна на главную роль и Алексея Малинина на роль одного из его одноклассников. Умение играть на бас-гитаре и ударных для фильма не пригодилось. «Я думаю, меня взяли просто потому, чтобы Димке было нескучно ездить одному из Красногорска в Москву», – улыбается Алексей Весьмирович.
Мечта о военной карьере не отпускала и после съемок, поэтому вердикт медкомиссии военкомата о его непригодности к военной службе стал настоящей трагедией. Сказалась давняя травма: «Еще в 3-м классе я попал под машину. К слову, тогда в больнице мы и подружились с Димой Харатьяном из параллельного класса, который лежал там с сотрясением мозга после падения с велосипеда. Школьная дружба прошла через все годы. Вот недавно на нашем корпоративном празднике вместе спели песню из “Розыгрыша”…».
Надо было решать, чем заниматься. Родители настояли на институте легкой промышленности – не поступил, но остался там работать на кафедре физики. Между тем год съемок на «Мосфильме» не прошел бесследно: дал киношный опыт и заронил любовь к самому процессу. «Особенно интересно мне было то, что связано со звуком, – говорит А. Малинин. – Так я оказался в Театральном художественно-техническом училище и после его окончания несколько лет работал звукооператором в театрах».
Досье «ИКС»
Алексей Весьмирович Малинин родился 4 июня 1960 г. в Москве. Окончил Театральное художественно-техническое училище и МИРЭА. Один из создателей компании «И.С.П.А.». В 1998–2008 гг. работал на телевидении: два года на НТВ, потом – на ВГТРК. Вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ). Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (2004 г.). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени и орденом Дружбы. В ноябре 2008 г. Указом Президента РФ назначен генеральным директором ФГУП РТРС.
|
А еще на премьере «Розыгрыша» познакомился с девушкой Галиной. В 18 лет женился, и вместе они уже больше 30 лет, вырастили сына и мечтают теперь о внуках.
ТВ как техника
Знакомство с профессиональным ТВ состоялось в середине 80-х: 25-летний звукооператор и звукорежиссер был приглашен консультантом в строящийся в Олимпийской деревне Центр моды «Люкс». Предполагалось, что в «Люксе» будет не только магазин модных товаров, но и театр моды, телестудия. Вскоре Алексей возглавил отдел технических средств рекламы. «В 87-м году мы организовали в Центре моды «Люкс» современнейшую телевизионную аппаратную, какой не было даже в Останкино, – вспоминает Малинин. – И какое-то время мы очень плотно работали на Останкино: снимали музыкальные видеоклипы, рекламные ролики… У нас сложилась хорошая творческая команда. А в 89-м я ушел – поругался с директором Центра. Сейчас мы поддерживаем добрые отношения, и я искренне считаю его во многом своим учителем».
Работа в «Люксе» дала четкое представление о том, какая техника перспективна для ТВ-студий, и опыт сотрудничества с ведущим мировым производителем такого оборудования – Sony. И с двумя друзьями Алексей Малинин решил создать технологическую компанию, которая занималась бы системным проектированием и монтажом студий. Так появилась на свет компания «И.С.П.А.» – первый дилер Sony в СССР, а потом и в России. Заказчиками ее стали крупнейшие телекомпании – ВГТРК, а с 1994 г. и НТВ.
«Но в конце 1997 г. – рассказывает Алексей Весьмирович, – мне позвонил товарищ с НТВ и сказал, что со мной хочет переговорить Олег Добродеев, гендиректор НТВ. Мы встретились в офисе «МедиаМоста», и неожиданно Добродеев предложил мне стать его замом, а я – так же неожиданно для себя – согласился…».
ТВ как личная история
В конце 90-х НТВ переживало свою золотую пору.
– Это был удивительный драйв, – перебирает в памяти яркие моменты своей биографии А. Малинин. – Людей объединяло желание быть лучшими, всегда на шаг опережать конкурентов. В 98-м для передачи «Глас народа» мы строили огромную многофункциональную студию: разрабатывали концепцию, продумывали декорации, отрабатывали технологии. Тогда же активно пришлось заниматься и организацией первого спутникового цифрового вещания НТВ-Плюс. В творческом процессе принимали участие все, включая технарей – от них во многом зависели возможности, которые закладывались в передачу или в новый проект; весьма поощрялась инициатива. Но самое главное, что дала мне эта работа, – знакомство с удивительными людьми, общение с ними, достаточно серьезно повлиявшее на мое мировоззрение. Я стал по-другому относиться и к тому, что вне меня, и к самому себе. Я засел за книги, стал много читать, заниматься самообразованием. Общаясь с тем же Олегом Добродеевым, Владимиром Кулистиковым, Татьяной Митковой, Евгением Киселевым, волей-неволей стремился им соответствовать…
А потом времена изменились: в руководстве возникли разногласия, коллектив разделился. Олег Добродеев стал работать на ВГТРК, а Алексей Малинин еще какое-то время оставался на НТВ, но в конце концов ушел и он, причем «в никуда». В какой-то момент даже решил не возвращаться на телевидение и раздумывал, чем заниматься дальше.
Однако неисповедимы пути Господни… Спустя несколько месяцев Алексей случайно встретился с Добродеевым, и тот во второй раз пригласил его на должность своего зама, но теперь уже ВГТРК. Шел 2000-й год. РТРС тогда еще не было, а сеть находилась в «теле» телерадиокомпании. И первый год ему как руководителю технологического департамента пришлось возглавлять и эту структуру. Когда ВГТРК решила выделить сеть в отдельное предприятие, образовав РТРС, А. Малинин выступал перед РТРС в качестве одного из основных заказчиков. На ВГТРК, как он теперь признается, работать было интересно: можно было заниматься и техникой, и в какой-то степени творчеством.
«А в конце 2008 г. меня вызвали в Кремль, – продолжает свой рассказ Алексей Весьмирович. – Как оказалось, в связи с новым назначением – гендиректором РТРС. И вот с ноября 2008 г. я работаю здесь. Год был непростой, но продуктивный. Многое удалось сделать, многое еще предстоит. Планы большие, задачи масштабные».
Н е д е ж у р н ы е в о п р о с ы – Кто вам ближе на телевидении – технари или творцы? – Мне всегда удавалось оставаться где-то посередине – быть своим для технических людей и понятным и близким для творческих людей; иногда я выполнял роль этакого моста между творцами и технарями. – Новое назначение восприняли как наказание или как поощрение? – Честно говоря, до сих пор до конца не осознал. С одной стороны, есть амбиции проявить себя на новом поприще, а с другой – мне сегодня не хватает духа редакции, обсуждений. – Какие качества помогают вам и мешают в такой ответственной государственной работе? – Иногда я в чем-то слишком мягок, но мне это совершенно не мешает нормально общаться и руководить коллективом. Я считаю, что рядом обязательно должны быть оппоненты со своим компетентным мнением, не боящиеся вступать в дискуссии. Такой командный принцип для меня наиболее приемлем и естествен. – Как себя видите лет в 70–80? – Если будет хватать сил, хотелось бы попутешествовать с женой. Буду много читать, ходить по музеям. – А как отдыхаете сейчас? – Люблю историческую литературу, книги по архитектуре, искусству, в том числе прикладному. В какой-то момент увлекся фарфором и стеклом – коллекционирую по мере возможностей. – Какое место на планете вам нравится больше всего? – Я обожаю Павловск, Павловский дворец и потрясающий парк. Нравится Франция, Италия – вообще Средиземноморье. И не знаю почему, но люблю Лас-Вегас – какое-то совершенно придуманное шебутное создание с особенным настроением. А в России из последних поездок удивительное впечатление произвела Якутия, река Лена. Обязательно туда еще вернусь. – Телевизор смотрите? – Смотрю, но определенные телепередачи – то, что сделано качественно и талантливо. Кино, спорт, документалистика. У нас в России, кстати, чудесная документалистика, причем снята она ничуть не хуже западной, особенно сейчас, когда используются новые способы подачи
материала.
Читайте также:
Храните данные надежно, масштабируемо и гибко
«Работать не будет». Отрасль вновь обсудила законопроект о трансляции мультиплексов в OTT
Фотокамера в деле видеопродакшена
Вырос ли спрос на приставки из-за перехода на цифровое телевидение?
Устройство определяет содержание. Что россияне смотрят на смартфонах, десктопах и смарт ТВ?