Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2010
Наталия КИЙ  Александра КРЫЛОВА  Евгения ВОЛЫНКИНА  Лилия ПАВЛОВА  10 марта 2010

Стереоэффект перехода на цифру

Вся многослойная ТВ-индустрия, похоже, сплотилась перед лицом грядущей цифровизации эфирного наземного вещания. Оно и понятно: переход на цифру не оставит в стороне никого из участников ТВ-рынка. Уже сейчас он, как показала недавняя выставка CSTB-2010, в той или иной степени вовлек всех. Что не мешает спорить и сомневаться.

ТВ-цифра не сходила с повестки CSTB-2010, начиная с российско-французского круглого стола и заканчивая стендами 400 экспонентов – производителей оборудования, операторов спутникового, кабельного, эфирного вещания, системных интеграторов, создателей контента. Ни одна секция конференции не обошлась без ссылки на ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг.». Такой вот масштабный стереоэффект продемонстрировала CSTB в этом году (а если без метафор, на двух-трех стендах выставки действительно показывались возможности зарождающегося объемного 3D-вещания).

У кого учиться?

Конечно, в плане цифровизации эфирного вещания нам есть чему поучиться у цивилизованного мира. Здесь мы опять догоняющие. И если бы не «цифровое кольцо», сжимающееся вокруг страны, и объективная необходимость определиться с частотами в приграничных 50-километровых зонах, кто знает, когда бы и как...

Тем не менее равняться на кого-либо нам вряд ли стоит – ровню найти трудно: ни по территории с 11 часовыми поясами, ни по неравномерности плотности населения, ни по климатическому и экономическому разнообразию, ни по сложившемуся в советское время доминированию почти бесплатного эфирного вещания. У кого учиться?

На CSTB-2010 опытом текущего перехода на цифру делилась Франция, а сама выставка стала первым мероприятием Года России во Франции и Года Франции в России. Хорошее дело затеяли премьер-министры В. Путин и Ф. Фийон. Только едва ли они имели в виду, что спустя сорок лет мы возьмемся учиться технологиям телевидения у страны, давшей нам, а также своим колониям систему аналогового цветного ТВ SEСAM, которую шутники называли System Essentially Contrary to American Method (система, существенно противоположная американской). Тень SEСAM, помешавшей нашему техническому единению если не с американской NTSC, то с европейской PAL, до сих пор витает над Россией.

Однако французы устами своего посла в России Жана де Глиниасти и сами были готовы пошутить над прошлым, не оправдавшим ожиданий. А настоящее таково.

В ночь на 2 февраля в Эльзасе было отключено аналоговое вещание. До конца будущего года такой же процесс последовательно будет проходить в 24 крупных регионах страны. Здесь открыто говорят о своих опасениях: как бы люди не оказались перед черной пустотой экрана – технологическому вызову соответствовать непросто. «Наша задача – покрытие около 95% территории до конца этого года, – говорит гендиректор Высшего совета телерадиовещания Франции Оливье Жапье . – Самое трудное – охватывать горные регионы. Оставшиеся 5% могут принимать сигналы по спутнику. Цифровое ТВ занимает 17% всего ТВ-рынка».

Цифровой переход во Франции начался 10 лет назад, а завершиться должен в соответствии с национальным законодательством до конца 2011 г., когда аналоговое вещание будет прекращено. В аналоговом эфире страны было шесть бесплатных и один платный канал. В марте 2005 г. были запущены 18 цифровых каналов, а в 2008 г. – пять каналов телевидения высокой четкости. По информации О. Жапье, в регионах страны начинают появляться цифровые локальные сети: «Мы ожидаем, что примерно 90% населения в регионе будет иметь возможность принимать цифровое ТВ наземного распространения, остальные – спутниковое цифровое ТВ».

Разумеется, 24 крупным по французским меркам регионам далеко до наших 80 с лишним субъектов Федерации, многие из которых размером с саму Францию. Они потратят на цифровизацию 11 лет, мы должны уложиться в пять-семь (смотря как считать). У нас задачка посложнее будет. А стандарты – московские или, если угодно, французские – иметь в цифровом эфире не менее 20 каналов.

А вот чему у «них» поучиться стоит, так это уважению к абоненту и – не поверите – социальной заботе о нем. Как известно, российский федеральный бюджет не предусматривает средств на обеспечение граждан цифровыми приставками – деньги на эти цели для незащищенных слоев населения должны изыскать местные власти, а они, как мы знаем, не всегда находят средства и на оплату школьного Интернета. А что же французы? «Каждому абоненту посылается письмо о прекращении аналогового вещания, чтобы он купил приставку или телевизор. Те люди, которые не попадают в зону покрытия цифрового ТВ (например, в горных районах. – Н.К.), должны купить параболическую антенну. Решение о материальной поддержке абонентов принимается в зависимости от их финансового положения, но 200 евро на покупку спутниковой антенны будут выделены, – рассказывает О. Жапье. – Особые меры предусмотрены для пожилых людей – даже если у них есть деньги, им может потребоваться техническая помощь в установке оборудования. Для этого будут задействованы почтовые службы – местным почтальонам доверяют».

В отношении мобильного вещания у нас есть шанс не отстать от французских коллег. Они намерены выдать разрешение на такую деятельность 13 частным и трем государственным компаниям, чтобы за три года охватить около 30% жителей крупных населенных пунктов. У нас в соответствии с планами регулятора предусмотрено до 10 каналов мобильного вещания, лицензии на которое, по информации Роскомнадзора, начнут выдавать во втором квартале этого года.

«Мы отдаем себе отчет, что дальнейшее развитие цифрового наземного эфирного вещания может нанести ущерб традиционным распространителям информации в универсальных средах, поэтому полагаем, что количество таких пакетов должно быть ограничено», – резонно замечает руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников. А это значит, что государство, хоть и является субъектом телерадиовещания и игроком на этом рынке (в отличие от независимого французского Высшего совета телерадиовещания), педалировать эфир не намерено и давить конкурентов в виде кабеля, спутника и Интернета не будет. Однако оно оставляет за собой право развивать цифровое наземное эфирное вещание платно в тех населенных пунктах, где кабельное ТВ невозможно и экономически нецелесообразно. «Бесплатное цифровое ТВ используется широко и принимается с энтузиазмом. Платное цифровое ТВ развивается с трудом», – предупреждают французские коллеги



Цифра с кабельным привкусом

Во времена своего пребывания «в проекте» ФЦП по внедрению в России цифрового телевещания причинила немало беспокойства операторам платного кабельного ТВ. Однако все оказалось не так страшно.

Государство по своему обыкновению так долго раскачивалось, стремясь к тому же максимально сэкономить в деле обеспечения населения современным телевизионным вещанием, что в итоге, к моменту завершения работ по ФЦП в 2015 г. , может оказаться, что эфирное цифровое ТВ большинству населения будет уже не нужно. Наш народ, вроде бы избалованный бесплатным эфирным аналоговым телевидением, в последние годы активно понес деньги операторам платного кабельного и спутникового ТВ. Это движение не замедлилось и в кризисном 2009 г., о чем на собрании ассоциации кабельного телевидения России (АКТР), которое по традиции прошло на CSTB, сообщил президент ассоциации Юрий Припачкин . Стимулировало его и государство, объявившее, что бесплатных приставок для цифрового ТВ или дотаций на их приобретение никому давать не будут. Результат налицо: общими усилиями операторы-члены АКТР уже обслуживают около трети российских домохозяйств, в 2009 г. их абонентская база увеличилась на 15–17%, а в денежном выражении этот рынок вырос на 7–9%. ARPU несколько снизился, но этого и следовало ожидать при таком росте числа клиентов.

В 2009 г. у кабельных операторов было немало проблем, связанных с претензиями Роскомнадзора к зарубежным телеканалам, не имеющим лицензий на вещание в российских кабельных сетях. Это ведомство в лучших бюрократических традициях поначалу предпочло свалить всю ответственность на операторов, но потом разум возобладал и в результате переговоров с участием АКТР, Роскомнадзора и представителей крупнейших зарубежных каналов, начиная с Discovery, было достигнуто соглашение о получении лицензий. Причем к установленному крайнему сроку (1 марта 2010 г.) от каналов будут требовать наличия даже не лицензии вещателя, а хотя бы переписки с Роскомнадзором по поводу ее получения. Кстати, ТВ-каналы компаний Discovery и Viasat получили такие лицензии буквально на следующий день после закрытия выставки CSTB.

А вот с Российским авторским обществом (РАО), которое многие годы пытается обложить данью операторов, достичь соглашения не удалось. РАО не устроили предложения АКТР (операторы, которые занимаются только трансляцией чужого продукта, должны быть освобождены от выплат, а ведущие вещательную деятельность должны отчислять РАО не более 1% своих доходов). Авторское общество считает, что платить должны все, а 1% – это слишком мало.

Но есть у кабельных операторов и более приземленная проблема: борьба (вплоть до судебных разбирательств) с управляющими компаниями, ДЕЗами, ТСЖ и т.п. за доступ в дома абонентов. Кстати, в законопослушной Европе путь операторов в дома тоже не устлан розами.

Что касается 2015 г., то к этому времени, по прогнозу АКТР, из 45 млн российских домохозяйств 30–32 млн будут абонентами кабельных широкополосных сетей (ТВ + Интернет), а 10–12 млн домохозяйств будут пользоваться услугами операторов спутникового ТВ. Так что на долю эфирного цифрового ТВ останется лишь 3–5 млн. Понятно, что основные клиенты кабельщиков – это жители городов с населением от 100 тыс. человек, так что там конкуренции между кабельным и эфирным цифровым ТВ, по сути, не будет. Нынешние кабельщики обычно имеют в своем ассортименте не менее 20–30 каналов, так что конкуренция по числу каналов может возникнуть только после запуска трех мультиплексов (а при тех ценах за участие в конкурсах, которые РТРС назначила для вещателей, скорого их заполнения ожидать не приходится) и при низком уровне сервиса у кабельного оператора. Кабельщикам скорее стоит опасаться давления со стороны операторов спутникового ТВ, которые ведут сейчас весьма активную маркетинговую политику.


На чем будем экономить?

Цифровизация ТВ ставит всех участников рынка перед необходимостью искать и вырабатывать новые эффективные бизнес-модели. Недаром Ю. Припачкин, президент АКТР, заявил о том, что в недалеком будущем у премии «Большая Цифра» вполне может появиться номинация «Наиболее успешная экономическая модель».

Эффективность проектов цифрового телевидения, имеющих под собой разную технологическую основу, далеко не одинакова. Пока в роли догоняющих – операторы IPTV, которым приходится искать драйверы роста количества пользователей, чтобы увеличить свою долю российского рынка платного телевидения, составившую в 2008–2009 гг. всего 3% (оценка J’son & Partners).

Похоже, такие драйверы уже удалось найти операторам из стран Восточной Европы, где зафиксирован наибольший прирост подписчиков услуги IPTV. Правда, там, по словам О. Колесникова («НТВ-Плюс»), исторически плохо развит рынок кабельного телевидения. В России же на долю КТВ приходится более половины (64%) рынка платного ТВ. В его пользу говорит и себестоимость доставки контента одного канала КТВ, которая ниже, чем для IPTV, в 2–10 раз. Взрывной рост рынка IPTV в течение ближайших двух-трех лет он связал с выходом в этот сегмент операторов беспроводного и мобильного ШПД.

Пока же, согласно данным, которые привел Павел Ребров («Инвертика»), сегодня в России 400 тыс. пользователей IPTV и около 50 тыс. потребителей услуги «видео по запросу». По его мнению, основной статьей экономии для провайдеров этой услуги может стать контент: им нужно отказаться от попыток построить своими силами всю цепочку добавленной стоимости и активнее взаимодействовать с другими участниками рынка (правообладателями, контент-агрегаторами, а также с уже получившими распространение на Западе «наложенными» операторами, или Over-The-Top, реализующими видеоконтент в Интернете).

Поставщики Over-The-Top, привел прогноз экспертов Стив Етенгенн (Verimatrix), со временем могут вытеснить с рынка традиционных поставщиков услуг платного ТВ. А если объединить эту модель и адаптивную технологию потоковой доставки с услугами IPTV, то можно существенно повысить заинтересованность пользователей и, как следствие, ARPU.

Радикальный способ экономии операторам IPTV предложил Максим Раевский (Центр видеоуслуг ОАО «Центральный Телеграф»): отказаться от таких статей расходов, как middleware, абонентские приставки, система мониторинга, круглосуточная вендорская поддержка и (страшно подумать!) контент в пользу работы по агентской схеме с более крупным оператором.

Что касается операторов цифрового КТВ, бизнес которых ширится за счет приобретения домашних сетей, то они могут сэкономить на оптимизации своей сетевой инфраструктуры и перевода ее на новые технологии. Так, состоящую из двух технологический фрагментов (HFC – около 300 тыс. домохозяйств и Metro Ethernet – 160 тыс.) сеть, на которой работает компания «АКАДО-Столица», решено перевести на технологию DOCSIS 3.0. Она позволяет не только обеспечивать доступ в Интернет со скоростью до 400 Мбит/с, но и является самой эффективной с экономической точки зрения при развитии услуг КТВ. По словам Дениса Лобанова , управляющего директора компании «АКАДО-Столица», если для развития сети Metro Ethernet c качественной передачей ТВ-контента требуется потратить дополнительно $120 на одного абонента, то для сети DOCSIS 3.0 такие затраты будут вдвое ниже – $60. Уже во втором квартале 2010 г. планируется развернуть опытную зону DOCSIS 3.0 на оборудовании Cisco. А в дальнейшем, при сохранении поддержки абонентов Metro Ethernet, основной акцент в технологическом развитии сделать на переводе HFC-фрагмента на DOCSIS 3.0.


Спутниковое ТВ поборется за массы

Лет пять назад «НТВ-Плюс» был единственным оператором спутникового непосредственного телевещания в России и СНТВ охватывало всего 2% домохозяйств. Теперь этот показатель на порядок выше. А что будет еще через пять лет?..

Сегодня достаточно отъехать на несколько километров от МКАД, чтобы увидеть «хрущевки», облепленные спутниковыми тарелками, и чем дальше, тем гуще. Это поработали коллеги-конкуренты «НТВ-Плюс», в первую очередь «Триколор ТВ», начавший осваивать рынок в 2005 г. и к концу 2009 г. набравший 6 млн абонентов (у «НТВ-Плюс» – около 570 тыс. платящих пользователей). Ныне в России развернуты шесть сетей СНТВ – и, по признанию А. Журавлева («НТВ-Плюс»), конкуренция стала очень острой, причем принимать в расчет приходится также и кабельщиков. По оценке «НТВ-Плюс», сегодня по числу охваченных российских домохозяйств СНТВ занимает уже больше 20% рынка платного ТВ, а по доходам – больше 30%.

В настоящее время на рынке СНТВ сложились три ярко выраженных ценовых и продуктовых сегмента: high – высокий ценовой сегмент с большим количеством каналов («НТВ-Плюс»); low – наиболее массовый в силу дешевизны предложения сегмент условно бесплатного спутникового ТВ с минимальным набором каналов («Триколор ТВ» и «НТВ-Плюс ЛАЙТ»); middle – «срединный» по цене и количеству транслируемых каналов сегмент, который начал формироваться в последние два года и представлен пакетами «Орион-Экспресс» и «Радуга-ТВ». Удастся ли сохранить операторам СНТВ занятые позиции при переводе эфирного вещания на цифру?

По мнению Р. Каспари («Радуга-ТВ»), более всего пострадает сегмент low, поскольку, с одной стороны, реализация программы цифровизации наземного эфирного вещания обеспечит 90% домохозяйств России доступом как минимум к восьми каналам (а при запуске трех мультиплексов – к 24), а с другой – будет расширяться проникновение услуг КТВ и IPTV. «Сегодняшний сегмент low сожмется, – прогнозирует Р. Каспари. – Во-первых, абоненты, не готовые платить за ТВ, мигрируют в сегмент пользователей государственного наземного цифрового телевещания. Во-вторых, абоненты, которым уже недостаточно предлагаемых эфирных каналов, перейдут в сегмент middle. В итоге сегмент low, на наш взгляд, в ближайшие годы сузится до сегмента бюджетного дачного ТВ, доступного в сверхмалых населенных пунктах». В то же время, по мнению Р. Каспари, «срединный» сегмент будет развиваться и в итоге займет доминирующую позицию на рынке СНТВ благодаря повышению качества контента (что неизбежно произойдет, поскольку коммерческие каналы начнут усиленно бороться за зрителя) при сравнительно невысокой цене (выше, чем в сегменте low, но ниже, чем в high).

Впрочем, «Триколор ТВ» не согласен отдавать своих подписчиков ни государству, ни кабельщикам, ни коллегам по вещательной среде. Свой «ответ Чемберлену» оператор намерен дать в виде развития дополнительных сервисов, интерактивных услуг и, более того, – конвергенции спутникового ТВ и Интернета. По словам Ю. Андреевой («Триколор ТВ»), с 1 февраля этого года компания начала предоставлять своим абонентам услугу спутникового доступа в Интернет, причем в течение года – бесплатно. Но – на скорости 128 кбит/с. «Для Москвы и крупных городов это, может быть, неактуально, – признает Ю. Андреева . – Но для многих регионов это просто открытие мира».

Что же касается прогнозируемого к 2015 г. соотношения бесплатного и платного ТВ, то спутниковые операторы более консервативны, чем кабельщики: они согласны отдать «эфиру» 14 млн домохозяйств, оставив 35 млн за СНТВ и КТВ.


Н а   с т е н д а х   в ы с т а в к и

ГПКС представило перспективные отечественные космические аппараты «Экспресс-АМ4», «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», которые откроют новые возможности для совершенствования системы распространения цифрового ТВ и радио в России, в том числе в рамках реализации ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг.». Особое внимание – формированию и распространению через технические средства ГПКС программ первого мультиплекса на вещательные зоны Сибири и Дальнего Востока.


«Синтерра-Медиа» (ГК «Синтерра») демонстрировала программно-аппаратное решение на базе Microsoft Mediaroom для российских операторов ШПД, заинтересованных в развитии IPTV. «Синтерра-Медиа» выступила не только как обладатель платформы, но и как поставщик видеоконтента для небольших операторов ШПД, присоединенных к системе.



«Интерспутник», заключивший в январе этого года долгосрочное соглашение с Eutelsat об использовании значительной части емкости нового космического аппарата W7, рассказывал на совместном с Eutelsat стенде о возможностях использования новых транспондеров на быстрорастущем российском рынке цифрового телевидения. В частности, ресурс будет предоставлен «Газпром-Медиа» для увеличения числа каналов в пакетах «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ». Кроме того, новая емкость обеспечит широкополосный доступ для домохозяйств, не охваченных наземными сетями.


Меньше 10 минут требуется одному человеку для того, чтобы без использования инструментов собрать из нескольких сегментов антенну QDMA 1,2 производства VertexRSI, которую впервые продемонстрировала на CSTB компания «РуСАТ». Эта портативная антенна имеет диаметр 1,2 м, состоит из сегментированного рефлектора и моторизованной опоры позиционера. Специальный контроллер обеспечивает ее автоматическое наведение на спутник. По окончании работы антенна так же быстро разбирается и пакуется в кофр, который можно разместить как в машине, так и на борту самолета или вертолета.


На стенде EASTAR, российского разработчика и производителя оборудования для VSAT-сетей, разместилась действующая модель сети типа «звезда», состоящая из трех компактных спутниковых маршрутизаторов UHP-1000, один из которых выполнял функции центральной станции (хаба). С помощью этих устройств можно строить сети разной топологии («точка-точка», «звезда», «вложенная звезда», full mesh). Причем на аппаратном уровне маршрутизаторы, игравшие роли абонентского терминала и хаба, различались только кодом активации загруженного ПО. Особо стоит отметить, что хаб на базе UHP-1000 почти на порядок дешевле хабов мировых VSAT-грандов.



На стенде «ТелКо Групп» специалистов привлекал новый анализатор для ТВЧ от компании Promax TV. Устройство создано для измерения каналов передачи в формате HDTV и потому его ЖК-дисплей воспроизводит полноценную ТВЧ-картинку с разрешением 1080i. Анализатор имеет декодеры MREG-4 и MPEG-2, а также CI-интерфейс для подключения САМ и просмотра закрытых каналов. Звуковой декодер поддерживает стандарты MPEG-1, MPEG-2 и AAC. Кроме того, анализатор может работать с DVB-форматами: T/H/C/S/S2. Помимо стандартных интерфейсов у него есть цифровые вход/выход транспортного потока ASI и мониторный HDMI.


Компания CTI продемонстрировала контент-агрегаторам и операторам платного ТВ решения СTI PC Client и CTI TV Engine Mobile, позволяющие повысить доходность услуг IPTV за счет интерактивных сервисов. Тут же они могли ознакомиться с инструментами продвижения VоD-контента, узнать о партнерских программах с мэйджорами, увидеть, как размещается таргетированная и контекстная реклама в IPTV, а также, как управлять STB с помощью iPhone.


Особое место в совместной экспозиции компаний Matrix Engineering, Elecard Devices и TRINITY Solutions занимало семейство STB отечественной разработки – приставки Elecard iTelec STB 820-10 c разрешением до SD и Elecard iTelec 830 для HDTV для приема как IPTV, так и DBV-вещания, обладающие целым рядом полезных функций. Первая из них имеет встроенную платежную систему и проигрывает файлы по http. Во вторую встроены жесткий диск, Blue-ray- и Wi-Fi-модули. Обе они оснащены шлюзами IP-телефонии.



Кроме традиционных коммутаторов и маршрутизаторов компания Cisco привезла на CSTB-2010 систему Cisco Digital Media System (DMS), в которую входят компактный медиаплеер Digital Media Player 4400G для воспроизведения видео и текста c поддержкой форматов MPEG-2 и MPEG-4 в стандартном и HD-режимах и веб-приложение для управления доставкой и публикацией рекламного и информационного видеоконтента на цифровых дисплеях. Система предназначается для воспроизведения ранее записанных видеороликов и прямых их трансляций в магазинах, банках, госучреждениях и т. д. В плеере имеется записывающее устройство (и возможность подключения внешнего носителя) для локального хранения видео и его загрузки по IP-сети в удобное время.

«Самарская оптическая кабельная компания» демонстрировала свою традиционную продукцию – оптические кабели на базе оптоволокна фирмы Corning для самых разных линий связи: от магистральных до широкополосных сетей доступа, для прокладки в грунт, в кабельную канализацию, в специальные трубы методом задувки, для подвеса по опорам линий электропередачи и между домами. Особенный интерес для операторов мультисервисных сетей представляют кабели ОКЛЖ с центральным силовым элементом и ОКЛЖ-ВС(ВД) типа «восьмерка» с допустимой растягивающей нагрузкой от 3,5 до 40 кН, предназначенные для воздушной прокладки с пролетами до 100–150 м.


Японский производитель полупроводников NEC Electronics и его дистрибьютор «Элтех» знакомили посетителей стенда с линейкой микросхем для цифрового ТВ форматов HD и SD – как бюджетных, так и высокоинтегрированных решений для STB, DVR, iDTV, а также с последними аппаратными решениями от японского вендора и ПО от партнеров.


«Платформа HD», «Корпорация Дженерал Сателайт» и Samsung Electronics объявили о запуске первого на территории России и Восточной Европы проекта 3D-вещания. Просмотр нового телеканала, снятого специальными видеокамерами в формате 3D, будет возможен через существующую инфраструктуру вещательного проекта «Платформа HD» с помощью специально модифицированного ресивера, выпускаемого «Корпорацией Дженерал Сателайт». 3D-телевизоры производятся в России на заводе Samsung в Калужской области и уже поступили в продажу.



«Комкор» («АКАДО Телеком») и «АКАДО-Столица» объявили о начале партнерской программы по работе с операторами кабельного ТВ Московской области. В соответствии с соглашением региональный оператор КТВ становится агентом компаний группы «АКАДО» и предоставляет своим абонентам услуги цифрового телевидения АКАДО. Компании холдинга обеспечивают доставку ТВ-сигнала до сети партнера. По агентским договорам уже подключено более 3 тыс. абонентов.


На стенде компании «Связьстройдеталь» были представлены настенные кроссовые шкафы серии ШКОН-П для широкополосных сетей доступа FTTH PON с доведением оптоволокна до каждого абонента. С помощью шкафа ШКОН-ПР-32 можно подключить к одному оптоволокну магистрального кабеля до 32 квартир в подъезде; соединительно-коммутационные шкафы ШКОН-П-16 и ШКОН-П-8 (на 16 и 8 портов соответственно) располагаются на этажных площадках, а в квартирах клиентов устанавливаются компактные абонентские коробки ШКОН-ПА-1.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!