Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2007
А.С. ХАРИТОНОВ  01 мая 2007

Мобильное ТВ: ставка на интерактивность

Как и положено вендору, Alcatel-Lucent, в отличие от других участников рынка, не сомневается, что у мобильного ТВ конкурентоспособное будущее. Телевидение меняется. Как показал анализ истории запуска и адаптации мобильных ТВ-сервисов на примере французского рынка, у мобильного ТВ многообещающие перспективы.

А.С. ХаритоновТелевидение меняется. На сегодняшний день мобильные сервисы запустили свыше 220 операторов по всему миру, из них более 120 – сервис Live TV. Популярность видеосервисов растет, особенно в странах Восточной Европы, где каждый пятый оператор, предоставляющий услуги пакетной передачи данных, предлагает сервис «мобильное телевидение».

Как показал анализ истории запуска и адаптации мобильных ТВ-сервисов на примере французского рынка, у мобильного ТВ многообещающие перспективы. Alcatel-Lucent выделяет в позиционировании сервиса три ключевых параметра, образующие «формулу успеха»:
  • привлекательная для пользователя ценовая политика (возможность выбора не ограниченного по продолжительности и количеству видеосервисов или ограниченного пакета);
  • легкость настройки терминалов и доступа к услуге или сервису;
  • интересный и востребованный контент.

Пользователь пассивный и интерактивный

Условно можно выделить две модели поведения пользователя услуг мобильного ТВ – пассивную и активную. Пассивная модель предполагает просмотр ролика или передачи, активная дает возможность реагировать на предлагаемый ТВ-контент в режиме реального времени: например, посылать короткие сообщения героям передачи, возвращаться к просмотру отдельных фрагментов. Электронный гид (EPG – Electronic Programming Guide) проинформирует о программе передач, а картинка и звуковое сопровождение будут полностью оптимизированы под формат мобильного телефона. При этом существует возможность использования так называемых ассоциированных сервисов: покупка мелодий звонков для мобильных терминалов, видеоклипов, видеопоздравлений в режиме онлайн крайне востребована пользовательской аудиторией.

Модель поведения абонента определяет тип взаимодействия абонентского терминала с сетью радиодоступа. Широковещательный режим (broadcast) обеспечивает фиксированное, заранее определенное и достаточное для массового рынка количество каналов с неограниченным числом абонентских терминалов в сети. Индивидуальный режим (unicast) обеспечивает практически неограниченное число каналов. Особенности этого режима – возможность доступа к видеосерверам, предоставляющим VoD, и возможность интерактивного взаимодействия (с аудиторией или с ассоциированными сервисами). При этом разумно предложить пользователям возможность быстрого переключения между режимами в рамках просмотра той же самой ТВ-программы, где абонент уже смог бы проявлять свою интерактивность.

Технологические пути эволюции




Мобильные операторы и сервис-провайдеры рассматривают несколько сценариев модификации существующей инфраструктуры для доставки ТВ- и медиасервисов мобильным абонентам, с учетом требований экономической целесообразности, возможности обеспечения необходимого качества сервиса и доступности радиопокрытия. Большинство операторов начинали (и начинают) внедрение услуг потокового видео и мобильного ТВ с предложения услуг персонифицированной доставки контента (unicast) на базе сетей 2,5G. Очевидно, что рост абонентской базы и доходов сдерживается физическими ограничениями имеющихся сетей, требуя их модернизации, а зачастую и внедрения новых высокоскоростных технологий. Очень важен вопрос сохранения инвестиций в существующую инфраструктуру при дальнейшем развитии услуг мобильного ТВ на базе широковещательной передачи при дальнейшем росте числа потребителей и выходе на массовый рынок.

Экономически оправданной и эффективной технологией для широковещательной передачи в рамках национального масштаба является DVB (в частности, для доставки информации на мобильный терминал используется ее модификация DVB-H или DVB-SH/3G). Стандарт DVB-H реализует обычный UHF-диапазон (470–700 МГц). DVB-SH (2170–2200 МГц) представляет собой модификацию, призванную пересмотреть использование существующей наземной инфраструктуры WCDMA. Наиболее актуально это для стран, где сети 3G уже развернуты, а выделить обычный UHF-диапазон для DVB-H не представляется возможным (например, в Великобритании).

Дальнейшее развитие интерактивного ТВ для потребителя, находящегося в движении, предъявляет высокие требования к качеству радиопокрытия, емкости и пропускной способности сетей. Безусловно, данный вопрос является более комплексным и требует отдельного рассмотрения - Отметим только, что его реализация становится возможной с использованием широкополосных технологий радиодоступа – 3G (UMTS/HSxPA), CDMA EV-DO, WiMAX.

Не в последнюю очередь рост сетей мобильного интерактивного ТВ в недалеком прошлом сдерживало и отсутствие мобильных терминалов. Как показал 3GSM-конгресс в Барселоне (см. «ИКС» № 3'2007, с. 4–5, 16. – Ред. ), ведущие игроки резко усилили свою активность в данном направлении и терминалы с поддержкой DVB-H стали доступны.

***

Потребности рынка мобильного потокового видео определяют следующие направления развития:
  • создание мощных и простых в использовании медиатехнологий: основная задача – разработка и создание привлекательных и интуитивно понятных пользовательских интерфейсов для мобильных устройств, которые в перспективе могут быть расширены для использования в фиксированных сетях доставки сервисов;
  • интерактивность: возможность выйти за пределы обычной телепрограммы и создать взаимоотношения один на один с пользователем.
Сервисы мобильного видео и ТВ не будут в полной мере конкурентами видеосервисов в фиксированных сетях передачи данных (triple play). Здесь скорее можно говорить о взаимодополняющих сетях и непрерывном предоставлении сервиса. Таким образом, Alcatel-Lucent не рассматривает IPTV как блокирующий фактор при формировании нового сегмента рынка мобильного видео
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!