Rambler's Top100
Статьи
26 июня 2010

Б. Грановский ("Стинс Коман"): "Российский рынок ЦОДов только формируется, и на нем еще довольно много "проходимцев"

В развитых западных странах дата-центры строят уже не одно десятилетие. У нас  коммерческие ЦОДы появились по сути совсем недавно. Как идет развитие российского рынка дата-центров? Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №7-8`2010, «ЦОД: цена владения». Часть 8.

? «ИКС»: Сформировался ли вРоссии рынок по консалтингу, проектированию и строительству инженернойинфраструктуры ЦОДа? Реален ли в ближайшее время выход иностранных компаний нарынок строительства и предоставления услуг ЦОД?

 

Олег Письменский, директор по развитию, направление «Дата-центры», «Шнейдер Электрик»:  Да, такой рынок существует и весьма приятно отметить, что развивается как культура потребления консалтинговых и проектных услуг, так и уровень проектирования и строительства. На рынке присутствуют как ведущие российские компании так и ряд иностранных. Активность последних становится более заметной ввиду развития и сегментации рынка и предпосылок к появлению спроса на премиум услуги проектирования, строительства и консалтинга, что не исключает появления интересных объектов высокого уровня в обозримом будущем.


Роман Налепов, начальник отдела системной интеграции DEPO Computers: Да, безусловно, можно говорить о сформировавшемся рынке поставщиков, но здесь наблюдается небольшой «перекос» в сторону очень «тяжелых» решений, хотя востребованность ЦОДов класса старшего SMB и младшего Enterprise безусловно существует. Проектировщики больших ЦОДов, как правило, не могут гибко подойти к таким проектам и понять необходимость возможных компромиссов.  Здесь на помощь приходят модульные и простые в монтаже и эксплуатации решения, которые могут предоставить универсальные интеграторы. Не думаю, что в ближайшее время мы увидим на российском рынке иностранных игроков.


Полина Трофимова, директор по продажам, Avroraid: Северо-Западный регион, учитывая близость стран Скандинавии, находится вблагоприятной зоне с возможностью выбора между ЦОДами российского иевропейского обслуживания. При этом за последние годы разница в качествепредоставления европейского и российского сервиса постепенно стирается. Мывидим в Санкт-Петербурге и Москве устойчивый рост не только количества, но иуровня новых дата-центров. Также заметна и агрессивная маркетинговая политикастран Балтии в отношении крупных российских клиентов: кроме высокого уровня сервисаэти ЦОДы также обеспечивают и поддержку русскоязычного персонала, что многиезаказчики воспринимают как дополнительное преимущество.


Дмитрий Калганов, исполнительный директор, «Центр хранения данных», ISG: Рынок в России развивается стихийно, поскольку нет четких правил и стандартов, по которым можно было бы работать и проводить адекватный аудит того, что уже построено. Нет также и отечественных сертификационных центров.  В настоящее время на рынке много компаний, готовых взяться за проектирование ЦОДов, в том числе и в соответствии с международными стандартами, однако проблема в том, что каждый эти стандарты интерпретирует по-своему, отчего сейчас и появляются так называемые дата-центры «Tier III плюс» или даже а ля «Tier IV минус»  - спецификации, которые ни кем и никак не документированы.

Что же касается перспектив выхода иностранных компаний на российский рынок строительства и предоставления услуг ЦОД, то постоянные скандалы, связанные с иностранными инвесторами, неблагоприятный инвестиционный климат, обусловленный высоким уровнем коррупции, подтвержденный многочисленными независимыми исследованиями и отраженный в соответствующих рейтингах нашей страны, ну и, наконец, смехотворный с точки зрения крупных западных игроков объем рынка дата-центров в России точно не способствуют приходу таких крупных транснациональных компаний как, например, Equinix, Interxion, Telecity. Однако в последнее время некоторый интерес к российскому рынку услуг дата-центров стали проявлять японские компании, в частности KDDI, которая совместно с дочерней компанией Telehouse владеет крупнейшими дата-центрами по всему миру.  Появление такого игрока серьезно всколыхнуло бы рынок и, несомненно, придало ему положительный импульс как с точки зрения развития здоровой конкуренции, так и повышения качества предоставляемых услуг в целом. Хотя с технологической точки зрения навряд ли  произойдет революция, поскольку, скорее всего, такой инвестор не станет что либо строить на начальном этапе, а приобретет какой-нибудь уже готовый объект, максимально подходящий под свой стандарт и превратит  его в точку своего потенциального роста.


Алексей Волков, техническийконсультант «Tripp Lite Россия, Украина и Беларусь»: Рынок есть, особенно он явно наблюдается в области проектирования и строительства ЦОД. Однако, следует отметить, что в большинстве случаев проектирование и строительство осуществляется в тесном контакте с представителями инженерных отделов производителей оборудования – ИБП, серверы и СХД, телеком, системы охлаждения и кондиционирования. Консалтинговые услуги тоже оказываются либо инжененрами вендоров, либо «монстрами» ИТ-рынка – крупными и уважаемыми системными интеграторами.

Появление иностранных компаний вряд ли возможно, т.к. не все компании способны себя проявить в условиях российского бизнеса, да и пул игроков здесь уже сформирован и новичкам очень сложно будет проявить себя в первое время. Но я могу и ошибаться, всегда бывают исключенияиз правил.

 

 

Борис Гусев, директор направления «Инженерные системы и сети», «Verysell Проекты»: До конца этот рынок еще не сформировался, и качественным показателем в этом плане является тот факт, что в России до сих пор нет ни одной установки, сертифицированной Uptime Institute  по уровню TIER. Наличие в России какой-либо активности или даже просто присутствия со стороны Uptime Institute также не замечено.

Иностранных компаний на нашем рынке пока тоже очень мало, и я не думаю, что в ближайшее время их количество или качество существенно изменится.


Алексей Карпинский, директор департамента инженерныхсистем, «Астерос»: Рынок по проектированию и строительству инфраструктуры ЦОДов в России уже сформировался, а по консалтингу только зарождается. Особенно это касается технического консалтинга, который востребован только крупными компаниями. По нашей оценке, рынок консалтинга по строительству и оптимизации ЦОДов будет активно развиваться в ближайшие несколько лет. Это связано с ростом потребностей компании в минимизации рисков крупных дорогостоящих проектов.

Сергей Таран, генеральный директоркомпании «ОНЛАНТА»: Рынок сформировался. Проблем с выбором проектировщика, строителя и поставщика оборудования нет: их много и они имеют хороший опыт. Иностранные компании уже выходят на российский рынок проектирования и строительства ЦОДов. Думаю, что не за горами появление на рынке западных поставщиков услуг коммерческих дата-центров. Заметна тенденция роста интереса этих игроков к российскому рынку. Некоторая задержка связана, в первую очередь, с консервативным отношением российских заказчиков к возможности размещения данных на зарубежных площадках. Однако «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». И это положительно повлияет на технологическое оснащение и уровень услуг, поскольку российским поставщикам придется подтянуться до уровня мировых. Но, учитывая, что на строительство дата-центра уходит больше года, а информация о начале строительства таких ЦОДов отсутствует, этот процесс будет заметен не раньше чем через пару лет.


Вячеслав Ковалев, начальник отдела ЦОД, «Открытые Технологии»: Полагаю, что в рамках системных интеграторов такой рынок частично сформировался. Что касается выхода иностранных консалтинговых компаний на наш рынок, то есть ряд компаний с зарубежным капиталом, которые потенциально могут предоставить такие услуги. Однако это мало влияет на технологический уровень предложенных решений в силу того, что основной их набор в большей степени и так опирается на зарубежный опыт, включая предлагаемое оборудование, т.к. значительная его часть производится зарубежными компаниями.

 

Борис Грановский, вице-президент ГК «Стинс Коман»: Рынок только формируется, еще довольно много «проходимцев» в этом сегменте рынка, так называемых игроков «одного дня». Если говорить о зарубежных компаниях, то они уже пришли к нам на рынок ЦОДов и будут продолжать наращивать свое присутствие. Их главное преимущество - дешевые и длинные деньги, чем не могут похвастаться российские компании. Однако на технологию это сильно не влияет. Мы знаем и применяем все лучшее и передовое, что существует в мире ЦОДостроения.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!