Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2010
Евгения ВОЛЫНКИНА  09 ноября 2010

Облачность будет при любой погоде

Аналитики ИКТ-отрасли хором твердят о надвигающейся эре всеобщих облачных вычислений (cloud computing). Разного рода облачные сервисы в мире предлагают уже тысячи компаний. О том, чего ожидать операторам связи от внедрения новых сервисов и какие на этом пути их подстерегают проблемы, шла речь на 12-м рабочем совещании ИНТРУС-2010.

Рынок облачных услуг у нас в стране по мировым меркам пока очень скромен, однако именно представитель России генеральный директор ЗАО «Стек Софт» Виктор Кутуков стал недавно руководителем специализированной группы МСЭ-Т по стандартизации облачных вычислений. На правах «главного по облакам» он напомнил, что идея облачных вычислений, несмотря на свою нынешнюю злободневность, совсем не нова: консолидация ресурсов, динамическое управление ими и виртуализация появились в мэйнфреймах IBM более 40 лет назад. Первые коммерческие сервисы предоставления ПО в аренду по модели SaaS (Software as a Service), самого популярного сейчас вида «облаков», были запущены 10 с лишним лет назад. Затем к ним добавились PaaS (Platform as a Service – платформа как сервис для разворачивания приложений пользователя) и IaaS (Infrastructure as a Service – инфраструктура как сервис, т.е. виртуальные серверы, системы хранения данных, каналы связи). Однако бурный спрос на облачные вычисления появился тогда, когда бизнес начал искать пути сокращения затрат на ИТ-инфраструктуру и повышения ее эффективности. В облачных сервисах для бизнеса особенно привлекательны возможности быстрого масштабирования используемой инфраструктуры и оплаты услуг в соответствии с их фактическим потреблением.

 

И. Федорушкин: «По прогнозам IDC, к 2014 г. в 34% случаев новое ПО будет покупаться по модели SaaS, а решения SaaS займут 14,5% рынка ПО в денежном выражении. Но столь радужные перспективы вовсе не означают отсутствие проблем. Основная из них – это проблема доверия клиентов к такому виду услуг (когда компьютер с данными находится рядом, то пользователь уверен в том, что он контролирует ситуацию, и далеко не всегда он согласится на перенос приложений и данных в сторонний дата-центр, даже если это сулит большую экономию). Важной проблемой является и обеспечение безопасности при совместном использовании приложения несколькими пользователями, а также при перемещении виртуального сервера, на котором работает приложение клиента, с одного физического сервера на другой. Уровень SLA, предлагаемый сейчас провайдерами облачных сервисов, тоже устраивает не всех. В типовом договоре (в том числе и у западных провайдеров) прописана только доступность сервиса, скорость доступа гарантируется лишь при подключении пользовательского терминала к сети провайдера (что часто невозможно), данные пользователя обычно не резервируются, а штраф за нарушение SLA ограничен размером месячной платы за услуги, которая может оказаться в сотни и тысячи раз меньше суммы реального ущерба, понесенного клиентом.

 

Правда, как отметил Илья Федорушкин (Cisco Systems), сейчас компании в большинстве своем уже готовы отдать в управление оператору связи периметр своей сети, сетевые экраны, маршрутизаторы и телефонные станции. Некоторые компании согласны передать на аутсорсинг обслуживание своей внутренней локальной сети. Следующим этапом по идее должен стать аутсорсинг рабочих приложений (электронная почта, антиспам, антивирус), а со временем дело может дойти и до критичных для бизнеса приложений. Что же касается неадекватных компенсаций за нарушение SLA, эту проблему можно разрешить путем привлечения страховых компаний. Практика страхования от невыполнения SLA в мире уже есть. Конечно, это потребует от страховщиков немалых усилий и большого объема работ по оценке рисков, но открытие нового перспективного рынка наверняка стоит этих хлопот.

 

Серьезным камнем преткновения для массового распространения облачных сервисов может оказаться наше законодательство. Например, закон о персональных данных требует от оператора связи получения письменного согласия каждого клиента на обработку его персональных данных третьей стороной, что часто просто нереально. Поэтому передача биллинга на аутсорсинг в облачный дата-центр выглядит весьма проблематично. С СОРМ ситуация не лучше: законодательство требует проводить обработку конфиденциальных данных исключительно на территории России и обеспечить доступ к этим данным для правоохранительных органов. Облачные вычисления на базе виртуальных серверов, которые периодически перемещаются между физическими серверами, расположенными неизвестно где, в такой ситуации не имеют никаких шансов на легальную жизнь. В общем, внедрение прогрессивных технологий в очередной раз потребует от бизнеса немалой смекалки. Остановить наступление «облачности» все равно уже не удастся.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!