Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2011
Лилия ПАВЛОВА  07 февраля 2011

Мы купили аутсорсинг…

Бизнес-кейс любого проекта обретает особую экспертную ценность, если он представлен заказчиком, поскольку пиар-накрутка в этом случае минимальна. Свои кейсы приоткрыли на форуме «Аутсорсинг Форум АСТРА. Версия 2.010» два крупных заказчика услуг ИТ-аутсорсинга – ОАО «ФСК ЕЭС» и «М.Видео».

Беспрецедентный шаг 

 

– так можно назвать передачу на аутсорсинг услуг сопровождения бизнес-приложений на платформе SAP в «ФСК ЕЭС», крупнейшей российской энергетической компании. Если учесть, что аутсорсинг критичен для ИТ, ИТ критичны для бизнеса, а бизнес «ФСК ЕЭС» критичен для всей страны – получается, что ИТ-аутсорсинг в данном случае критичен для всей страны… На предприятиях такого масштаба в России внедрением, поддержкой и развитием информационных систем, как правило, занимаются инсорсинговые компании или специальные структуры. В ФСК же было принято решение привлечь аутсорсера.

 

По словам А. Щеканова, первого заместителя начальника департамента ИТ ОАО «ФСК ЕЭС», начиная с 2007 г. в ФСК было внедрено и работает десять модулей SAP, автоматизирующих планирование и бюджетирование, учет имущества и отчетность, техническое обслуживание и ремонт оборудования, закупки, расчеты зарплаты и др. Ежемесячно комплексная информационная система управления ФСК обрабатывает более 10 тыс. обращений, поступающих от 6 тыс. ее пользователей. Сопровождением и поддержкой системы в режиме 24×7 занимаются 130 специалистов компании «Энергодата», имеющей на территории России три центра сопровождения. «Держать такой штат консультантов SAP мы не могли бы себе позволить, поскольку ФСК как государственная компания (доля государства 61%) должна строго соблюдать показатель соотношения управленческого персонала к производственному, – пояснил А. Щеканов. – Поэтому мы передали службу сопровождения на аутсорсинг, жестко и детально прописав требуемые для ФСК уровни сервиса».

 

Отметим, что внедрение новых и развитие уже действующих систем идет постоянно, поскольку постоянно происходят изменения в бизнес-процессах компании. Проектную деятельность ведут сотрудники ИТ-департамента ФСК. По оценке А. Щеканова, такой подход оптимален для компании.

 

Впрочем, есть в этой истории успеха и «ложка дегтя», причем о двух сторонах. С одной – контракт на услуги аутсорсинга ФСК заключает раз в год, что по меньшей мере неудобно для аутсорсера, заинтересованного в трех-пятилетних контрактах. С другой – заказчик рискует попасть в зависимость от аутсорсера, ставшего «членом семьи». По словам А. Щеканова, в действительности задачи поменять поставщика у ФСК нет, но прописанный в контракте пункт о возможности его смены позволяет умерить аппетиты аутсорсера.

 

Только бизнес

 

Если «ФСК ЕЭС» принимала решение о покупке услуг ИТ-аутсорсинга в силу своей госпринадлежности, то другая крупная территориально распределенная компания – «М.Видео» – исходила из требований бизнеса. По словам И. Веселова, операционного директора «М.Видео» по ИТ, это решение было принято еще в начале 2000-х, когда владельцы компании поставили задачу развивать бизнес не только в Москве, но и в регионах, строить федеральную сеть продаж. Соответственно ее должна была поддерживать распределенная ИТ-инфраструктура. «Тема аутсорсинга тогда была совсем новой, но мы понимали, что справиться можно только привлекая внешние компании, – заметил И. Веселов. – На первом плане было обеспечение бизнес-стратегии компании и лишь на втором – вопросы денежной экономии».

 

Партнером «М.Видео» стала компания «Инфосистемы Джет», с которой в 2000–2005 г. был реализован ряд проектов по поставке оборудования и его базовой сервисной поддержке. В 2006 г. был заключен пятилетний контракт на администрирование SAP. Сейчас в «М.Видео» внедрены и действуют два десятка модулей SAP, система лояльности Siebel, информационные системы собственной разработки. В 2008 г., по словам И. Веселова, проект SAP в компании получил новый импульс развития: было принято стратегическое решение передать в эту систему ключевые бизнес-процессы и заключен трехлетний контракт на поддержку, администрирование и мониторинг SAP. В 2010 г. подписан контракт на поддержку и администрирование системы Oracle Data Integration, которая должна интегрировать потоки данных из разных систем.

 

Примечательно, что в ИТ-дирекции компании, розничная сеть которой насчитывает уже более 200 гипермаркетов в 77 городах России, работает всего 20 штатных сотрудников (при пятикратном росте оборотов «М.Видео» штат ИТ-специалистов увеличился лишь на 8%), а десяток аутсорсинговых контрактов ведет один специалист заказчика. При этом обслуживание далеко не всех систем передано на аутсорсинг – используется и совместная работа, и поддержка собственными силами ИТ-специалистов «М.Видео».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!