Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2022
Кирилл ЧЕХАНКОВ  29 сентября 2022

ИТ-трансформация бизнеса: выстраиваем процесс правильно

В свете ухода с российского рынка многих зарубежных производителей программных решений компании вынуждены спешно мигрировать на отечественные системы, менять ИТ-инфраструктуру и бизнес-процессы в целом.

С какими запросами сейчас сталкиваются интеграторы и на что можно заменить популярное западное ПО? 

Кому доверить электронный документооборот? 

Системы электронного документооборота (СЭД) – одно из фокусных направлений для нашей компании, и сейчас мы сталкиваемся с несколькими типами запросов заказчиков. Прежде всего, это комплексная замена СЭД. Долгие годы в крупных организациях наиболее популярна была канадская система OpenText. Решение считается одним из топовых даже по магическим квадрантам Gartner. Зачастую им пользовались компании, которые могли себе позволить, скажем, ERP-систему от SAP.

Первые звонки о необходимости найти замену OpenText и другим западным решениям прозвучали еще в 2014 г., но активно интересоваться отечественным софтом заказчики начали только год-два назад.

В марте SAP и OpenText, как и многие другие иностранные разработчики, заявили об уходе с российского рынка. Их клиенты столкнулись с аннулированием контрактов. К примеру, крупные ретейлеры, такие как «Магнит» и Х5 Retail Group, пользовавшиеся OpenText, вынуждены теперь искать ему замену. Безусловно, система на внутренних серверах пока работает, но техническую поддержку вендор больше не оказывает. А поддержка крайне важна с точки зрения получения ответов на вопросы, которые возникают при использовании платформы. И если произойдут какие- либо критические инциденты, помощи от разработчика тоже не будет. Поэтому, можно сказать, что система работает до первого серьезного сбоя.

В результате мы видим существенно возросший спрос на миграцию с импортных СЭД на российские аналоги. При этом стоит отметить, что системы электронного документооборота — это всегда несколько модулей, которые помогают вести ключевые процессы компании: 
  • канцелярское делопроизводство;
  • договорные обязательства и согласование документов;
  • юридически значимый документооборот;
  • кадровый электронный документооборот;
  • технический документооборот;
  • электронный архив.
И что интересно – заказчики сегодня готовы обсуждать каждый из модулей по отдельности, для того чтобы постепенно двигаться в сторону импортозамещения монолитного западного решения.

К слову, в подавляющем большинстве случаев мы не наблюдаем пока, чтобы компании использовали в рамках одной платформы больше двух таких модулей, что обусловлено зрелостью их бизнес-процессов. Тем не менее для крупных организаций переход на российскую систему электронного документооборота становится масштабным проектом, поскольку у них все процессы связаны с СЭД. И для внедрения разных модулей могут привлекаться разные подрядчики.

В своей практике мы сталкивались с тем, что электронный архив может быть организован, например, в «1С», а документооборот вестись в Microsoft SharePoint. Если для малого и среднего бизнеса подобные подходы в целом приемлемы, то более крупный столкнется с определенными  сложностями и даже проблемами. И тут уже стоит подобрать на замену единую систему, которая будет комплексно решать все задачи. 

Сейчас для миграции с OpenText заказчики выбирают импортонезависимые отечественные платформы Tessa, Docsvision, ZPlatform и другие продукты из единого реестра российского ПО, готовые заменить иностранные СЭД.

Важно отметить, что система электронного документооборота часто критична для компаний с точки зрения работы с конфиденциальными документами, которые содержат чувствительные данные. И миграция на российские аналоги требуется в первую очередь для обеспечения информационной безопасности, т.е. импортозамещение здесь не модное веяние, а именно необходимость.

Замена ERP: интеграторы спешат на помощь 

Еще одно направление, к которому сейчас приковано внимание заказчиков, – ERP-системы. После ухода с рынка ключевых зарубежных игроков мы видим массовый спрос на технологии «1С». Если продукты этой компании и раньше были популярными и востребованными, то сегодня они фактически стали безальтернативными.

Безусловно, есть ERP-системы и от других российских разработчиков, и многие интеграторы сейчас работают над созданием собственных решений. Но объективно ту часть рынка, которую занимала SAP, начинает занимать «1С». К тому же с 1 января 2025 г. государственные компании и объекты критической инфраструктуры должны отказаться от западного софта окончательно. А с 31 марта текущего года им запрещено покупать зарубежное ПО без соответствующего согласования. Это тоже добавляет очки популярности «1С».

Компании отказываются от использования продуктов не только SAP, но и Microsoft: Microsoft Dynamics Navision, Microsoft Axapta и других востребованных в свое время систем. Это связано, во-первых, с невозможностью получить качественную техническую поддержку, а во-вторых, с риском потерять деньги, если вендор решит разорвать контракт досрочно. Никому ведь не хочется купить лицензию на год, а в итоге пользоваться ею всего два месяца.

Управление корпоративными услугами

Импортозамещение коснулось и Service Desk – систем для управления ИТ-инфраструктурой. Сейчас мы наблюдаем буквально массовый исход вендоров таких западных решений как Jira, HPSM, Zendesk, Ivanti и SMAX. На фоне их ухода заказчикам требуется автоматизация работы с заявками. Импортонезависимые продукты для выполнения таких задач, уже зарекомендовавшие себя на рынке, – это либо входящие в реестр российского ПО (например, Naumen), либо open source-решения.

Один из наших заказчиков – крупный российский вуз – долгое время использовал Jira для обработки заявок от преподавателей и студентов. По понятным причинам потребовалось заменить систему на отечественный продукт. Мы предложили импортонезависимое решение OTRS на базе open source. С его помощью вуз может, как и раньше, ежемесячно обрабатывать более 10 тыс. пользовательских заявок. В системе одновременно работают 100 исполнителей.

Между тем системы Service Desk применяется не только для решения ИТ-задач. Зачастую они служат единым сервисным окном для получения справок по форме 2-НДФЛ, оформления отпусков, расчета оставшихся рабочих дней и т.д. По сути, программные решения, удовлетворяющие подобные запросы, объединены в ESM-направление (Enterprise Service Management). Они востребованы во многих крупных российских компаниях и до недавнего времени базировались на западных технологиях, например Ivanti.

Весной потенциальные и действующие пользователи известных платформ столкнулись с тем, что заранее подготовленные контракты с иностранными вендорами оказалось невозможно оплатить из-за ограничения финансовых транзакций с Россией. Условия изменились, и компании вынуждены искать новые продукты. Это могут быть как российские системы, так и независимые open source-платформы.

Замена OCR-продуктов 

Распознавание документов – частая задача в общих центрах обслуживания. Для ее решения в крупных организациях нефтегазового сектора, ретейла, телекома используют различные технологии. И российские аналоги зарубежных OCR-систем сейчас тоже весьма востребованы. Они основываются либо на открытых движках распознавания, либо на тех, которые не привязаны к иностранным сервисам.

Как правило, распознавание требуется для обработки первичной бухгалтерской документации, кадровых и неструктурированных документов и анкетных форм, заполненных от руки. Чаще всего компании использовали решения Kofax, ABBYY, IBM Datacap. Первые два были наиболее популярными в России, а теперь у их пользователей возникают проблемы с оплатой лицензий и невозможностью использовать западное ПО в госструктурах. 

Напомню, что продукты исторически российской компании ABBYY с января 2022 г. перестали быть отечественными. А поскольку доля разработчика на рынке была огромная, мы сейчас фиксируем огромный же спрос на замену технологий ABBYY.

В качестве альтернативы предлагаем клиентам различные решения как на основе платформ роботизации процессов, так и заточенные именно на распознавание документов, например, EasySeparate. Это разработка российских специалистов, и она также включена в единый реестр ПО.

Меняем иностранных роботов на отечественные 

С уходом европейских разработчиков возникает риск остановки проектов роботизации процессов.

До сегодняшнего дня российские компании использовали три крупнейшие мировые платформы – Blue Prism, UIPath и Automation Anywhere. Их роботы в основном были доступны по подписке, и сейчас заказчики спешно ищут им замену.

На этом направлении мы также наблюдаем повышенный спрос на миграцию на российские платформы, скажем, на Sherpa RPA или Robin. Вкупе с поддержкой опытных консультантов эти платформы смогут функционально заменить соответствующее иностранное ПО.

Во всех перечисленных сферах и проектах российские технологии проявляют себя на уровне западных аналогов. Будут ли проблемы с их внедрением и использованием – зависит исключительно от квалификации исполнителя. Поэтому рекомендую искать интегратора с опытом в нужном направлении, готового сделать обзор выбранной платформы и помочь разобраться в ее функциональности.

К слову, по стоимости российские решения либо сопоставимы с иностранными, либо даже дешевле, поэтому вполне конкурентоспособны и вписываются в бюджеты компаний.

Безусловно, крупные западные решения пока продолжают работать, и поддерживаемые ими процессы не остановятся в один момент, но правильно оценить возможные риски и начать переход на отечественные аналоги лучше без лишних проволочек.

Кирилл Чеханков, руководитель департамента ИТ-решений, Konica Minolta
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!