Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03 2011
Александра КРЫЛОВА  09 марта 2011

К мобильному банкингу готовьсь!

Для кредитных организаций интернет-банкинг уже давно перешел в разряд must have. Как показал XI Международный форум iFin-2011, сегодня предметом живого и деятельного интереса банков стали решения, обеспечивающие и корпоративным и частным клиентам возможность оперировать своим счетом с мобильных устройств.

Не то чтобы тема «мобильный банкинг» оказалась совершенно новой для форума с 11-летней историей, но в нынешнем году, когда разнообразные умные и производительные мобильные устройства на платформах от Apple и Google стали так популярны среди «широких кругов» платежеспособных клиентов, она явно переживала второе рождение.

 

И это неудивительно – ведь перейдя из категории «смартфона» и «персонального цифрового ассистента» в разряд, как точно подметил один из докладчиков форума, Personal Mobile Friends, или «персональных мобильных друзей», iPhone, Motorola Droid или Samsung Galaxy заняли заметное место в жизни своих пользователей разных возрастов. Более того, по мере освоения интеллектуальных возможностей этих устройств их владельцы начинают испытывать растущую потребность обращаться к своим «персональным мобильным друзьям» не только для общения и развлечений, но и для решения практических задач. А что может быть более практическим, чем удаленное управление личными или даже корпоративными финансами?

 

Благодаря мощным мобильным платформам и доступным средствам разработки сегмент приложений мобильного банкинга стал полем, на котором играют и ведущие разработчики «тяжелых», комплексных систем дистанционного банковского обслуживания, и многие новые игроки, для бизнеса которых этот сегмент основной. По крайней мере на iFin’2011 представителям кредитных организаций об особенностях и преимуществах таких решений рассказывали докладчики из самых разных уголков земного шара: Бразилии, Великобритании, Чехии и России.

 

Разработчики промышленных систем дистанционного банковского обслуживания, в которых присутствуют и приложения для мобильного банкинга, сегодня позиционируют последние как полнофункциональный канал электронных финансовых услуг. Такой канал должен позволять клиентам оплачивать счета, управлять банковскими картами, контролировать и акцептировать платежи, осуществлять инвестиции, считает М. Дударев, директор по развитию компании БИФИТ. Причем поскольку очень часто, в силу выгодности тех или иных предложений, люди пользуются услугами сразу нескольких банков, то сервис управления финансами с мобильного устройства должен быть мультибанковским. Несмотря на кажущуюся фантастичность такого решения и отсутствие готовых программных продуктов на российском рынке, его появление возможно уже в ближайшей перспективе, дал понять присутствующим в зале банкирам М. Дударев, по крайней мере БИФИТ над ним уже работает.

 

Однако клиенты используют мобильный банкинг не только для осуществления транзакций, утверждает И. Ниири, технический директор европейской группы компаний IND, штаб-квартира которой находится в Великобритании. По опыту этого вендора систем Интернет- и мобильного банкинга, даже потенциальным клиентам очень интересны тизерные приложения, с помощью которых реализованы информационные банковские сервисы. Клиентов, которые прямо из такого приложения переходят в «личный кабинет», чтобы посмотреть историю своих платежей или проверить баланс, как правило, не так много. И еще меньше тех, кто, зайдя с мобильного устройства в личный кабинет, осуществляет какие-то транзакции.

 

Именно подход к реализации услуги мобильного банкинга в формате специального Android- или iOS-приложения способствует формированию у клиентов кредитной организации положительного опыта или, выражаясь английским языком, User Experience. Подобные приложения банки могут использовать для налаживания и поддержания эффективных маркетинговых коммуникаций с потребителями. Они также позволяют предоставить клиентам возможность за «один клик» обратиться в нужное ему подразделение банка или такую пока еще мало кем реализованную услугу, как корректное считывание QR- и BAR-кодов с помощью камеры мобильного устройства.

 

В мобильный банкинг можно встроить и сервис «менеджера личных финансов», все более востребованный сегодня как у частных, так и у корпоративных клиентов кредитных организаций. Такой сервис, по убеждению А. Мосина, менеджера по развитию продуктов ЗАО «БСЦ Мск», стимулирует пользователей больше времени проводить в этом приложении, в информационном и маркетинговом пространстве банка, а следовательно, делает их восприимчивыми к адаптированным к его модели потребления предложениям. «Дистанционное банковское обслуживание в целом и мобильный банкинг в частности должны приносить прибыль кредитным организациям, и не столько за счет комиссии, взимаемой с клиентов, сколько за счет новых возможностей для кросс-продаж», – отмечает он.

 

По данным отчета Morgan Stanley, в 2014 г. интернет-пользователи будут чаще выходить в сеть с мобильных устройств, нежели с персональных компьютеров. Есть и прогноз компании Wireless Intelligence, согласно которому к тому же сроку количество пользователей 3G-сетей в России вырастет в восемь раз – до 105 млн человек. Эти оценки привел в своем выступлении Р. Потемкин, директор по развитию бизнеса в Восточной Европе компании с вполне говорящим названием iDA Mobile. Но это означает, что уже через три года большинство клиентов кредитных организаций будут прибегать к помощи своих «персональных мобильных друзей» для управления личными финансами, а следовательно, функционал и качество мобильного приложения из важного для банков конкурентного преимущества превратятся в необходимость. 

 

Воображение участников форума поразила устроенная Р. Потемкиным феерическая демонстрация возможностей, которыми должно обладать «образцовое приложение мобильного банкинга для устройств на платформе Android», в том числе перспективных. Это, например, быстрый, занимающий не более двух секунд вход в приложение после ввода четырехзначного пин-кода. Среди полезных для клиентов бизнес-класса функций – курсы валют с возможностью построения графиков, конвертер, «компас», показывающий местоположение ближайшего банкомата. Интересна также интерактивная карта, на которую нанесены все отделения банка с указанием их часов работы и контактных телефонов. Подобную карту в приложении мобильного банкинга использовал Ситибанк для реализации своей программы лояльности, указав на ней все точки, где его клиенты могут приобретать товары или получать услуги со скидкой.

 

Какими еще возможностями должен обладать мобильный банкинг будущего? Хорошо было бы, например, при уплате транспортного налога не вносить вручную реквизиты в платежное получение, а занести их туда автоматически. Для этого  в банковском приложении выбирается счет для перечисления оплаты, затем в специальном разделе «оплата в пользу госучреждений» сканируются реквизиты, после чего остается только внести в документ сумму и отправить платеж.

 

Еще было бы неплохо получить возможность голосового управления финансами – благодаря технологиям распознавания речи в приложении мобильного банкинга. Тогда клиент смог бы, не нажимая на кнопки (это важно, например, если он за рулем), переводить средства со своего счета на счета членов семьи.

 

Банковское сообщество понимает, что значение мобильной составляющей в дистанционном обслуживании клиентов с годами будет только расти. Об этом свидетельствует тот факт, что в наиболее крупных банках инициатива по внедрению и развитию технологий интернет- и мобильного банкинга исходит от руководства.

 

Для банка, который работает преимущественно в корпоративном сегменте и для которого задача удержания клиентов важна не меньше, чем их привлечение, огромное значение имеет способ доставки любого продукта из его широкой линейки как можно большим числом способов, уверен А. Широких, вице-президент по ИТ Газпромбанка. Понимают в банке и ценность информации, которую можно получить, проанализировав поведение клиента, воспользовавшегося услугами по электронным каналам. Она дает возможность формулировать персонифицированные предложения, осуществлять кросс-продажи.

 

При этом мобильный банкинг, по мнению А. Широких, не конкурирует с интернет-банкингом, а дополняет его новыми возможностями. Хотя уже сегодня такие программные продукты, использующиеся в разных банках, мало чем отличаются друг от друга, т.е. превращаются в commodity. И потому в борьбе за клиента будут выигрывать те кредитные организации, у которых есть уникальные сервисы. «С моей точки зрения, задействование мобильного канала дает и нашему банку, и всей индустрии в целом очень интересную возможность – предложить клиентам принципиально новые и для них, и для себя сервисы», – отметил А. Широких. Будущее же мобильного банкинга он видит в персонификации продуктов и услуг, предлагаемых клиенту, например, на основе данных геолокации, т.е. знания о его местонахождении.

 

Словом, как показал iFin’2011, и разработчики решений, и банки готовы предложить такие услуги клиентам. Так что готовьтесь пользоваться мобильным банкингом! 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!