Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 03 2011 | ![]() |
![]() |
Руслан ЗАЕДИНОВ  | 09 марта 2011 |
Облако начинается с каталога услуг, а не с виртуализации
Термины «облачные вычисления» и «виртуализация», а также их взаимоотношения участники рынка зачастую понимают неправильно, предупреждает Руслан ЗАЕДИНОВ, руководитель направления центров обработки данных компании КРОК.
– Многие считают виртуализацию первым шагом к облачным вычислениям. Какими тогда должны быть следующие шаги?
– Начнем с того, что виртуализация не является первым шагом к облачным вычислениям. Возможно, в распространении подобных недоразумений виноваты вендоры, которые активно продвигают облачные вычисления в стиле политической агитации, не объясняя заказчику всю подноготную облака. Нужно четко понимать, что облачные вычисления – это одна из моделей аутсорсинга. Внешнего аутсорсинга, если речь идет о публичном облаке, построенном на ИТ-инфраструктуре провайдера, или внутреннего в случае частного корпоративного облака. А главное правило аутсорсинга гласит: на аутсорсинг можно отдать только те процессы, которые хорошо формализованы и для которых есть четкие метрики определения результатов и характеристик. Поэтому облачные вычисления, как и любая другая разновидность аутсорсинга, начинаются с каталога услуг, а виртуализация представляет собой лишь один из технологических кирпичей, использующихся при построении физической инфраструктуры облака.
Такой каталог услуг предоставляет бизнесу сторонний провайдер или собственная ИТ-служба. При этом совсем необязательно сразу же делать этот каталог высокоуровневым. Российский рынок облачных сервисов еще не созрел, пока реально можно говорить только о каталоге услуг инфраструктуры (Infrastructure as a Service, IaaS): услугах хранения данных, архивирования, резервного копирования, предоставления вычислительной мощности для выполнения тех или иных задач. По мере созревания рынка неизбежно дойдет и до массового распространения услуг электронной почты или виртуальных десктопов. Но в любом случае только при наличии каталога услуг можно говорить о реализующих эти услуги технологиях.
– Что же еще необходимо для построения облака?
– Первую технологию мы уже назвали, это виртуализация. Кроме того, организация облачных сервисов невозможна без автоматизации всех ИТ-процессов эксплуатации облака. Необходимым компонентом облака является и биллинг, позволяющий измерять ресурсы, потребленные заказчиками, чтобы они в итоге платили только за то, что реально использовали. А чтобы облако было одновременно экономически эффективным для провайдера и привлекательным для клиентов, необходима оптимизация всех его компонентов и процессов. Потому что клиенту недостаточно просто платить только за то, чем он пользуется, он хочет, чтобы размер этой платы определенным образом соотносился с теми капитальными и операционными расходами, которые он бы понес в случае покупки всех этих серверов и/или создания собственного дата-центра. Иными словами, кроме измеримости услуг в деньгах необходима и минимизация цен на эти услуги. В общем, в основе правильного облака как технической разновидности аутсорсинга лежат пять составляющих: каталог услуг, виртуализация, автоматизация, биллинг и оптимизация.
– Готовы ли российские заказчики потреблять ИТ-услуги из облака?
– Если клиент может выделить у себя какие-то процессы или задачи, которые он сумеет формализовать, у которых есть границы и метрики, то он готов к переводу этих сервисов в облако. Пока спрос на подобные услуги сосредоточен главным образом на уже упомянутых инфраструктурных облачных сервисах. Можно также отметить появление спроса на разворачивание резервных корпоративных вычислительных центров и услугу восстановления после сбоев (disaster recovery) – правда, пока это единичные проекты. Через год-два, полагаю, заказчики дорастут до потребления из облака прикладных решений. Наверняка среди средних и мелких компаний будет популярен сервис типа «1С» из облака». Скорее всего, хорошо пойдут сервисы, которые находятся на границе инфраструктуры и прикладных решений, например услуги создания аналитических отчетов по данным заказчиков. Такие услуги бывают востребованы лишь раз в квартал или в год, и строить для этих расчетов свою собственную инфраструктуру, которая будет почти все время простаивать, нецелесообразно. Кроме того, на аутсорсинг в облако наверняка будут выноситься услуги, которые сами заказчики предоставляют своим клиентам, например, различные веб-сервисы Интернет-магазинов или логистических компаний.
При нынешнем состоянии российского рынка пока сложно строить точные прогнозы развития частных и публичных облаков и сервисов, но наблюдения за настроениями наших заказчиков дают основания надеяться, что облачные сервисы будут очень хорошо востребованы в ближайшие годы. Во всяком случае мы готовимся к поддержке этого тренда: строим ЦОДы, разворачиваем инфраструктуру, запускаем бесплатное демонстрационное облако – ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.