Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  11 августа 2011

И. Бутенко (РТКомм.РУ): «Со временем сертификат Uptime Institute может стать гарантом надежности дата-центров, но только в совокупности с четко отлаженной системой эксплуатации»

Слова Uptime Institute и Tier в мире дата-центров знают все. Долгое время ЦОДы, сертифицированные в Uptime Institute, казались нам какими-то волшебными замками. И вот лед тронулся, в России появились первые проекты дата-центров с сертификатами Uptime. Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №7-8`2011, «ЦОД: переходим на новый Tier». Часть VII.

? «ИКС»: Проекты трех российских дата-центров уже получили сертификаты Uptime Institute и еще три находятся «в процессе». Это реальная потребность или дань моде? Как такая сертификация может повлиять на ситуацию на рынке и на общий уровень проектирования и строительства дата-центров?


Петр Ронжин, директор "ВЕНТСПЕЦСТРОЙ": В отсутствие российских стандартов подобного уровня сертификация в Uptime Institute - это единственный способ для заказчика услуг дата-центра знать реальный уровень дата-центра, а не тот, что продекларирован его владельцем. Зная этот уровень, можно просчитать свои риски при размещении своего оборудования или заказе других услуг.


Григорий Юдин, ведущий консультант, HP Россия: В первую очередь это дань моде, поскольку для реальной необходимости такой сертификации в России пока не созрела бизнес-ситуация – нет практики выплаты неустоек за нарушение SLA, законодательной базы, обязывающей компании обеспечивать реальную доступность сервисов на высоком уровне, да и потребители сервисов не увязывают пока доступность сервиса и уровень Tier коммерческого ЦОДа.


Валерий Корниенко, руководитель по развитию сервисного бизнеса, IBM в России и СНГ: Заказчик спрашивает – значит, это нужно. Сертификация Uptime Institute позволяет строить больше дата-центров премиум-класса.


Артем Антипов, менеджер по развитию бизнеса, Россиия+СНГ Delta Electronics: Безусловно, понимание и стремление российских проектировщиков и заказчиков максимально соответствовать требованиям Uptime Institute повышает отказоустойчивость ЦОДа, что в свою очередь делает его более надежным и привлекательным для клиентов. В тоже время немногие российские компании могут позволить себе ЦОД, сертифицированный в Uptime. Да и не стоит забывать, что Uptime Institute - это коммерческая организация, а значит она преследует свои цели и интересы. Я поддерживаю идею создания российских стандартов для строительства ЦОДов, которые бы учитывали особенности российского рынка.


Игорь Бутенко, начальник службы развития и продаж услуг дата-центров, "РТКомм.РУ": Для многих клиентов российских дата-центров определяющим параметром является цена сервиса, однако для крупных заказчиков, чьи бизнес-процессы напрямую зависят от работоспособности корпоративных ИТ-систем, на первый план выходит непрерывность бизнеса. Для таких компаний выбор ЦОДа, в полной мере отвечающего корпоративным требованиям, нетривиальная и достаточно трудоемкая задача. Со временем сертификат Uptime Institute может стать определенным гарантом надежности дата-центров, но только в совокупности с четко отлаженной системой эксплуатации. Не исключено, что с развитием российского рынка может появиться аналогичный доморощенный сертификат качества.


Алексей Черевков, руководитель группы по развитию и поддержке услуг дата-центров, МегаФон: Наличие международного сертификата является хорошим конкурентным преимуществом на рынке крупных корпоративных клиентов. Размещая оборудование в сертифицированном дата-центре, клиент может быть уверен в том, что все декларируемые параметры соблюдены.

Андрей Синяченко, технический директор департамента инфраструктурных решений, АйТи: Вопрос необходимости какой-либо сертификации ЦОДа – весьма дискуссионный. С точки зрения российской нормативной базы такая сертификация не требуется и ее отсутствие никаких проблем с эксплуатацией не вызывает. Более того, даже если вы сертифицируете свой ЦОД на какую-либо категорию по Tier, это совсем ничего не значит, если вы, например, решили разместить в этом ЦОДе узел оператора связи. Также это не дает никаких преимуществ, если вы планируете обрабатывать персональные данные пользователей, т.к. вам придется выполнять весь комплекс мероприятий, требуемых законодательством РФ. Сертификация Uptime Institute может оказаться полезной разве что для PR владельца коммерческого ЦОДа (как способ выделится среди «прочих равных» ЦОДов и привлечь заказчиков) или при участии в создании ЦОДа иностранного капитала. В любом случае, интеграторов, потративших деньги на обучение и сертификацию своих инженеров и получивших право проводить сертификацию построенных ими ЦОДов, в России совсем немного. А это значит, что если вам захочется по итогам строительства получить сертификат уровня надежности вашего ЦОД, вы, скорее всего, получите совершенно неконкурентную среду на конкурсе по выбору подрядчика.

Олег Матюшенко, руководитель направления по развитию сетевых услуг, МегаФон: Наличие сертификата неизбежно ускорит процесс принятия решения клиентом о выборе дата-центра. На моей памяти бывали случаи, когда клиенты месяца полтора изучали ЦОД, их специалисты ходили по подвалам, смотрели перекрытия, мерили высоту пола, смотрели где какие коммуникации проходят и в каком они состоянии, и лишь после этого дело доходило до подписания договора. При наличии сертификата процедура заключения контракта может сократиться с двух месяцев до трех дней.


Андрей Павлов, генеральный директор, ДатаДом: Желание российских владельцев центров обработки данных получить сертификат Uptime Institute вызвано скорее потребностью выделиться из общей массы ЦОД и формально подтвердить уровень надежности своей площадки, чем в действительности предоставить клиентам требуемый уровень SLA. Этот сертификат является маркетинговым преимуществом, позволяющим привлечь клиентов, принимающих «мнение» Uptime Institute за последнюю инстанцию. А между тем, большинство существующих сертифицированных площадок сертифицировано только на уровне проекта, а, как известно, в России проектная документация может кардинально отличаться от конкретной реализации объекта. Со слов зарубежных коллег европейские операторы центров обработки данных зачастую строят свои площадки, исходя из здравого смысла и лучших практик, нежели из рекомендаций тех или иных профессиональных организаций. К сожалению, у российских интеграторов и операторов ЦОДов еще нет настолько большого опыта в строительстве крупных объектов, и, видимо, это и является основной причиной «поклонения» чужим идолам. Но во всем есть свои плюсы, и, безусловно, команды, получившие опыт согласования своей проектной документации в Uptime Institute, и, более того, построившие реальную площадку, будут поднимать общий уровень проектирования ЦОД в России.


Алексей Карпов, директор департамента инженерных систем, «Астерос»: Вопрос о сертификации площадок нужно рассматривать с точки зрения форматов ЦОДов: коммерческие или частные. Разница между ними в том, что для аутсорсинговых (коммерческих) ЦОДов сертификация Uptime Institute не несет добавочной стоимости и увеличения прибыли владельцу. Однако при сравнении с несертифицированным ЦОДами в условиях одинаковой стоимости услуг, сертификация является несомненным плюсом. Поэтому говорить о необходимости сертификации коммерческих дата-центров преждевременно, сейчас это скорее маркетинговый ход и инвестиции, поскольку российский заказчик первоначально обращает внимание на стоимость предоставляемых услуг. Для собственных ЦОДов значимость и необходимость сертификации постепенно возрастает. Заказчики хотят быть уверенными в том, что компания, которая проектирует и строит ЦОД, эффективно и профессионально использует их инвестиции. Наличие сертифицированных специалистов в штате компании-партнера и независимая экспертиза третьей стороны в лице самого Uptime могут это гарантировать.


Александр Аносов, директор департамента интеграции подразделения IT Business, APC by Schneider Electric: Реальная потребность, безусловно, есть, но весьма ограниченная. Она может возникать либо у компаний, где есть внутренние соглашения с ИТ-службой по уровню доступности сервиса, либо у коммерческих ЦОДов, которым этот сертификат нужен исключительно для маркетинговых целей, чтобы предоставить заказчикам дополнительный аргумент в пользу надежности дата-центра, продемонстрировать его соответствие стандартам качества и работы. Надеюсь, что с развитием культуры и качества отношений между заказчиком и ИТ-службами эта потребность будет расти. Сейчас же сертификация практически никак не влияет на ситуацию на рынке и на общий уровень проектирования и строительства дата-центров. Это одно из требований, одна из строчек в техническом задании, не играющая радикальной роли при выборе партнеров и заказчиков. За счет нее еще ни одна компания не вырвалась вперед – по той простой причине, что такое предложение есть практически у всех системных интеграторов и ведущих вендоров.


Борис Гехтман, архитектор комплексных инфраструктурных решений Linxdatacenter: Сертификация Uptime – это один из немногих способов донести до участников рынка информацию об уровне проекта, его соответствии лучшим практикам. Метры, мегаватты и PUE тоже производят впечатление, но правильный сертификат дает некоторую интегрированную оценку и снимает целый список вопросов со стороны потенциальных клиентов. Важно еще и то, что этим активно занимаются новые площадки, те, которые недавно открылись или активно к этому готовятся. Для уже работающих ЦОДов вопрос сертификации Uptime мало актуален. Как правило, это не совсем целесообразно, если репутация площадки уже сложилась, заказчики ей доверяют и бизнес стабильно работает. В этом случае фокус смещается на сертификацию качества, эксплуатационных и бизнес-процессов, в частности ISAE 3402 (ранее SAS 70), ISO и т.п.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!