Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2011 |
Лилия ПАВЛОВА  | 26 июля 2011 |
Как регулировать по-новому?
Мир пребывает в поисках новых механизмов регулирования рынка инфокоммуникаций – в рамках «интернет-экономической» модели. В России, где цифровое неравенство остается главной проблемой, важно найти свою сбалансированную модель.
Что она должна собой представлять? Ответ на этот вопрос искали участники международного форума операторов фиксированной и сотовой связи «Телеком-2011», организованного газетой «Ведомости».
Большие перемены
Рынок, на котором появились интегрированные операторы, способные предоставлять полный спектр услуг («большая тройка» и «Ростелеком»), уже невозможно регулировать как раньше, признал Наум Мардер, замминистра массовых коммуникаций и связи. Вероятно, со временем появится новое законодательство для регулирования конвергентного рынка, а сейчас министерство идет по пути внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты. Рабочая группа Минкомсвязи при участии операторов уже подготовила новую редакцию правил оказания услуг подвижной связи, которые должны быть утверждены правительством до конца года; на очереди – правила оказания услуг передачи данных и телематики. «В достаточно близкой перспективе мы должны прийти к единым правилам оказания услуг электросвязи», – уверен Н. Мардер.
Тему регулирования телекоммуникаций в России уже не вырвать из мирового контекста. Как заметил Валерий Ермаков, первый заместитель гендиректора по операционной деятельности компании «МегаФон», сегодня позиция страны в мире определяется в первую очередь развитием информационной инфраструктуры – так что регулирование должно быть направлено на поддержку российских игроков с точки зрения глобальной конкуренции, чтобы государство сохранило контроль над телекоммуникационной отраслью. Страна должна быть заинтересована в крупных национальных игроках с высоким инвестиционным потенциалом, и суть регулирования, по мнению В. Ермакова, должна состоять в том, чтобы стимулировать таких игроков инвестировать в развитие инфраструктуры. В этом отношении главным ресурсом роста он назвал частоты – их прозрачное распределение и равный доступ с пропорциональной оплатой частотного ресурса.
На конверсию РЧС во многом нацелено принятое в марте этого года постановление правительства, которое обязывает силовые структуры с 1 января 2012 г. платить за использование РЧС в диапазонах радиочастот, предназначенных для совместного использования (а это около 80% всего РЧС) или для гражданских нужд (5% РЧС). Как показали расчеты Минкомсвязи, для расчистки полосы «цифрового дивиденда» (790–860 МГц) потребуется не менее $2 млрд, и одним из основных сегодняшних направлений работы ведомства Н. Мардер назвал создание механизма привлечения инвестиций и обеспечения гарантий инвесторам, участвующим в конверсии РЧС. С этой целью, по его словам, разрабатывается специальный нормативно-правовой акт, который будет выпущен в форме указа президента РФ.
По сообщению Валентины Угрюмовой, начальника управления разрешительной работы в сфере связи Роскомнадзора, Минкомсвязи совместно с ФАС России разработало ряд предложений по совершенствованию законодательной базы отрасли. Так, предлагается закрепить в законе «О связи» право оператора оказывать в уведомительном порядке (без лицензии) отдельные услуги, деятельность по предоставлению которых не связана с использованием радиочастот, с телевидением и радиовещанием, с почтовой связью и с использованием ресурса нумерации. Это услуги передачи данных, «передача данных с голосом», услуги телематических служб. «Видимо, будут вноситься изменения и в постановление правительства №87, устанавливающее перечень лицензируемых услуг, – заметила В. Угрюмова. – Возможно, эти услуги будут объединены как “услуги передачи данных с предоставлением услуг телематических служб”». Еще одно предстоящее изменение в законе связано с отменой существующего порядка проведения торгов на получение лицензии: вместо них признано целесообразным проводить торги на право использования радиочастот. Это позволит оператору самостоятельно решать, какие услуги связи он будет предоставлять с использованием полученных частот.
Технологическая нейтральность: все – «за»?
Принципы технологической нейтральности при распределении радиочастотного спектра и ввозе радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств исповедует и Федеральная антимонопольная служба России. По словам Дмитрия Рутенберга, начальника управления контроля транспорта и связи ФАС, основой эффективного регулирования отрасли должны стать именно эти принципы: выделение полос радиочастот с возможностью оказания услуг связи по различным технологиям; регулирование построения и взаимодействия сетей электросвязи, исходя из потребительских характеристик услуг, а не «видовых» различий сетей; применение технологически нейтральных решений ко всем участникам рынка в равной степени. С другой стороны, технологическая нейтральность регулятора может привести к тому, что сети связи общего пользования в стране будут подобны лоскутному одеялу, считает Н. Мардер. В качестве примера он напомнил, что некоторые операторы по сей день отстаивают право на жизнь аналоговых технологий сотовой связи AMPS/DAMPS.
Впрочем, вытеснению с рынка устаревших технологий будет способствовать разработанная Минкомсвязи в соответствии с постановлением правительства о платности РЧС методика расчета разовой и ежегодной платы за использование в РФ радиочастотного спектра (проект опубликован на сайте министерства). Коэффициенты в этой методике учитывают в числе прочего и технологию, для которой используется РЧС. Так, для перспективных гражданских радиотехнологий применяется понижающий коэффициент 0,5; для гражданских аналоговых технологий – повышающий в полтора раза; для гражданских технологий, в отношении которых принято официальное решение о прекращении их дальнейшего использования, – повышающий в два раза. В итоге, как сообщил Н. Мардер, предварительные расчеты показали, что в среднем плата для операторов за использование радиочастотного спектра возрастет на 10–15% , а больше всех должен будет платить «Ростелеком», использующий на сети устаревшие технологии. В целом же главными плательщиками станут силовые структуры, использующие частоты (а нередко и не использующие, а просто владеющие ими) в гражданском и совместном диапазонах – за приверженность технологиям, от которых давно отказался весь мир, они должны будут платить в два раза больше, чем операторы. Либо отказаться от частот. Либо перепродать?..
Частоты на перепродажу?
Введение перепродажи радиочастот другим операторам как один из способов повышения эффективности использования спектра предложил Дмитрий Страшнов, президент «Теле2 Россия». По его мнению, это позволит выстроить рыночные механизмы управления частотным спектром и будет способствовать формированию вторичного рынка частот, а также, по приблизительным расчетам оператора, увеличит ежегодные поступления в бюджет на 10 млрд руб. В качестве «доказательной базы» Д. Страшнов привел опыт продажи частот в Англии (24 сделки в 2004–2008 гг.), Франции (11 сделок в 2006–2008 г.) и Австралии (397 сделок в 1998–2007 гг.), однако Н. Мардер выразил большие сомнения в возможности положительного решения этого вопроса в России, поскольку для введения частот в хозяйственный оборот у нас нет соответствующей правовой базы.
Тем не менее этот вопрос, судя по всему, «витает в воздухе». Елена Шматова, генеральный директор «ВымпелКома», высказала уверенность, что операторам нужно дать возможность обмениваться частотами, создавать общие пулы для совместного использования. Ее поддержал Александр Поповский, директор «МТС Россия», констатировавший, что сегодня интегрированные операторы исчерпали все возможности получения частот через покупку компаний, владеющих частотами, но в то же время в отдельных регионах у некоторых операторов частотный ресурс избыточен – поэтому сейчас необходим механизм обмена ими между операторами.
Нельзя сказать, что в этом вопросе государство находится по отношению к операторам в абсолютной оппозиции. Так, Д. Рутенберг считает, что «возможность передачи права на использование радиочастот следует обсуждать – в том случае, если субъект не может предоставлять услугу с использованием радиочастоты по договору в пределах времени, отведенного ему разрешением». Да и В. Угрюмова подтвердила, что в настоящее время возможность сдачи частот в аренду прорабатывается Роскомнадзором. Со своей стороны, Н. Мардер призвал операторское сообщество сформулировать все свои предложения в рамках созданного в декабре прошлого года консорциума 4G, нынешнюю активность которого он оценил как нулевую.