Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09 2011 |
Галина БОЛЬШОВА  | 13 сентября 2011 |
Как живешь, школьный Интернет? Еще раз по следам наших публикаций
Третий год пошел с того времени, когда в рамках нацпроекта «Образование» к Интернету были подключены практически все российские школы. Как известно, с 2010 г. оплата интернет-трафика средних общеобразовательных учреждений легла на плечи региональных бюджетов. Законный вопрос: Как живешь, школьный Интернет? «ИКС» не раз писал о перипетиях интернетизации отдельно взятой российской школы, что в деревне Волок Андреапольского района Тверской губернии (см. «ИКС», № 12`2007, с. 6 и № 9`2008, с. 10).
Жизнь порой обещает нам праздники, которые никогда не состоятся…
А бывает, что она нам преподносит подарок…
В. Набоков
Из типового договора ОАО «ЦентрТелеком» (Тверской филиал) на оказание услуг связи общеобразовательным учреждениям: «Оператор обязан: 3.1.6. Устранять неисправности…в срок с момента регистрации обращения Пользователя в службе поддержки Оператора: не позднее 14 дней в случае аварии на магистральной части сети передачи данных; не позднее 30 дней – в случае обрыва абонентской линии и/или неисправности Операторского оборудования для точки подключения, подключенной наземной линией доступа… 9.1. Оператор вправе в одностороннем порядке приостановить оказание Услуг в случае нарушения Пользователем сроков оплаты Услуг, иных требований, установленных настоящим договором, Правилами оказания соответствующих услуг связи, Федеральным законом «О связи». 9.2. Приостановление оказания Услуг в случаях, указанных в п.9.1, осуществляется с уведомлением об этом Пользователя за 7 (Семь) рабочих дней до предполагаемой даты приостановления оказания Услуг». Мера ответственности за неоказание услуг в договоре указана практически одна – уменьшение оплаты за расчетный месяц (2500 руб. без НДС) на сумму, «равную 1/720 размера абонентской платы… за каждый полный час времени перерыва». |
Нешкольные будни
Среди приоритетных задач Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 г. – «стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность». При этом за последние 16 лет в России были закрыты около 12 тыс. деревенских школ.
И над нашей школой сгустились тучи. Средств на дрова не выделяли, но нашлись добрые люди, пустили шапку по кругу и собрали деньги на четыре телеги зимнего топлива. А потом здание признали аварийным (брус деревянный потрескался, требуется утепление) – тут уж скинулись операторы VSAT-связи, AltegroSky и «РуСат». И встала, считай, новая школа, с утеплением и сайдингом по фасаду. Казалось, жизнь налаживается: по ЕГЭ заняли первое место в райо не, даже городскую школу обошли, работы учеников и педагогов отмечены на форуме HP Digital Community…
Однако в феврале 2011 г., когда и название того самого приоритетного проекта подзабылось, вновь пришла беда: Интернет отключили. Местные чиновники, в чье «региональное финансирование» с 1 января 2010 г. были переданы заботы об оплате школьного интернет-трафика, не спешили утруждать себя поиском средств.
Деревенским – не положено?
Звонки районному начальству результата не дали: в городских школах Интернет есть, а «что у вас – не знаем». В письме, отправленном мне учителем информатики Волокской школы через его личный GPRS-доступ, говорилось:
«В школе дней 10 назад отключили Интернет. Сообщили, что из-за отсутствия оплаты. Бухгалтерия районного отдела образования в Андреаполе говорит, что пока нет на нас договора. Позвонил на горячую линию, там сказали: «РТКомм» школы больше не обслуживает, наш провайдер теперь «ЦентрТелеком». Опять позвонил в бухгалтерию роно, дали телефон Тверского отделения 8-482-279-02-16, добавив, что им «ЦентрТелеком» услуги уже предоставляет и у них Интернет работает. Звоню в Тверь, а там заявили, что договор будет только для городских школ, а деревенские они не обслуживают…
Поскольку в Москву звонить из школы запрещено, пожалуйста, позвони по московскому телефону и сообщи им об этом безобразии. Может, что получится».
Справедливости ради следует отметить, что после звонка в «ЦентрТелеком» в 9.00 и разговора с коммерческим директором компании Русланом Долгушиным о дискриминации в области школьного Интернета по признаку местожительства события стали развиваться стремительно. Уже в 10:30 позвонили из «ЦентрТелекома» и поинтересовались, как связаться с волокской школой, а еще через час по сотовому оттуда сообщили: Интернет работает!
Однако договор со школой на оказание услуг связи так и не был заключен. Текст его директор выпросила в бухгалтерии роно, чтобы хотя бы представлять, куда обращаться при отключении Сети.
Опасения директора оказались ненапрасными. В начале мая «ЦентрТелеком», не поставив школу в известность, прекратил оказывать услуги доступа в Интернет. После звонка в службу поддержки оператора стало ясно, что Сеть отключена из-за неуплаты. В бухгалтерии роно сказали, что денег на волокский Интернет сейчас нет.
Несмотря на хорошие показатели по району, местное начальство фактически сделало деревенскую школу изгоем. Осознание несправедливости и собственного бесправия опять заставило педагогов просить помощи на стороне.
Частная реализация проекта «Образование»
Трудностями школьного телекоммуникационного бытия волокские жители вновь поделились со спутниковыми операторами. В середине мая школа в лице ее директора обратилась к главе группы компаний AltegroSky Сергею Пехтереву с просьбой помочь в организации доступа в Интернет. Положительный ответ был получен практически сразу, несмотря на то что в нашей стране социальная направленность бизнеса (а попросту человеческое участие) налоговыми преференциями не сопровождается. Оператор спутниковой связи решил не только установить в Волоке VSAT-терминал (рыночная стоимость комплекта около 80 тыс. руб.), но и предоставить школе услуги доступа к Сети на б е з в о з м е з д н о й основе.
Пополнение в телеком-оборудовании волокской школы: Антенна Prodelin 1,2 м Кабель высокочастотный RG-6 Опора цельнометаллическая для крепления на стену Коннекторы на кабель ODU или приемопередающее устройство 2 Вт Кабель UTP для локальной сети Модем Hughes HN 7740 S Коммутатор D-Link для локальной сети |
В июне 2011 г. силами частных компаний (напомним, Hewlett Pac-kard – компьютерный класс, HNS и AltegroSky – доступ в Интернет) в отдельно взятой деревенской школе приоритетный доступ в Сеть в образовательных интересах детей был реализован в полном объеме и со всеми необходимыми условиями: скорость в канале не менее 256 кбит/c, контент-фильтрация интернет-трафика, включая контроль доступа к экстремистским материалам. Расстояние в 450 км от Москвы не стало помехой для инсталляторов VSAT-оператора: выехали ранним утром, в тот же день установили оборудование, объединили все 10 компьютеров класса в локальную сеть через коммутатор D-Link, сфотографировались – и в обратный путь.
Да, а в соседней школе в Бологове, что в 25 км от Волока и в 60 км от райцентра, Интернета с февраля так и нет.
Решение проблемы сельского школьного образования конечно же должно быть системным, а не за счет прошений и спонсорства – с головы надо начинать. Но ведь пока солнце взойдет, роса очи выест. Хорошо еще, не перевелись у нас неравнодушные, иначе не видать бы волокским школьникам ни Интернета, ни компьютеров…