Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05-06 2017 |
Сергей БЕЛ  | 14 июня 2017 |
Меняться, чтобы выжить
Если операторы не сумеют измениться, через несколько лет крупнейшим оператором связи в стране может оказаться Google, или Yandex, или не существующий пока стартап.
Мы существуем в новой реальности. Дети осваивают смартфоны раньше, чем начинают читать и писать, а иногда и говорить. Подавляющее большинство родившихся после 1985 г. являются «цифровыми натуралами» (digital naturals): они живут в цифровом мире, сервисы для них такая же потребность, как еда или воздух. Однако решения о том, как развивать телеком и сервисы, принимают в основном люди старше 30 – цифровые иммигранты (digital immigrants). Давление стереотипов, унаследованный опыт, отставшие от происходящей трансформации регламенты и отраслевые нормативы могут привести к грустным последствиям для телеком-отрасли.
Сегмент рынка, на котором работают традиционные операторы, сжимается. Но развитие цифровой экономики не остановить – и не исключено, что через несколько лет мы будем пользоваться услугами совсем других операторов. Какие тенденции определят ближайшее будущее телекома?
Основа для будущего
Кратный рост потребности в пропускной способности каналов связи. Доходность классической передачи данных и голоса падает, а денег на строительство инфраструктуры и содержание сетей требуется все больше. При этом стоимость услуг для конечных абонентов практически не растет, т. е. доходы уменьшаются. Одни аналитики говорят, что в ближайшие годы пропускная способность магистралей должна увеличиться в десятки раз, другие – что в сотню и более. Неважно, во сколько точно, но понятно – не менее чем на порядок. А значит, операторам связи для сохранения своей традиционной схемы бизнеса придется вложить немалые средства в строительство новых сетей.
Будут ли инвестиции? На этот счет есть обоснованные сомнения, уже много лет операторы обещают инвесторам, что внедрение вот этой новой технологии (2G, 3G… теперь уже 5G) даст рост прибыли в разы, и такие обещания больше не работают. С другой стороны, существуют на рынке компании, которые за два-три года повышают капитализацию с нуля до сотен миллионов и миллиардов долларов. Это компании, которые живут в цифровом мире и формируют его. У них нет проблем с привлечением инвестиций, и они понимают, как капитализировать виртуальные услуги.
Open Computer Project (OCP). Facebook полностью открыла свои наработки и спецификации для вычислительных узлов в шкафу – Open Computer Project. Сейчас к этому открытому консорциуму присоединяются крупнейшие мировые производители. Они уже начали выпускать отдельные платы, блоки питания, конструктивы для недорогих вычислительных узлов, в разы дешевле серверов от «первых брендов». История повторяется: в 1982 г. IBM открыла все свои наработки по персональным компьютерам, в результате появились «PC-совместимые компьютеры». Собственно, ровно тогда началось массовое развитие информационных технологий, после того как цены на компьютеры снизились во много раз. Начала формироваться цифровая реальность.
Программное обеспечение open source. Энтузиасты, которым интересно делать новые программные проекты, объединяются без оглядок на границы государств и деньги, создают вполне работоспособные продукты. Открытые операционные системы на базе Linux уже стали рабочим инструментом, в силовых структурах применяются ОС на базе ядра Linux, в частности Astra Linux.
Но это только база, нужен еще прикладной слой и системное ПО. Впрочем, и это кое-где уже пройденный этап. Например, страховые компании в США, с суммарным годовым оборотом $1,7 трлн, работают полностью на открытом ПО. Там не используются базы данных Oracle или IBM, нет дорогостоящих кластеров класса enterprise, гигантских СХД от HP или EMC (ныне Dell), и даже защита данных выполнена на открытых продуктах. В основе их систем лежит полностью открытое ПО. Они базируются на распределенных сетевых базах данных, практически не имеют границ масштабирования, лицензии стоят ровно $0. Такая инфраструктура сложнее в эксплуатации, но дешевле, намного дешевле, а значит – за ней будущее.
Аппаратные платформы open source. Повсеместно распространяются не только открытое ПО, но и аппаратные контроллеры, разрабатываемые по принципам open source. Пример – проект Arduino: казалось бы, игрушка, но позволяет любому цифровому натуралу, независимо от уровня подготовки, сделать «умную вещь» с нуля. Огромная масса молодых людей пишет подпрограммы и библиотеки для этого проекта, другие разрабатывают платы, схемотехнику – и все бесплатно. Покупатель платит только за «железную» реализацию. И это далеко не единственный вариант. Сегодня любой логический и технический функционал свободно программируемого контроллера для промышленной автоматизации можно реализовать на одноплатных компьютерах. Причем стоимость готовых компонентов столь невелика, что и с дублированием и даже с троекратным резервированием конечное решение будет на порядок дешевле, чем у бюджетного тайваньского производителя промышленных контроллеров. На основе открытых аппаратных платформ промышленной автоматизации можно построить и игрушечного робота, и контроллер серверного шкафа по спецификации OCP, и компоненты автоматизации огромного завода.
Универсальные микропроцессоры. Эта тенденция может стать последней соломинкой, которая переломит спину классического телекома. Не так давно Intel купила за $200 млн разработчика микропроцессоров Soft Machine. Эта компания уже создала универсальный микропроцессор, который одинаково хорошо работает и с программами, написанными для Unix (Linux), и с программами для архитектуры x86 (Windows), и с ПО, оптимизированным для ARM-архитектур. Основная тонкость технологии заключается в наличии виртуального контроллера, который на «лету», на аппаратном уровне, обеспечивает оптимизацию работы нескольких ядер микропроцессора и разнообразного прикладного и системного программного обеспечения.
Почему так важна эта технология? Сейчас корпорациями инвестированы огромные средства в функциональные прикладные системы, работающие под управлением Windows, одномоментно от них никто не откажется, поскольку это огромные средства, вложенные во внедрение и доработки. Но появление универсального микропроцессора позволит ничего не выкидывать при смене аппаратной базы. Унаследованные программные системы будут работать на универсальных процессорах – и на них же будут работать новые приложения и сервисы. Очень важно, что при сравнимой производительности вычислительный узел будет потреблять энергии на порядок меньше, чем современный процессор Intel, – не 150, а 15 Вт (или даже 5…). На сегодня стоимость потребленной электроэнергии – это основная статья эксплуатационных затрат в цифровом мире. Никакие энергоэффективные системы охлаждения не позволяют снизить полное потребление ЦОДов в 10 раз, а такие микропроцессоры позволят. Можно не сомневаться, что технология универсальных микропроцессоров, сокращающая потребление энергии во много раз, очень скоро станет доступной.
Задержки в сетях передачи данных. Пока не существует сетей, в которых нет задержек. Задержки являются ограничивающим фактором при внедрении очень многих новых прогрессивных сервисов, которые выступают как драйверы роста цифровой экономики. Никому не нужна адресная реклама, которая запустит рекламное сообщение на смартфоне потенциального покупателя, когда тот уже прошел мимо магазина рекламодателя. Современная схема подобных услуг на базе сетей 5G, когда реклама формируется на основе обработки данных о конкретном пользователе, его текущем местоположении, и вся эта информация совмещается с оплаченным рекламным контрактом в удаленном на сотни и тысячи километров мегаЦОДе, неизбежно приводит к задержкам. Впрочем, опоздавшая реклама – это не фатально, а вот если речь пойдет о промышленном интернете, задержки могут привести не просто к отсутствию результата, а к гораздо более опасным последствиям, например к сбою технологического процесса, браку продукции и даже к аварии технологической линии. Единственный реальный выход – приближать обработку данных к потребителям.
Бесплатный интернет из стратосферы. Пока этот подход не получил особого распространения, не все технологические вопросы решены. Но Google и многие другие игроки дорабатывают технологию, имея на то достаточно средств. В ближайшее время эта или подобная технология, например на основе сенсорных сетей, будет доведена до промышленных масштабов. Для гигантов интернет-бизнеса плата за услуги передачи данных – это ограничение, они теряют часть потенциальных потребителей своих сервисов и им нужен бесплатный доступ для всех. Они зарабатывают не на передаче данных.
Складываем тенденции
Во-первых, инфраструктура должна становиться комплексной, учитывающей новые возможности распределенных вычислений, изменения в основополагающих принципах обеспечения надежности и многосвязанность.
Во-вторых, инфраструктура должна принципиально становиться дешевле, как на этапе создания и развития, так и на этапе эксплуатации, поскольку основные доходы в цифровой экономике не связаны с оплатой услуг передачи данных.
Что делать операторам, чтобы выжить
- Не просто привлекать к сотрудничеству перспективные стартапы, как сейчас, через цепочки из пяти-шести посредников, а взаимодействовать напрямую с командами специалистов, формируя внутри себя необходимые управленческие компетенции по работе с сообществами open source.
- Начать замену базовых технологий на прогрессивные архитектуры на основе открытого программного обеспечения, распределенных баз данных, вычислительного оборудования ARM-архитектуры.
- Пересмотреть подход к построению централизованных узлов вычислений и архитектуры сетей. Вновь создаваемая инфраструктура сетей и ЦОДов должна быть оптимизирована для распределенных вычислений, обработки данных непосредственно в точках возникновения первичных данных.
- Менять не только отношение к ситуации, но всю систему менеджмента, отказываться от большинства бюрократических процедур. Нужно привыкнуть доверять не брендам, а специалистам. Жизненно необходимо научиться получать гарантированный результат в условиях неопределенности и взаимодействия с формально не управляемым сообществом цифровых натуралов. По-видимому, другого выхода просто нет, прогресс не остановить, даже если он не понятен цифровым иммигрантам.
Операторы могут стать локомотивами цифровой экономики и способствовать переходу страны на новый уровень, если изменятся сами. А если нет… Через пять лет крупнейшим оператором связи в стране может оказаться, например, Virgin, или Google, или Yandex, или еще не начавший работу стартап. А остатки большой четверки будут обслуживать закрытые сегменты специальной связи и очень пожилых людей, которые не смогут освоить современные гаджеты.
Закончить хочется на позитивной ноте. Пользователи в любом случае долго страдать не будут, даже при самом жестком сценарии развития событий и полной смене операторов. Изменения реальности уже произошли, обратного пути нет, а свято место пусто не бывает. Могут поменяться названия поставщиков услуг связи, но сама связь при этом станет дешевле, а может, и вовсе бесплатной. Пользователи только выиграют.