Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2011
Светлана СКВОРЦОВА  10 октября 2011

У М2М драйверы глобальные

Компания Tele2 начала предоставление М2М-услуг в России этим летом с запуска специального льготного тарифа на SMS-трафик для «железных абонентов». Как показывает опыт, накопленный ею в Европе, силы, движущие этот сегмент в разных странах, схожи. Каковы они? Отвечает Светлана СКВОРЦОВА, директор по стратегии оператора.

Светлана СКВОРЦОВА, директор по стратегии оператора Tele2Компания Tele2 начала предоставление М2М-услуг в России этим летом с запуска специального льготного тарифа на SMS-трафик для «железных абонентов». Как показывает опыт, накопленный ею в Европе, силы, движущие этот сегмент в разных странах, схожи. Каковы они? Отвечает Светлана СКВОРЦОВА, директор по стратегии оператора.

Среднеевропейский показатель уровня проникновения М2М сегодня составляет 3%. Пусть с малых цифр, но этот рынок растет. Подталкивают его отраслевые драйверы и регуляторные требования.

Первый драйвер – заметное снижение стоимости М2М-модулей за счет роста объемов их производства и, соответственно, экономии на масштабах поставок. Если в 2003 г. она составляла 73 евро, то в 2008 г. уменьшилась более чем вдвое – до 29,6 евро и продолжает снижаться и сегодня. Второй драйвер – падение стоимости мобильной передачи данных вследствие высокого уровня развития сетей сотовой связи 3-го поколения.

Регуляторных требований тоже несколько, и они затрагивают разные стороны жизни европейцев. Так, к 2020 г. в Евросоюзе планируется добиться установки во всех домохозяйствах счетчиков потребления электроэнергии со встроенным M2M-модулем для автоматизированного сбора показаний (Automatic Meter Reading, AMR).

В этом направлении дальше всех продвинулась «домашняя» для Tele2 страна – Швеция, где внедрение систем AMR было завершено еще в 2009 г. Передача данных со счетчиков, оснащенных SIM-картами, реализована по GPRS-каналам сотовых сетей.

Еще одно требование Евросоюза связано с внедрением решения eCall. Им рекомендуется оснастить все автомобили, которые будут выпущены для европейского рынка после 2015 г. В составе решения М2М-модуль с SIM-картой и «тревожная» кнопка. Нажав на такую кнопку, водитель сможет отправить в экстренные службы сообщение об аварии. Если же он не в состоянии это сделать, сообщение о месте дорожного происшествия, а также о том, кто был за рулем, в каком направлении и с какой скоростью двигался автомобиль, будет передано диспетчеру по каналам сотовой связи автоматически.

Ожидается, что с помощью такого решения в европейских странах удастся сократить время прибытия экстренных служб на место аварии на 50% и таким образом спасать в год 2,5 тыс. жизней. Учитывая, что в Евросоюзе выпускается ежегодно около 15 млн новых автомобилей, можно представить, какой импульс придаст внедрение eCall развитию рынка M2M в среднесрочной перспективе.

В отдельных странах Европы, например в Германии, дополнительным стимулом для оснащения автомашин, в том числе грузовых, М2М-модулями является стремление более точно определять сумму дорожного налога, который рассчитывается от пройденного автомобилем километража. Такие устройства собирают точную информацию о дальности поездок, о маршрутах по платным и бесплатным дорогам, агрегируют ее и передают в налоговую службу.

А если принять во внимание концепцию «Интернета вещей», то понятно, что вследствие удешевления М2М-модулей все более интересным становится сегмент B2C, поскольку именно он позволит существенно повысить долю М2М-коммуникаций в объеме трафика в операторских сетях.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!