Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2011
Максим САВВАТИН  10 октября 2011

Интернет вещей ждет гиперрост

Конечно, 80 млн М2М-подключений в мире – это капля в море и по сравнению с количеством пользователей голосовых услуг сотовой связи, и по сравнению с количеством интернет-пользователей. Но если подумать, сколько есть устройств, способных к обмену данными, сколько транспортных средств и в западных странах, и в России, то понимаешь, что у рынка М2М колоссальный потенциал.

Максим САВВАТИН, старший аналитик iKS-Consulting Чего ожидают аналитики от мирового рынка М2М в пятилетней перспективе? Наиболее осторожные называют цифру 200–220 млн подключений, оптимисты – 800 млн. Есть прогноз о достижении к 2015 г. нескольких миллиардов M2M-подключений.

Однако никто из экспертов не говорит о том, что рост коммуникаций machine-to-machine приведет к перегрузке сетей. Ожидается, что доля М2М-данных в общем трафике за пять лет не превысит 4–5%.

Сведения о доле России в глобальном «пироге» несколько противоречивы. По нашим оценкам, к концу текущего года в РФ будет насчитываться 1,2 млн подключений. Исследование, проведенное iKS-Consulting, показало, что 95% объема российского М2М-рынка приходится на корпоративный сегмент. При этом доли выручки, которая генерируются на разных вертикальных рынках, в общем объеме неодинаковы. Почти половину – 45% М2М-доходов операторам приносят клиенты из транспортных и логистических компаний, по 20% – банки и организации жилищно-коммунального хозяйства, еще 10% зарабатываются за счет услуг в области безопасности, 3% приносит вендинг и 2% – прочие.

Если говорить о позициях, которые занимают сотовые операторы как основные движители М2М-рынка, то, по нашим данным, их доли распределяются следующим образом: 45% у МТС, 25% у «Билайна», 17% у «МегаФона» и еще 14% у других игроков, прежде всего у компаний, вошедших в состав «Ростелекома». Это направление бизнеса развивают в «Байкалвесткоме», «Уралсвязьинформе», НСС.

Почему М2М-коммуникации так интересны и актуальны именно сейчас? Сегодня рост всех основных сегментов российского телеком-рынка затормаживается. Причина – насыщение. И операторам нужно опять изыскивать новые источники дохода.

Однако, если объем рынка мобильного Интернета в России в настоящее время оценивается его игроками в 58 млрд руб., а через пять лет при сохранении темпов роста может достичь 140–150 млрд руб., то рынок M2M в части услуг, оказанных операторами, на этом фоне будет смотреться бледно и исчисляться единицами миллиардов рублей. При этом мы ожидаем, что в 2015 г. в России будет 18,5 млрд SIM-карт М2М. Но доля этого бизнес-направления в структуре доходов любого сотового оператора вряд ли превысит 1%, если, конечно, рынок не взорвет какое-то новое решение.

Впрочем, 1% доходов для сотового оператора – немного, но значимо. Это источник дохода, это драйвер развития рынка B2B, это маркетинговый инструмент, это инструмент повышения лояльности, наконец, это способ завязать отношения с крупнейшими компаниями, которым потом можно будет сделать комплексное предложение со скидками и т.д.

Что касается услуг М2М для частных пользователей, то десять лет назад этой идее не повезло. Может быть, потому, что ее приверженцы говорили в первую очередь о проводном Интернете и только потом о сотовой связи. Но самое главное, тогда была неясна ценность ее воплощения…

Понятно, что на рынке М2М будут играть не только операторы связи, но и другие компании-провайдеры таких услуг, и системные интеграторы, и поставщики оборудования. В активе у некоторых из них уже сегодня есть соответствующие решения.

Подвижки в этой области появятся не в пятилетней перспективе, а позднее – с распространением новых технологий, например печатной электроники. Но и сейчас ясно: поскольку ставку на идею «Интернета вещей» сделали Intel и Cisco, которые вкладывают в ее развитие не только интеллектуальные наработки, но и деньги, значит, через 10–15 лет объем сегмента B2C на М2М-рынке вырастет на несколько порядков. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!