Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2011
Геннадий ФОКИН  10 октября 2011

Terra incognita интеллектуальной собственности

На высокотехнологичных рынках (софтверном, наукоемкой продукции) сложилась парадоксальная ситуация. Желание поработать с новым финансово-хозяйственным инструментом – интеллектуальными правами – огромное, а навыков и необходимой документации у правообладателей чаще всего нет. Так самые высокотехнологичные бизнесы оказываются и самыми незащищенными.

Геннадий ФОКИН, председатель исполнительного комитета фонда ФИНАСИ немудрено – патенты (правоустанавливающие документы) охватывают лишь малую долю оборота интеллектуальной собственности и на программы для ЭВМ, базы данных не распространяются, а практикуемые свидетельства о регистрации программ для ЭВМ и баз данных правоустанавливающими документами не являются.

Интеллектуальные активы и их охрана

Стандартизация: шаг за шагом                               

Работа над стандартами в сфере защиты интеллектуальной собственности велась поэтапно и ведется до сих пор.

2004 г. – начала функционировать система добровольной сертификации результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности, признания и паспортизации интеллектуальной собственности, ноу-хау и единых технологий СДС ОИС (государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00).

2006 г. – созданы система страхования рисков правообладателей, страхового возмещения правообладателям в случае нарушения их имущественных интеллектуальных прав по правилам САК «Информстрах» и третейский суд СДС ОИС.

2007 г. – появились предложения заинтересованных лиц о государственной стандартизации в предметной области и спустя два года решением Росстандарта создан ТК481 «Интеллектуальная собственность».

2008 г. – разработана первая – и пока единственная – неправительственная автономная система стандартизации требований организации производственной интеллектуальной, научно-технической, селекционной деятельности и использования интеллектуальной собственности с задачами создания нормативной и правовой базы управления рисками правообладателей. Сейчас эта система стандартизована в соответствии с требованиями ФЗ «О техническом регулировании» и национальных стандартов серии «Стандартизация в РФ» как СТО.9004-11 серии «Интеллектуальная собственность и инновации».

В том же году создана ассоциированная система менеджмента качества результатов научно-технической деятельности, организованная по стандарту СТО.9001-08 серии «Интеллектуальная собственность и инновации»; началась разработка локальных нормативных актов и методических пособий серии «Интеллектуальная собственность и инновации» для отечественных правообладателей.

В настоящее время пакет нормативных актов предприятий и пособий серии «Интеллектуальная собственность и инновации» насчитывает около 30 унифицированных методик; в помощь правообладателям проводятся консультационные семинары «Интеллектуальная собственность и инновации», «Менеджмент интеллектуальной собственности по стандартизованным алгоритмам»; начата разработка нового стандарта «ИСИН. Оценка соответствия и формирование информации об объектах интеллектуальной собственности в бухгалтерском и налоговом учете. Рекомендации» (взамен СТО.9002-09). Работы по стандартизации ведутся в соответствии с требованиями СТО.9004-11 – заинтересованные лица могут участвовать в разработке и обсуждении нового отраслевого стандарта. Планом по стандартизации ТК481 «Интеллектуальная собственность» на 2011 г. предусмотрена разработка нескольких национальных стандартов. 

Интеллектуальные активы – совокупность исключительных (имущественных) интеллектуальных прав в составе нематериальных активов предприятий. Интеллектуальные права появляются только в отношении результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (это могут быть произведения, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, топологии интегральных микросхем, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения).

Средства индивидуализации (фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, товарные знаки и знаки обслуживания), по сути, результатами интеллектуальной деятельности не являются, а только приравниваются к ним в целях идентификации товаров, услуг и производителей или продавцов.

Не каждому результату интеллектуальной деятельности предоставляется правовая охрана и не каждый из них может стать интеллектуальным активом. Для этого нужна еще «оправа» – надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие наличие интеллектуальной собственности (соответствие установленным критериям, признакам) и ее использование без нарушения интеллектуальных прав. В частности, правила бухгалтерского учета ПБУ-14/2007 устанавливают эти требования в совокупности с другими условиями учета объектов нематериальных активов.

Соблюдение установленных требований позволяет наращивать имущественный комплекс предприятий в составе нематериальных активов и создавать наукоемкую высокотехнологичную продукцию с использованием интеллектуальной собственности, коммерциализовать имущественные интеллектуальные права и использовать льготы по НДС, диктовать условия адаптации, модификации, совершенствования и технического сопровождения интеллектуальных активов (например, программ для ЭВМ и баз данных).

Собственность – без защиты?

Подавляющее большинство заявляемой по договорам, включая государственные контракты, интеллектуальной собственности не имеет надлежаще оформленных документов, подтверждающих ее наличие и использование без нарушения интеллектуальных прав. Всегда есть ссылка о принадлежности исключительного права на интеллектуальную собственность, но отсутствуют процедуры признания и подтверждения интеллектуальной собственности, ее использования без нарушения интеллектуальных прав и передачи (отчуждения) исключительного права или лицензионных условий ее использования.

Такая распространенная форма, как свидетельства о регистрации программ для ЭВМ и баз данных, просто выдает желаемое за действительное – эти свидетельства отражают неподтвержденное частное мнение заявителя регистрации и не являются правоустанавливающими документами.

Патенты занимают в обороте интеллектуальной собственности не более 15%, и надеяться на них особо не приходится – их можно оперативно «перекрасить» или отозвать, например на том основании, что не соблюдены правила отчуждения прав патентования от работников. А главное – без технологической документации, носителя ноу-хау и ресурсов они практически не имеют ценности. При этом технологическая документация может рассматриваться, оформляться и использоваться как научное произведение для ограничения использования патентов без лицензии на интеллектуальную собственность в форме научного произведения.

И наоборот, эксплуатация интеллектуальной собственности (например, программы для ЭВМ) может стать невозможной при наличии в спецификации результатов интеллектуальной деятельности потенциально охраноспособных технических или художественно-конструкторских решений – т.е. интеллектуальная собственность обременений не имеет, может участвовать в финансовых операциях и хозяйственном обороте, но ее эксплуатация будет невозможна без лицензии правообладателя технических решений (например, полезных моделей конфигурации программно-аппаратного комплекса).

Результаты научно-технической деятельности (РНТД), отчеты НИОКР и другие научные произведения (например, диссертации на соискание ученых степеней), проекты, методики, учебные и методические пособия, технологические регламенты и ноу-хау, имеющие большую практическую ценность и рыночную стоимость, как интеллектуальная собственность кроме копирайта ничем не идентифицированы, а сам копирайт имеет чисто декоративную функцию. Следовательно, интересы и имущественные права правообладателей никак не защищены.

Работник тоже имеет право…

Особого внимания заслуживают проблемы служебной интеллектуальной собственности. Ее «история болезни» не ограничивается служебным заданием работнику и статьей 1295 Гражданского кодекса РФ.

Отечественные предприятия фактически имеют служебную интеллектуальную собственность, но не могут подтвердить ее наличие и использование без нарушения интеллектуальных прав (например, своих работников). Опираясь на статью 1295 ГК РФ, работодатели искренне считают, что все созданное работниками «безоговорочно» и «пожизненно» принадлежит работодателю, забывая при этом о статье 1228 ГК РФ. «Принадлежность» и «переход прав» – не однозначные понятия, за переход прав (отчуждение исключительного права на интеллектуальную собственность) надо платить авторское вознаграждение, которое не является оплатой труда, поэтому кроме трудового договора с работником-автором необходимо заключить еще и авторский договор.

В трудовом договоре возможно установить только требования к служебной интеллектуальной деятельности, последующему заключению авторского договора и к отчуждению работодателю исключительного права на интеллектуальную собственность на условиях авторского договора. Трудовой договор в силу своей специфичности не может содержать общих гражданских правовых норм, не может регулировать вопросы авторского вознаграждения, не может устанавливать требования к результатам интеллектуальной деятельности, которых еще нет, и не может служить оформлением отчуждения (перехода) работодателю исключительного права на служебную интеллектуальную собственность.

А есть ведь еще требования закона к отчуждению права патентования технических, художественно-конструкторских и селекционных решений (кстати, несоблюдение этого требования влечет за собой возможность отзыва любого патента). Есть комплекс локальных нормативных актов по организации служебной интеллектуальной деятельности, служебных заданий и отчетов о результатах служебной интеллектуальной деятельности, отчетов об оценке соответствия (признании наличия и использования интеллектуальной собственности без нарушения интеллектуальных прав), учетных документов по нематериальным активам и производственному использованию служебной интеллектуальной собственности и т.д.

Таким образом, с одной стороны мы имеем результаты интеллектуальной деятельности работников (символ и двигатель инноваций!), которым предоставляется правовая охрана. С другой – «самоуправство» работодателей, «присваивающих» интеллектуальную собственность работников, и прямое нарушение интеллектуальных прав. При этом жизнь не стоит на месте: осуществляются финансово-хозяйственные операции и предпринимательская деятельность, применяются льготы по НДС и начисляются налоги, проявляется естественная текучесть кадров и возможность претензий от наследников, клиентов, контрагентов, контролеров, инвесторов…

Легализация, реструктуризация, паспортизация

Выражения «легализация интеллектуальной собственности», «реструктуризация и приватизация имущественных интеллектуальных прав», «паспортизация интеллектуальной собственности и ее модификаций» нередко вызывают недоумение. Вместе с тем они отражают реальное состояние дел с коммерциализацией имущественных интеллектуальных прав и управлением рисками правообладателей интеллектуальной собственности.

Что же такое и зачем нужна легализация интеллектуальной собственности? В жизни каждого правообладателя наступает момент, когда он начинает «чистить авгиевы конюшни»: этот процесс актуализации и/или восстановления отсутствующей технологической документации, включая оформление и признание интеллектуальной собственности, учет нематериальных активов, коммерциализацию имущественных интеллектуальных прав и применение льгот правообладателя по НДС, как раз и называется легализацией интеллектуальной собственности.

Обычно для этого привлекают «поводыря» – стороннюю организацию или консультанта. Дело в том, что для легализации, как правило, нужны специализированные и даже эксклюзивные решения. Подавляющее большинство работников – создателей интеллектуальной собственности – не обладают необходимым кругозором и навыками работы с такими решениями. К тому же нельзя забывать о возможности конфликта интересов работников и работодателя. И наконец, практика показывает, что легализация интеллектуальной собственности с привлечением «поводыря» всегда обходится дешевле, чем решение проблем с претензиями налоговиков, инвесторов, заказчиков, покупателей.

В процессе легализации часто приходится заниматься реструктуризацией и приватизацией имущественных интеллектуальных прав, паспортизацией интеллектуальной собственности и ее модификаций. Как правило, реструктуризация вопросов не вызывает. Очевидно, что кому-то права принадлежат, а кто-то о них только заявляет: в ходе легализации все это всплывает на поверхность. 

Приватизация имущественных интеллектуальных прав – разговор особый, выходящий за рамки данной публикации. От Советского Союза в наследие России остались залежи «бесхозной» интеллектуальной собственности (аналогичная картина – с собственностью выбывших работников). Как любое имущество в общественном достоянии или «бесхозное», имущественные интеллектуальные права могут быть приватизированы (к счастью, это еще не вошло в «обычаи делового оборота»). Но организация, не желающая, чтобы ее интеллектуальную собственность кто-нибудь приватизировал, срочно должна заняться надлежаще оформленной документацией, подтверждающей ее наличие, интеллектуальные права и использование без нарушения последних.

Документация должна сопровождать интеллектуальную собственность в период всего ее «жизненного цикла» – создание, оформление, признание, использование, модификация и адаптация, коммерциализация, «авторский» надзор и сопровождение, управление рисками и защита интеллектуальных прав, обращение взысканий по решению суда и т.д.

Документы, крайне необходимые правообладателю, – это спецификации результатов интеллектуальной деятельности и паспорта интеллектуальной собственности и ее модификаций. Пока их ничтожно мало, но именно с них начинается паспортизация самой интеллектуальной собственности.

Тема паспортизации огромна и неподъемна даже для серии публикаций (она, в частности, обсуждается на консультационных семинарах по интеллектуальной собственности). Скажем вкратце, что в своем жизненном цикле интеллектуальная собственность претерпевает изменения – адаптируется и модифицируется. Если адаптация не может привести к появлению новой (производной) интеллектуальной собственности, то модификация – прямой путь к созданию новых интеллектуальных активов, с которыми нужно работать особо.

Очень важно иметь документальные подтверждения создания или отсутствия производной интеллектуальной собственности. Для этого придется вести «историю болезни» – паспорт объекта интеллектуальной собственности и ее адаптаций, модификаций без создания или появления новой. Казалось бы, пустяк; однако, когда речь заходит о нематериальных активах и применении льгот по НДС, каждая производная интеллектуальная собственность – это новые имущественные права, новые финансово-хозяйственные инструменты и новые конкурентные преимущества.

  

Пора признать: легализация интеллектуальной собственности – это то, без чего отечественный правообладатель жить уже не может. Интеллектуальная собственность и имущественные интеллектуальные права сегодня прочно вошли в экономику, определяя в ней движение в сторону инноваций.  

Стандартизация: шаг за шагом

Работа над стандартами в сфере защиты интеллектуальной собственности велась поэтапно и ведется до сих пор.

2004 г. – начала функционировать система добровольной сертификации результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности, признания и паспортизации интеллектуальной собственности, ноу-хау и единых технологий СДС ОИС (государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00).

2006 г. – созданы система страхования рисков правообладателей, страхового возмещения правообладателям в случае нарушения их имущественных интеллектуальных прав по правилам САК «Информстрах» и третейский суд СДС ОИС.

2007 г. – появились предложения заинтересованных лиц о государственной стандартизации в предметной области и спустя два года решением Росстандарта создан ТК481 «Интеллектуальная собственность».

2008 г. – разработана первая – и пока единственная – неправительственная автономная система стандартизации требований организации производственной интеллектуальной, научно-технической, селекционной деятельности и использования интеллектуальной собственности с задачами создания нормативной и правовой базы управления рисками правообладателей. Сейчас эта система стандартизована в соответствии с требованиями ФЗ «О техническом регулировании» и национальных стандартов серии «Стандартизация в РФ» как СТО.9004-11 серии «Интеллектуальная собственность и инновации».

В том же году создана ассоциированная система менеджмента качества результатов научно-технической деятельности, организованная по стандарту СТО.9001-08 серии «Интеллектуальная собственность и инновации»; началась разработка локальных нормативных актов и методических пособий серии «Интеллектуальная собственность и инновации» для отечественных правообладателей.

В настоящее время пакет нормативных актов предприятий и пособий серии «Интеллектуальная собственность и инновации» насчитывает около 30 унифицированных методик; в помощь правообладателям проводятся консультационные семинары «Интеллектуальная собственность и инновации», «Менеджмент интеллектуальной собственности по стандартизованным алгоритмам»; начата разработка нового стандарта «ИСИН. Оценка соответствия и формирование информации об объектах интеллектуальной собственности в бухгалтерском и налоговом учете. Рекомендации» (взамен СТО.9002-09). Работы по стандартизации ведутся в соответствии с требованиями СТО.9004-11 – заинтересованные лица могут участвовать в разработке и обсуждении нового отраслевого стандарта. Планом по стандартизации ТК481 «Интеллектуальная собственность» на 2011 г. предусмотрена разработка нескольких национальных стандартов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!